Социокультурные доминанты эпохи.
В результате Второй мировой войны на ведущие позиции в мировой истории выходят США, возглавившие капиталистическую систему. Фактором, сдерживавшим лидерские и экспансионистские устремления США, выступал СССР, возглавивший социалистическую систему.
Последовавший в 1991 г. распад СССР и исчезновение мировой социалистической системы еще больше укрепили современное положение США как ведущей мировой державы.
Научно-техническая революция середины XX века вызвала коренные изменения как в производстве, так и во всем обществе:
• переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли промышленности - угледобыча, машиностроение и др. - в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, то есть способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества;
• общество становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие СМИ;
• культура подразделяется на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.
Влияние традиционной гуманитарной культурыв целом падает, тем не менее она сохраняется и продолжает развиваться. Социальной значимости всей гуманитарной культуры способствовали следующие явления:
• в 70-е годы - в связи с появлением идеологии неоконсерватизма - статус религии
начинает заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к
традиционным, добуржуазным ценностям, к протестантской этике с ее аскетизмом и самоог
раничением, к возрождению религиозных корней культуры;
усиливается критика гедонизма потребления с его культом физических удовольствий и наслаждений. В искусстве ее представляет главным образом реализм. Искусство второйполовины XX века представляют:
• французскую литературу: М. Дрюон, Э. Базен, Ф. Саган, Ж. Сименон;
• швейцарскую - Г. Гессе, Ф. Дюрренматт, М. Фриш;
• немецкую - Г. Белль и Г. Грасс ;
• английскую - Дж. Осборн и Дж. Брейн, А. Мердок, Г. Грин;
• американскую - К. Воннегут и Дж. Апдайк.
Широкую популярность приобрела научная фантастика (творчество А. Азимова и Р. Бредбери).
Значительных достижений добилась американская драма, в которой особое место занимают А. Миллер, Т. Уильяме, Э. Олби. Кино и течением неореализма прославилось итальянское искусство (Р. Росселини, Л. Висконти, Дж. де Сантис, Ф. Феллини и др.
Развитие научно-технической культурыво второй половине XX века отмечено не только грандиозными успехами и достижениями, но и такими проблемами как:
• разрыв между современной наукой и средним уровнем знаний. Наука является доступной для довольно узкого круга людей - интеллектуалов и как культура недоступна подавляющему большинству людей;
• трудности всеобщего освоения компьютера и всего комплекса современной бытовой техники.
При всем многообразии возникших в 50-70-е годы течений, к научно-технической и интеллектуальной культуре прежде всего относится неомодернизм, поскольку он непосредственно связан с новейшей техникой и технологиями.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 949;