висцеральные (интероцептивные),
Кинестетические (моторные, проприоцептивные)
III. По вовлеченности анализаторов в формирование галлюцинаторного образа:
1. Простые
2. Сложные (комплексные)
IV. По условиям возникновения:
Функциональные,
Рефлекторные,
Апперцептивные,
Гипногогические,
Гипнопомпические,
Шарля-Боннэ,
Психогенные
V. По проекции:
Гемионоптические,
Экстракампинные
VI. По содержанию:
С завершенной предметностью,
Простейшие
Согласно приведенной классификации, рассмотрим все варианты галлюцинаций. По анализаторам галлюцинации делятся на: слуховые - больной слышит звуки, которых на самом деле нет - слова, оклики, голоса, которые могут приказывать, ругать, хвалить. Возникают при шизофрении, алкогольном галлюцинозе, отравлении психотическими веществами, кокаином, простых парциальных припадках., зрительные – видение зрительных образов цветных ярких или блеклых, неподвижных и целых сцен, в которых больной может принимать участие при отсутствии их в реальности, обонятельные – ощущение запаха при его отсутствии. Встречается при поражении височной доли головного мозга, шизофрении. При шизофрении чаще ощущаются неприятные запахи, гнилостные, тухлые. При герпетическом энцефалите, простых парциальных припадках обонятельные галлюцинации могут сочетаться с вкусовыми., вкусовые – ощущение не присутствующего вкусового раздражителя, приятного или отвратительного вкуса во рту. Больной может из–за этого отказываться от еды., тактильные – больной ощущает не существующие предметы - при алкогольном абстинентном синдроме, в сочетании со зрительными и слуховыми галлюцинациями., висцеральные (интероцептивные) – неприятные ощущения в теле – прохождение тока, лопание пузырьков в кишечнике, прикосновения к телу, хватание за руки,за ноги – при шизофрении, энцефалите, кинестетические (моторные, проприоцептивные) - выражаются в виде ощущений движения в объективно неподвижных органах (конечностях, языке)и их вариант речедвигательные. Необходимо дифференцировать висцеральные галлюцинации и сенестопатии, проекция которых совпадает (внутрь телесного «Я»). Основным критерием при этом является то, что первые всегда предметны (больной называет объект, его качества — размеры, форму, температуру и т. п., местонахождение, выполняемые им действия, и т. д.), а вторые беспредметны, так как являются ощущениями.
Варианты галлюцинаций по вовлеченности анализаторов в формирование галлюцинаторного образа: простые — галлюцинаторные образы возникают в одном анализаторе. Сложные (комплексные) — в формировании галлюцинаторных образов участвуют два и более анализаторов. Разновидностью таких галлюцинаций являются так называемые синестетические галлюцинации Майера-Гросса: галлюцинаторные образы в двух или более анализаторах существуют одновременно и связаны общей фабулой. Например, больной «видит» во дворе оживленно беседующих людей и до него доносится их речь. Не следует идентифицировать данные галлюцинации с ассоциированными (связанными), при которых галлюцинаторные образы последовательно сменяют друг друга в различных анализаторах в соответствии с логикой развития фабулы. Например, «голос» сообщает о каком-либо событии, которое затем возникает перед глазами больного.
Варианты галлюцинаций по условиям возникновения: функциональные — всегда слуховые. Имеют все признаки истинных или ложных, появляются лишь при реальном звуковом раздражителе, не смешиваясь, сосуществуют и исчезают вместе с ним. Их следует отличать от иллюзий, для возникновения которых также необходим реальный раздражитель. Но при иллюзиях патологически возникший образ поглащает образ реального предмета (больной слышит вместо...), при функциональных же галлюцинациях патологический образ с реальным не сливается, больной отличает его от галлюцинаций («слышит вместе с...»). Рефлекторные — заключаются в том, что правильно воспринимаемые реальные образы тут же сопровождаются появлением сходного с ним галлюцинаторного. Например, больной открывает дверь ключом и в тот же момент чувствует у себя в области сердца такой же ключ, который тоже поворачивается (пример Э. Блейлера), или больной слышит реальную фразу — и тут же в голове у utro начинает звучать идентичная или похожая на нее фраза. Гипногагические— чаще всего зрительные, но могут быть и слуховые. Появляются при закрытии глаз, в покое, чаще всего предшествуют засыпанию, проецируются на темный фон. Гипнопомпкческие — то же самое, но отмечаются в момент пробуждения. Апперцептивные— слуховые или зрительные. Появляются после волевого усилия больного, желающего их испытать. Связаны с предшествующим оживлением патологической идеаторной деятельности, в процессе которой возникает желание увидеть или услышать что-либо.
