Мужчина и женщина в истории цивилизаций. Позднеантичное слово «брак» (nuptiae) имело следующие значения: I
Позднеантичное слово «брак» (nuptiae) имело следующие значения: I. Сочетание мужчины и женщины на основе божественного и человеческого права; 2. Nuptiaeiustae – позднеантичный юридический брак, иначе именуемый супружеством (matrimonium), целью которого было рождение законного потомства; 3. Брак, заключаемый свободными людьми ради долговременного публичного сожительства без юридического оформления.
Церковь свое отношение к браку и семье определила лишь в VIII–IX вв., а церковная церемония стала складываться лишь в X в. К XIV–XV вв. христианский брачный канон окончательно был принят всеми слоями общества, а брак стал рассматриваться как одно из христианских таинств. Помолвка, венчание в церкви, нетерпимое отношение к внецерковным бракам, к разводам, к гомосексуализму, к конкубинату (открытому содержанию любовницы или свободному союзу), безбрачие для духовенства и другие моменты стали правилом в Западной Европе. Проституцию Средневековье допускало в качестве «предохранительного клапана», как средство социальной разрядки.
Для этого периода была характерна моногамная семья. Современные историки применительно к Средневековью говорят о линьяже, под которым подразумевается родственная группа, объединенная общим пониманием родственных связей, патромонием, общей торговлей.
Формально нерасторжимый церковный брак стабилизировал положение женщины. Постепенно улучшалось и отношение к детям, которые первоначально считались греховными от рождения. В первой половине 2-го тысячелетия стали использовать детскую колыбель, благодаря которой стало выживать гораздо больше малышей. Начали формироваться представления о взаимных обязательствах детей и родителей друг перед другом.
«Характерные явления этой эпохи состояли в том, что культ стал более демократическим; были разработаны методы воздействия на широкие массы. Для этого прежде всего необходимо было дать возможность народу участвовать в культе, необходимы были общественные публичные церемонии, обряды, святилища, храмы, места паломничества и т. д. Появляются брахманские храмы, которые своими огромными размерами, причудливой фантастикой архитектурного стиля должны были производить впечатление на воображение масс, вселяя чувство придавленности. Устраиваются торжественные обряды, церемонии, процессии. В храмах и вне их сооружаются огромные статуи богов (древнеиндийская религия совершенно не знала изображений богов)… Необходимо было приблизить богов к массам, необходимо было создать образы народных богов, спасителей народа. Возникло своеобразное учение об аватарах (нисхождениях, воплощениях): каждое небесное божество может иметь свою аватару… Одним из них, наиболее популярным, делается Кришна – спаситель, одна из аватар Вишну. Складывается миф о его рождении на земле наподобие буддийского мифа, отчасти и под влиянием христианского мифа»[89]. Индуизм постепенно вытеснил буддизм, который получил распространение в основном за пределами Индии.
В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Конфуцианство оправдывало иерархические и патриархальные «пять отношений»: между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женою, старшими и младшими братьями, между друзьями. Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам исполнения обрядов сына обычно учил отец. Иногда обряды отправляли особые должностные лица – «профессора церемоний», которые состояли на государственной службе, но не образовывали особого сословия. Конфуцианство поддерживало культ императора, его предков, но считало, что император должен управлять страной через конфуциански образованных чиновников. Для них был предусмотрен трудный государственный экзамен. Только после его сдачи можно было получить государственную должность.
В Японии древнейшую религию (синтоизм или «путь местных богов») в середине VI в. начал теснить буддизм. Императоры (тенно) стали поддерживать буддизм («религию Бутсу», как называли его японцы), который превратился в строго централизованную государственную религию. Буддистские монастыри превратились в крупных феодальных землевладельцев. Монахи, жрецы буддизма, назывались бозу, что трансформировалось в слово «бонза». Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, делать изображения богов. Обе религии постепенно сближались, стремясь приноровиться к менявшимся социально-экономическим условиям и быть полезными власть предержащим.
Вступление огромных регионов в феодальную эпоху, существенные изменения в политических, социально-экономических и духовно-идеологических основах жизни народов Европы, Северной Африки и Азии, появление нового баланса сил при явно наметившемся обострении отношений между Западом и Востоком постепенно меняли цивилизационную картину мира. Мировое цивилизационное пространство к рубежу 1-2-го тысячелетия н. э. было совсем не похоже на то, что представлял собой мир в 1 г. н. э. В этом новом цивилизационном пространстве появилась и русская (российская) цивилизация, которой предстояло обрести свое лицо и найти свое место в мировом историческом развитии.
Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 549;