Что понимается под правом?

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общест­ва, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпы-

11 Обществознание 321


вается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, право означа­ет то, что «всегда является справедливым и добрым», т. е. естественное право. Во-вторых, право — это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, ме­нялось и представление о праве. Появилось множество различных право­вых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное) право, хотя и в «модернизированном» виде, но сохранились.

Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики, в особенности для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, а также его определения, положения, ка­сающиеся естественного права.

Что такое «истинный закон»? — вопрошал Цицерон. И тут же отве­чал, соотнося право не только со справедливостью и добром, но и с са­мой природой, естественным бытием человека, что это — «разумное поло­жение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга...». Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запре­щая, от преступления отпугивает. Однако оно ничего, когда это не нуж­но, не приказывает честным людям и не запрещает им и воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая».

Идеи и основные положения естественного права нашли свое отра­жение в конституционном и текущем законодательстве многих современ­ных государств. Например, в Конституции России прямо указывается на то, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадле­жат каждому от рождения» (п. 2 ст. 17). Тем самым подчеркивается, что они не даруются и не устанавливаются «свыше» каким бы то ни было го­сударственным или иным органом, а возникают и существуют в силу ес­тественных, ни от кого не зависящих причин.

Влияние идей естественного права просматривается и в Конституции Японии, провозглашающей, что «народ беспрепятственно пользуется все­ми основными правами человека» и что эти права, «гарантируемые наро­ду настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав» (ст. 11).

Наряду с названными факторами, оказывающими большое влияние на формирование представления о праве, а также на его определение, важную роль в данном процессе играют и другие факторы. Среди них следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социаль­ным назначением права в жизни общества и государства.

Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих слоев или классов, а отчасти — и всего обще-322


ства. Нет права «вообще». Оно всегда конкретно, социально обусловлено и реально.

В чем это проявляется? В первую очередь в том, что право на всех стадиях его развития освящает и закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей. Неравенство рабовладельца и раба, феодала, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя.

Даже размер наказания за убийство человека раньше ставился в зави­симость от его общественного положения. Так, по «Русской Правде» — важнейшему памятнику древнерусского права — за убийство княжеского служащего, дружинника следовал штраф (вира) — 80 гривен. За убийство «купчины» — 40 гривен. А за убийство княжеского холопа — крестьянина следовало «вознаграждение» его хозяину в размере пяти гривен.

В настоящее время в законодательстве различных государств откры­то закрепленного неравенства не существует. Напротив, каждое совре­менное государство в издаваемых им актах всячески стремится подчерк­нуть если не равенство, то, по крайней мере, равноправие всех граждан и создаваемых ими организаций. Однако, как показывает опыт, провоз­глашение формально-юридического равенства отнюдь не «исключает», а лишь вуалирует фактическое, реально существующее неравенство лю­дей. Оно, несомненно, находит свое отражение и в праве.

В современной отечественной и зарубежной литературе нет единого определения понятия права. Нет также к нему и единого подхода.

Однако среди многих определений понятия права и подходов к это­му определению можно выделить прежде всего нормативно-правовой, или нормативистский, подход, как его еще называют, к определению понятия права и к самому праву. В соответствии с ним правоопределяется не ина­че как система норм или правил поведения, исходящих от государства (ус­тановленных или санкционированных государством), выражающих волю и интересы государства и гарантируемых от несоблюдения или нарушений со стороны юридических или физических лиц государством.

Данное определение права некоторыми авторами рассматривается как «профессиональное понимание права практикующими юристами». В данном утверждении содержится значительная доля истины, ибо в юридической практике многих стран, включая Россию, используется именно такого рода представление о праве.

Среди других, наиболее распространенных подходов к определению понятия права и к самому праву выделяется также естественно-правовой подход. Суть его заключается в том, что понятие права вовсе не сводится к системе норм и правил поведения, исходящих от государства, а включает в себя также прирожденные и неотъемлемые права человека и граждани­на, такие, например, как право на жизнь, свободное развитие, труд и др.

Естественное право, по мнению сторонников данного подхода, явля­ется общим для всех людей правом, стоящим над позитивным, т. е. исхо­дящим от государства, правом.

11* 323


Наряду с названными подходами к определению понятия права в юридической литературе выделяется также так называемый интегратив-ный подход к пониманию права.

Основное кредо сторонников данного подхода заключается в том, чтобы «в интересах эффективного правотворчества» использовать разные подходы к праву и определения права, прилагая при этом усилия «к их синтезу, в рамках единого понятия».

С интегративных позиций право определяется как «совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласо­вание свободных воль в их взаимоотношении друг с другом».








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1780;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.