Китайский исторический цикл в Средние века
В Китае так называемые «средние века», с которыми обычно связывается понятие феодализма, начались значительно раньше, чем в Европе, еще в 1-м тысячелетии до н. э.
Центральная власть в Китае опиралась на право верховной собственности на землю. Частная собственность на землю ограничивалась. Торговля, ремесло, использование природных ресурсов также находились под контролем государства.
В Китае верховным собственником земли было государство. Оно наделяло землей крестьян, требуя за это уплаты налогов, службы в армии, участия в государственных строительных работах. Необходимость защиты от кочевников привела к тому, что в III–VI вв. н. э. опорой формирующегося крупного централизованного государства стали мелкие и средние служилые феодалы. В их владениях работали различные группы зависимых крестьян, которые считались арендаторами, отдавали около половины урожая и по своему желанию отказаться от аренды не могли. На государственных землях крестьяне платили налог, который шел частично в общегосударственную казну и частично на содержание чиновничества. В VII–IX вв. в правление династии Тан феодально-бюрократическое давление несколько уменьшилось: сократились отработки, была упорядочена налоговая система, купцы, ремесленники наделялись землей. Многие проблемы решались за счет эксплуатации не ханьского населения, например, на юге (вьетнамцы и др.). Военные потребности государства способствовали постепенному формированию частного землевладения, поместной системы, усилению крестьянской зависимости.
Процесс феодализации в Китае проходил весьма своеобразно и, если сравнивать с некоторыми западноевропейскими странами или с Россией, так и не завершился. В Китае имело место крупное частное землевладение – так называемые сильные дома. Крупные землевладельцы старались подмять под себя общинников, отобрать у них земли, превратить их в максимально зависимых от себя людей. Это вело к сокращению налогов в пользу государства и оскудению казны. Положение крестьян ухудшалось и было причиной частых восстаний, основным требованием которых было возвращение земли, восстановление принципа уравнительности и системы «равных полей», которая считалась в Китае идеалом. В России между царем и крестьянством стояло дворянство, которое было фактически агентом центральной власти и главной социальной опорой самодержавной власти. В Китае между императором и населением находилось многочисленное чиновничество, которое получало жалованье из государственных доходов. Значительная часть чиновничества была воспитана на конфуцианстве, требовавшем внимательного отношения к крестьянам, главной производительной силе страны и главным налогоплательщикам. Поэтому сменявшие друг друга династии время от времени проводили социальные реформы, осуществляли конфискацию земли у «сильных домов», производили передел земли с тем, чтобы каждый трудоспособный крестьянин получил свой участок.
Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 840;