Орфоэпические нормы русского литературного языка
Понятие культуры речи. Нормативно-историческое направление культуры речи. Классификация норм. Фонетические нормы русского литературного языка
Определениякультуры речидаются самые разные. В.В. Виноградов, выдающийся филолог 20 века, формулирует следующее определение:
«Культура речи– это смежная со стилистикой научная дисциплина, которая опирается на достижения и выводы других наук (грамматики, стилистики и др.) с целью живого, оперативного воздействия на языковую практику общества».
Л. И. Скворцов в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» (М., 1990 г.) дает следующее определение культуры речи:
«Культураречи – это раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры».
При широком подходе к культуре речи наиболее приемлемо следующее определение:
Культура речи– это учебная дисциплина о функционировании языка в современной речи, оптимальном выборе и организации языковых средств в зависимости
от целей, условий и содержания общения и объективных основах нормализации.
Предметомизучения культуры речи как науки является нормы литературного языка, его стили, качества хорошей речи.
Задачикультуры речи:
1. изучение функционирования языка в современной речи (того, как сейчас говорят) – этим занимается нормативно-историческоенаправление;
2. оптимальный выбор и организация языковых средств –этим занимаетсянормативно-стилистическоенаправление;
3.выработка объективных основ нормализации (что считать нормой) – этим занимаетсянормативно-эстетическоенаправление.
Нормативно - историческое направление культуры речи
Нормативно-историческое направление занимается решением следующих проблем:
♦ понятие языковой нормы;
♦ различные точки зрения на языковую норму;
♦ проблемы критериев норм;
♦ варианты норм;
♦ причины изменения норм;
♦ становление норм;
♦ нормы устной и письменной речи.
Главной проблемой в рамках данного направления является литературный язык и его норма, языковые средства, которые в данный период времени есть в языке.
Классификация норм
Норма– это совокупность наиболее пригодных (правильных, предпочитаемых) для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов. (С.И.Ожегов)
Признаки нормы:
■ норма – это совокупность правил употребления языковых средств;
■ норма исторически изменчива;
■ норма создается в процессе социальной оценки;
■ допускаются варианты нормы;
■ норма обеспечивает единство литературного языка, устойчивость независимо от территориальных, профессиональных, возрастных и иных различий говорящих на одном и том же национальном литературном языке людей;
■ норма получает кодификацию в литературном языке(т. е. закрепляется в словарях,
справочных пособиях).
Критерии правильной речи:
1) регулярная употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения;
2) соответствие этого способа возможностям системы литературного языка;
3) общественное одобрение наиболее образованной частью общества регулярно воспроизводимого способа выражения.
Классификация норм
Разделы русского языка | Нормы русского литературного языка | Виды ошибок | |
Фонетика | Нормы устной речи | 1.орфоэпические (связанные с произнесением звуков) 2.акцентологические (связанные с постановкой ударения) | 1.орфоэпические (ака[дэ[мия) 2.акцентологические (торт`ы) |
Лексика | Нормы устной и пись- менной речи | Лексические и лексико-стилистические (связанные со словоупотреблением) | 1.Лексические (практическая обувь) 2.лексико-стилистические (своя автобиография) |
Фразеология | Фразеологические и фразеолого-стилистические (связанные с употреблением устойчивых выражений) | 1.фразеологические (сесть в ботинок) 2.фразеолого- стилистические (Молчалин с Софьей на короткой ноге.) | |
Словообразование | Словообразовательные и словообразовательно- стилистические (связанные с со способами образования слов и морфемикой) | 1.словообразовательные (богатость) 2.словообразовательно- стилистические (мастерская шьет полушубочки) | |
Морфология | Морфологические и морфолого-стилистические (связанные с употреблением форм слов) | 1.морфологические (белая тюль) 2.морфолого- стилистические (кто-то движет шкаф) | |
Синтаксис | Синтаксисические и синтаксисо- стилистические(связанные с употреблением синтаксических конструкций и соблюдением правил сочетаемости) | 1.синтаксисические(оплатить за проезд) 2.синтаксисо- стилистические(он есть мой брат) | |
Орфография | Нормы письмен ной речи | Орфографические (связанные с написанием слов) | Орфографические (бюлетень) |
Пунктуация | Пунктуационные (связанные с расстановкой знаков препинания) | Пунктуационные (Опухоль болезненное новообразование в тканях организма) | |
Графика | Графические (связанные с начертанием букв, расположением абзаца) | Графические |
Орфоэпические нормы русского литературного языка
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звучащую речь. В центре внимания фонетики – звуки речи, ударение, особенности интонации.
Фонетические нормы | ||
Орфоэпические (связанные с произношением звуков) | Акцентологические(связанные с постановкой ударения в слове) | Интонационные (связанные с правилами повышения / понижения интонации в конце предложения, постановкой пауз, логического ударения) |
Яи[шн]ица, а не яи[чн]ица | Ход`атайство, а не ходат`айство | В небесах/ торжественно и чудно спит земля/ в сияньи голубом. Правильно: В небесах/ торжественно и чудно// спит земля в сияньи голубом. |
Орфоэпия – во-первых, раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения; во-вторых, совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.
Орфоэпия изучает существующие в языке варианты произношения, выбирает
наиболее соответствующие принятым традициям и тенденциям развития языка; иными
словами, орфоэпия – система произносительных норм языка. Каково же общее направление в развитии русского произношения? Ответ на этот вопрос дан ученым Л. А. Щербой: «… сближение произношения с письмом, с орфографическим обликом слова - таковы тенденции произносительных норм. Т. е., если мы пишем «далекий», то и произношение будет сближено с орфографией – далек[и]й, а не далек[ъ]й по старым нормам». Но широкое вторжение орфографического произношения не свидетельствует о том, что мы должны рабски следовать за написанием. Разрыв между написанием и произношением достаточно глубок.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 887;