Формирование и развитие марксистской философии. Неомарксизм
С именем Маркса (1818-1883) связан марксизм – философское и социально-экономическое учение, одно из наиболее значимых, влиятельных и получивших широкую известность последствий эволюции классической философской мысли. Маркс – основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии. Возникновение и предпосылки связаны с кризисом капитализма того времени и революцией 1848 г.
Источники марксистской философии разнообразны. Среди них, прежде всего, стоит выделить английский сенсуализм (особенно Локка). Именно оттуда был взят на вооружение принцип отражения как главный (и фактически единственный в марксизме) принцип гносеологии. От. учения о душе как tabula rasa тянется нить к одному из фундаментальных положений марксистского социализма — о всесилии воздействия среды на человека, а сем самым к идее переустройства всею общественного устройства и самого человека (если вы хотите, чтобы люди были "хорошими", создайте соответствующие, т.е. "хорошие" общественные порядки).
Не менее значимым источником марксизма явился французский материализм XV111 века. Именно от него получил марксизм в наследство безмерную преданность материализму: бесспорно, что основополагающим принципом философствования в марксизме является признание того. что единственной субстанцией (т.е. основой и сущностью мира) является материя, которая вечна, несогворима и неуничтожима.
От французских материалистов идет и безоговорочная приверженность атеизму и неприкрытая ненависть к религии. По-видимому, именно от них же в марксизм перекочевала идея о том. что критерием нравственности является благо большинства, идея, которая является весьма двусмысленной и даже опасной, так как делает возможным нравственное оправдание всего, что считается необходимым в интересах самого большинства.
Весьма большую роль в духовном развитии Маркса и Энгельса сыграл немецкий трансцендентальный идеализм. Нельзя забывать, что Кант, которого они вслед за Гегелем подвергали критике, весьма ярко подчеркнул значение идеи о примате практического разума перед теоретическим. Чувствуется и влияние идей Фихте: субъект не вещь, а активный деятель, история человечества может быть разделена на предысторию и подлинную историю, когда люди начнут сознательно пересоздавать свою общественную среду на принципах, диктуемых разумом, а приход этого времени означает скачок человечества из царства необходимости в царство свободы.
Идея триады (правда, может быть больше через Гегеля, чем Фихте) также произвела на основоположников марксизма впечатление. Однако наибольший вклад в формирование их взглядов из всех представителей трансцендентального идеализма принадлежит Гегелю. Он обосновывал один из важнейших принципов, лежащих в основе марксизма: развитие истории есть реализация необходимости. В марксизме он превратился в твердое убеждение в то. что в истории человечества существуют законы, действующие с такой же неизбежностью, что и те законы, которые открывает в природе естествознание. Отсюда ясно, что если эти законы познать, то их можно использовать для сознательного и целенаправленного переустройства общества. Была заимствована и гегелевская идея о том, что объективный и необходимый ход истории не подлежит моральной оценке, и. следовательно, в нем может быть оправдано то, что в соответствии с общепринятыми в общежитии людей нравственными представлениями осуждается, когда речь идет о взаимоотношении личностей. Анализ содержания ранних работ Маркса показывает, что гегелевская категория отчуждения была сознательно использована им для обоснования необходимости борьбы с существующими социально-экономическими порядками. Но, пожалуй, поистине неоценимую услугу Марксу и Энгельсу оказала гегелевская система, претендовавшая на то, что, будучи обобщением истории всей предшествующей духовной жизни человечества, она в сжатом виде представляла логику исторического процесса в целом. Именно эта логика в переработанном виде обернулась тем. что в рамках марксизма получило название материалистической диалектики. Наконец, как признавался сам Энгельс, огромное влияние на него и Маркса оказал Фейербах своей критикой трансцендентального идеализма и религии.
Нельзя так же пройти мимо того факта, что заметное влияние на Энгельса, а именно ему принадлежит заслуга создания философской системы в марксизме, оказали некоторые идеи позитивизма.
В целом марксизм как философское учение, несмотря на всю критику предшествующей философии и претензию на совершение в философии революционного переворота (кстати говоря, такую же претензию выдвигали и основатели позитивизма и "философии жизни"), продолжил и развил вторую европейскую форму рационализма и довел ее до логического конца. В этом деле он. пожалуй, превзошел даже Гегеля, Последний, объявив существующий мир разумным, тем не менее, не отрицал существование в нем зла. Маркс же обещал идеальное общество без недостатков.
