Россия при Иване Грозном. (1547-1584).

Образование единого Российского государства.

 

Окончательное становление российской государственности связано с именем внука «собирателя русских земель» Ивана III – Ивана IV Грозного, который венчался на царство в январе 1547г. Иван Грозный – первый венчанный на царство царь, равный императору в Европе. Принятие такого титула означало реализацию имперских амбиций – не только сосредоточение всей власти в руках его носителя внутри страны, но и получение исключительного права представлять ее в международных отношениях, признание престижа государства и его суверенитет.

В представлении современников, вынесенном из Византии, православное царство и православие неразделимы и взаимосвязаны, т.к. царство есть обязательное условие охранения и сохранения веры в чистоте и порядке. Позднее именно «утрата царства» будет ставиться в упрек грекам, потерявшим свое лидерство в православном мире. В 1561г. константинопольский патриарх признал право Ивана IV на царский титул.

Таким образом, в результате объединения русских земель в единое государство, появляется формула единодержавия, т.к. русский государь перестает быть ордынским данником. Единодержавие – это не только суверенность, независимость, но прежде всего – единство, целостность державы и неприкосновенность ее границ. Внутреннее единство, мощь объединенных земель обеспечивают суверенность, достойное место Руси среди сопредельных цивилизаций. Внешним, парадным выражением этого могущества, единства суверенного бытия и был царский титул.

В 1549г. вокруг царя образовался узкий круг вельмож (ближний совет), который получил название Избранная Рада (термин Андрея Курбского). Это – реформаторы дворянин Алексей Адашев, дьяк Иван Висковатый, царский священник Сильвестр, боярин Андрей Курбский, родственники жены Анастасии бояре Захарьины-Кошкины (Романовы), митрополит Макарий.

В 1549г. впервые созван представительный орган власти – Земский Собор (последний Земский Собор полного состава – 1653г., одобривший присоединение Украины к России).

Земский Собор (сер. 16в.) – это собрание высшей элиты российского общества, собираемое царем для решения важнейших задач государственности: внутренней и внешней политики, законодательства, финансов. В него входили Боярская Дума, Освященный Собор (церковные иерархи), выборные от дворянства и верхушки посадов. Земский Собор являлся совещательным органом при царе. Собор 1549г. провел общерусскую канонизацию местных святых, а также начал работу над Судебником 1550г.

Первый Земский Собор состоялся в феврале 1549г., и работал два дня. Причины его созыва: середина 16в. – это решающий момент в истории России, когда началось проведение крупных реформ, направленных к укреплению государственного аппарата, когда определился активный курс внешней политики на восток. Земские Соборы должны были добиться сплочения господствующего класса феодалов и обеспечить повиновение ему народа. Созданному в ходе московского восстания 1547г. вечу был противопоставлен новый политический орган – Земский Собор, в который вскоре оказались включены представители верхушки городского посада. Стоглавый Собор 1551г., с участием светских представителей, заседал несколько месяцев.

В судьбах земских соборов сказывались основные процессы, происходившие в Русском государстве на протяжении почти двух столетий, и приведшие, в конечном итоге, к торжеству петровского абсолютизма. Возникновение Земских Соборов рассматривается в связи с образованием единого национального государства в России, и сменой в качестве атрибута феодального централизованного государства на его ранней стадии (16-17вв.), когда царская власть для проведения централизаторской политики вынуждена постоянно прибегать к поддержке представителей духовенства, дворянства, горожан.

Земские Соборы являлись общегосударственными органами и поднимали общегосударственные вопросы, которые требовали совета сословных представителей и согласованного решения. С образованием единого государства совет при московском великом князе становится общегосударственным органом. В условиях единого государства Боярская Дума делается ядром нового представительного органа – Земского Собора.

Централизованной монархии был нужен другой властный институт взамен веча – сословно-представительный орган, который поддерживал бы политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом и явились Земские Соборы. Для современников Земские Соборы – это совещания представителей «всей земли», посвященные гос. строительству. Характер представительства на Земских Соборах:

1.по общественно-политическому положению,

2.по назначению (приглашению),

3.по выбору.

С 1547г. в Земский собор входили «Освященный собор» и Боярская Дума по положению, а с Собора 1566г. – «третье сословие» по назначению. Освященный собор и боярская дума были теми институтами, через которые происходило взаимодействие церковного и светского совещаний, т.к. в Освященный Собор включались представители феодальной верхушки, а в заседаниях Боярской Думы принимали участие высшие церковные иерархи. В работе Земских Соборов активно проявлялась организующая роль самого царя.

Однако, не были достаточно четко разграничены сферы дел духовных и земских (государственных), и не была отчетливо определена компетенция церковных и светских совещаний. Отсюда – переплетение их деятельности, недостаточная расчлененность их функций.