Шарля Бонне — зрительные, реже слуховые. Наблюдаются при повреждении периферического отдела анализатора (слепота, глухота), а также в условиях сенсорной депривации или изоляции (заключение з одиночную камеру, иноязычное окружение, и т. п.) в поле пораженного или информативно ограниченного анализатора. Особо остановимся на психогенных галлюцинациях. Они в свою очередь могут быть:
· доминантные — чаще слуховые, реже зрительные. Отмечаются при аффективно насыщенном переживании в момент кульминации. Имеют психологически понятное содержание, связанное с содержанием психотравмы, эмоционально насыщены и исчезают по мере дезактуализа-ции переживаний и уменьшения силы аффекта;
· эйдетические — чаще слуховые; повторение по типу клише реальных событий, сопровождавших психогенную ситуацию на одном из этапов ее развития в виде галлюцинаторных переживаний (например, постоянное галлюцинаторное воспроизведение похоронной музыки и рыданий при похоронах);
· воображения Дюпре — чаще зрительные, их фабула вытекает из идей и мечтаний, длительно и детально разрабатываемых, представляемых и вынашиваемых в воображении; условия их возникновения: приятность и желательность для пациента, который, как правило, обладает художественным типом высшей нервной деятельности и обостренным воображением (встречается при истерической психопатии);
· индуцированные — чаще зрительные; возникают по типу взаимовнушения или внушения активно галлюцинирующим больным на фоне эмоционального напряжения, приближающегося порой к экстатическому, у лиц с художественным типом высшей нервной деятельности, нередко при истерических чертах характера;
· внушенные встречаются при алкогольном делирии во время «люцидного окна» (дневного прояснения сознания) и служат основанием для дифференциации незавершенного делирия и выхода из него: симптом Рейхардта — внушенное чтение по чистому листу бумаги, симптом Ашаффенбурга — внушенный мнимый разговор по отключенному телефону, симптом Липмана — внушенные зрительные галлюцинации после предварительного десятисекундного надавливания на глазные яблоки, внушенные тактильные галлюцинации — выполнение больным внушенных действий с мнимым предметом (наматывание на палец несуществующей нитки).
Варианты галлюцинаций по их проекции.
Экстракампинные — разновидность псевдогаллюцинаций. Проецируются вне поля досягаемости соответствующего анализатора. При этом больные «видят» сзади себя, за стеной, «слышат» за сотни и тысячи километров.
Гемианоптические возникают в поле гемианопсии, чаще всего при поражении коркового конца анализатора (опухоль, травма, кистозный арахноидит, сосудистое поражение).
Варианты галлюцинаций по содержанию.
С незавершенной предметностью — простейшие (элементарные):
• зрительные — фотопсии (искры, круги, мушки, шары, линии и т. п.);
• слуховые — акоазмы — нечленораздельные звуки (шаги, шорохи, скрипы и т. п.) и фонемы — членораздельные звуки с незавершенной фразовой структурой (слоги, местоимения, оклики и т. п.).
С завершенной предметностью:
• зрительные — целостные и парциальные, моно- и полиопические, черно-белые, одноцветные, цветные, бесцветные и прозрачные; подвижные и неподвижные; сценоподобные, ландшафтные, портретные; зрительные вербальные — «видение» слов, текстов на реальных предметах или в пространстве; аделоморфные — чаще простые, лишенные четкости форм, объемности, яркости, силуэтные; аутоскопические (появление галлюцинаторного образа двойника) и отрицательные аутоскопические (исчезновение своего отражения в зеркале); по величине — нормальные, лилипутные, гигантские;
• вербальные (галлюцинаторная фразовая речь): по форме — монологи, диалоги, беседы на родном или иностранном языке; по фабуле — комментирующие, угрожающие, императивные, повествовательные, контрастные, стереотипные; по громкости — тихие, натуральные, громкие, оглушающие; по продолжительности — эпизодические, протекающие наплывами, постоянные; по звучанию — невнятные, ясные, поющие; по принадлежности — знакомые, незнакомые, мужские, женские, детские;
• тактильные — на коже, под кожей (предметы, насекомые, животные, порошок, паутина и т. п.); температурные — жар, холод; гаптические — ощущение схватывания; гигрические — ощущение влаги,
• висцеральные — эндоскопические («видение» своих внутренних органов); галлюцинации трансформации (ощущение изменяемости внутренних органов, их удлинение, перемещение); генитальные (ощущение манипуляций на половых органах — насилие, мастурбация и т. п.); «появление» внутри тела одушевленных и неодушевленных предметов.
При определении индивидуального диагноза необходимо выявить признаки утяжеления симптоматики. В патологии чувственного познания оно представлено последовательностью симптомов: психическая гиперестезия, иллюзии, простейшие или функциональные галлюцинации, истинные галлюцинации с завершенной предметностью и, наконец, ложные галлюцинации. Об облегчении симптоматики можно говорить в том случае, если прослеживается обратная динамика.
Галлюцинации встречаются в структуре всех позитивных психопатологических синдромов (психотических форм).
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1467;