Основные принципы философии М.:
Идея практики: В чем же состояла принципиальная новизна философских идей Маркса? До Маркса все философы ограничивались констатацией зависимости человека, его практической и познавательной деятельности от природы. В «Экономическо-философских рукописях 1644 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли об общественной (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли определило направление, в котором Маркс преобразовывает материализм.
Уже в «Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. До Маркса практическая жизнь людей третировалась как что-то грязно-торгашеское, античеловеческое и враждебное разуму и высшим философским ценностям.
В действительности именно труд как преобразование природы и активное одновременное преобразование людьми своих собственных общественных отношений и составляет бытие человека в обществе. Таким образом, практика является наиболее глубинной основой и характеристикой человеческого мира.
Главная, фундаментальная философская идея Маркса состоит в том, что практика:
1 исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре в ее даже самых далеких от практики проявлениях.
2 практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми.
3 практика – исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.
4 практика есть предметная деятельность, поскольку люди действуют не в безвоздушном пространстве, не в «чистом мышлении», а в реальности, где приходится преобразовывать то, что дает природа, и то, что уже создано другими людьми, то есть различные предметы.
Соответственно все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики. Они выражают, осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем. И именно в исторической практике в конечном счете и решаются все те теоретические проблемы, которые кажутся мыслителям исключительно делом просвещенного философского разума.
Так Маркс значительно расширил и развил сферу действия главного положения материализма. Материализм был распространен на область общественных явлений, общественной жизни. Практическая деятельность людей – преобразование природного мира (производство) и преобразование людьми самих себя – является основой изменений в духовном мире.Практика- явление всемирно-историческое.
По М. философия – наука, направленная не просто на объяснение мира, а на его практическое изменение.Филофоия Маркса и Энгельса с 1844 г. представляет собой диалектический материализм, включающий в себя материалистическое понимание истории, человека, общества. Фундаментальным принципом марксистской ф-ии становится принцип практики, которая подразумевает всю совокупную деятельность человечества по преобразованию природы и обществаи в процессе которой происходит познание мира.
Природа чел общественна, высока роль практики как основы и критерия истины. Строит ф подобно Гегелю – по научному методу. При выработке научных воззрений восходит от конкретного к абстрактному, на стадии научного изложения – от абстрактного к конкретному. Маркс сознательно стремился к созданию науки об обществе. Считал, что надо четко понимать двойственную природу внешнего мира (первичного по отношению к внутреннему духовному миру человека). Внеш. мир: 1) Природа; 2) То, что создано людьми из природы, т.е. продукты труда, общественного труда. В общественном труде человек покидает свой внутренний мир, отсекая спонтанность сознания. Т.о. сферу обществен труда можно описать научно, посредством научных законов, кот дает пролетарская политическая экономия. Экономические отнош определяют все др общественные отношения – правовые, политические, религиозные, нравственные.
Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект - это предмет приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ, гос).Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является практической. Практика связала теорию исторического процесса с гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей практической деятельности.
Осн. тезисы:
1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания;
2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата;
3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности;
4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики;
5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни;
6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.
Материалистическая диалектика.В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая Д. выражается в системе категорий и законов. В философии Маркса Д. рассматривается и как теория познания и как логика. Это вытекает из того, что человеческое мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, поэтому не могут противоречить друг другу в своих результатах. Д. как теория познания основана на принципе отражения и представляет собой применение Д. к процессу и развитию познания. Она изучает такие проблемы, как познавательность мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности. Предмет исследования Д. как логики - творчески познающее мышление, его логическая структура и соотношение их элементов - понятий, суждений, теорий. Д. как логика изучает принципы и закономерности формирования изменений и развития знания, средства и методы их получения и проверки. У Маркса единая Д. выступает в 2 различных, но взаимосвязанных формах - объективной и субъективной, т. е. в виде Д. развития самого объекта, а также отражений и аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная Д. выступает как логика и гносеология.
Общая философия -диалектический материализм, в рамках которого развита теория исторического процесса- исторический материализм. Основными системообразующими принципами являются следующие :
- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление).
- принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;
- принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;
- принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение противоречий;
- принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.
Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.
Основ достижения диалектико-материалистического способы мышления: 1) критика недостатков капитализма; 2) разработка проблемы практики, как критерия истины; 3) уяснение природы общественного.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1083;