Основным источником по истории Земских Соборов являются соборные акты, т.е. протоколы их созыва, обсуждения поставленных вопросов, с приговором в конце (или без приговора). Первый подлинник – акт 1566г. – мнения о продолжении войны с Польшей. Последний – 1653г. – о воссоединении Украины с Россией. Формуляр соборного акта включает в себя:

1.указ о созыве собора,

2.доклад правительства (царя или от его имени – дьяка),

3.перечень сословных групп и изложение их речей,

4.царский указ на основе уложения (приговоры).

Другие источники: разрядные книги, царские грамоты, делопроизводственные материалы, публицистика, записки иностранцев и т.д.

 

Централизация – это длительный, далеко не безболезненный процесс, начавшийся еще в 15в. и растянувшийся до середины 17в. Основным его политическим содержанием являлась ликвидация удельных княжений, удар по удельной системе и ее пережиткам, создание централизованного аппарата государственной власти. Велика в деле объединения оказалась роль Русской Православной церкви. Русские – это народ во многом созданный идеологией («Святая Русь»), но созданный не напрямую, а через сменявшиеся формы идеократической государственности. Те элементы нашей цивилизации, что исторически предшествуют Московскому царству или Империи, будь то «Слово о полку Игореве», иконы Андрея Рублева или подвиг Сергия Радонежского, свой наличный для русского человека смысл обрели внутри эпохи государственного существования.

В специфических условиях России 16в. централизация проявлялась не только в строительстве этого аппарата, но и в возникновении самодержавия. Становление и укрепление самодержавия, в свою очередь, явилось этапом превращения сословно-представительной монархии в абсолютную. Централизация государства отвечала интересам подавляющего большинства господствующего класса, приведя к усилению феодального гнета, а затем и к закрепощению крестьянства.

Вместе с тем, прежде всего, на раннем этапе, централизация способствовала экономическому, политическому и культурному подъему страны, освобождению из-под ига Золотой Орды и укреплению обороноспособности государства. Начальной формой политической централизации в России явилась сословно-представительная монархия, сложившаяся на рубеже 15 и 16вв. В сер. 16в., в царствование Ивана Грозного, формируется орган сословного представительства – Земский Собор.

Реформы Избранной Рады:

- создание органов центрального управления исполнительной власти – приказов:

1.Челобитная Изба (контроль приказов),

2.Посольский приказ (внешняя политика),

3.Разрядный (военная служба),

4.Разбойный (преступления),

5.Поместный (землевладение),

6.Земский (порядок в городах),

7.Большой Приход (сбор налогов) и др.

Появление приказов отражало потребность в создании центральных исполнительных органов с относительно устойчивой компетенцией и штатом. Несмотря на то, что приказное строительство затянулось на несколько десятилетий в результате проведенной правительством Ивана Грозного реформы приказы оформились именно в качестве системы.

1556г. – Земская реформа: отмена кормлений (наместники и волостели были сменены выборными должностными лицами – губные и земские старосты). Перераспределение власти и финансовых потоков оказалось одним из способов централизации, смысл которого заключался в расширении прав, прерогатив и реальных возможностей центра. Вместо кормлений вводилась государственная подать.

Местные выборные институты были призваны отчасти компенсировать слабость государства, уже способного отказаться от кормленщиков, но еще не готового создать бюрократизированную, разветвленную ветвь административной, налоговой и судебной власти на местах. Встроенные в вертикаль власти, земские и губные органы самоуправления были призваны обеспечить функционирование государственной власти в низовом звене. Ведь в 16-17вв. реальное богатство аккумулировалось в земельной собственности, наличных денег в обращении было мало, а драгоценные металлы для изготовления монеты ввозились из-за рубежа.

1550г. – отмена местничества на войне и в составе русской армии появляется новый род войск – стрелецкая пехота (Стрелецкий приказ). Отсюда – начало всеобщего подданства, а не вассалитета, и образование бюрократии в Москве. Стрельцы – постоянное войско на жалованье, совмещали службу с занятиями ремеслом и торговлей, проживая в отдельных слободах в Москве.

Уложение о службе 1556г. – обязанность феодалов выводить на войну определенное количество людей в зависимости от размеров своего владения. Запрет передачи вотчин монастырям и переход земель опальных бояр в казну позволили образовать земельный фонд для дворянства.

Значение реформ: заложены основы сословно-представительной монархии, при которой монарх опирается на выборный совещательный орган. Эти основы не были разрушены даже последовавшей тиранией Ивана Грозного.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Централизация Ивана III. | Средневековая Англия.




Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1397;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.