РУССКИЙ ТЕАТР ОТ ИСТОКОВ ДО КОНЦА XVIII ВЕКА
Вопросом об истоках русской культуры задавались многие мыслители. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский пытался осмыслить истоки особенностей русского национального характера. Он отмечал: «Лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки. Но лес всегда был тяжел для русского человека… он никогда не любил своего леса… И древнерусский человек населил лес всевозможными страхами… Не менее важна для русской ментальности и степь…своим простором она воспитала в древнерусском южанине чувство шири и дали… Но степь заключала в себе и важные исторические неудобства… Она была вечной угрозой для Древней Руси…» (В.О. Ключевский. «Курс русской истории»). Но многочисленные реки приучили русских к общительности, воспитали дух артельности, предприимчивости. Они не только поили и кормили, но и соединяли разбросанных на большой территории людей, а также способствовали общению с другими народами. И трудной задачей было оформить, организовать эту необъятную землю.
Русская культура обладает некой двойственностью: в ней сталкиваются и приходят во взаимодействие Восток и Запад. И, как отмечал Н. Бердяев, «русский народ не есть чисто европейский и не чисто азиатский народ… И всегда в русской душе боролись два начала – восточное и западное».
Своеобразная «пограничность» русской культуры изначальна, и именно она вела ее путем взлетов и падений, творческих озарений и трагических катаклизмов.
Что же качается русской театральной культуры, то процесс ее формирования протекал стремительно.
Русский театр делал свои первые шаги в ту пору, когда испанский театр прославился такими именами как Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина, на английской сцене шли блестящие трагедии и комедии Шекспира, а на французской сцене снискали славу Корнель, Расин, Мольер.
Но пройдет всего только два столетия, и русская классическая драматургия получит мировое признание, начнет играть ведущую роль в дальнейшем развитии всей европейской театральной жизни.
Русский театр не прошел всех стадий самообразования из фольклорных обрядовых форм, как это имело место в некоторых других театральных культурах. В конце XVII века Россия соприкасается с уже сложившейся западноевропейской театральной системой и многое заимствует. Но это заимствование не было явлением слепого подражания. Государственные интересы требовали, чтобы Россия на определенном этапе своего развития встала на путь освоения передовых европейских достижений в самых различных областях.
С первых шагов своего существования русский театр стал органическим явлением русской общественной жизни.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 1090;