Л Е К Ц И Я № 50. Сциентизм и антисциентизм

Сциентизм— абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

Начал складываться в философии конца XIX — начала XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в культуре. В этих условиях возник и антисциентизм.

Во время научно-технической революции в связи достиже­ниями науки проявились отрицательные черты сциентизма: он не учитывал сложную системную организацию общественной жиз­ни, где наука занимает важное, но не доминирующее место. В ка­честве образца науки сциентизм обычно рассматривает есте­ственные и точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а идейной ориентацией, сциентизм проявля­ется по-разному: от внешнего подражания точным наукам (ис­кусственное применение математической символики, нарочитое придание анализу философско-мировоззренческих или социаль­но-гуманитарных проблем формы точных наук — аксиоматиче­ское построение, система дефиниций, логическая формализа­ция) — до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицания философско-мировоззренческой проблема­тики как лишенной познавательного смысла и значения (неопо­зитивизм).

Сциентизмнедооценивает своеобразие философии по сравне­нию с другими науками, в отрицании философия выступает как особая форма общественного сознания.

Сциентизм в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, иссле­дуемыми в естественных науках, с игнорированием ценностных моментов, построений, имеющих выход в социально-философ­скую сферу, с абсолютизацией количественных методов в со­циальных исследованиях.

Антисциентизмнастаивает на ограниченности возможностей науки в решении проблем человеческого существования, в край­них проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию.


Философия— нечто принципиально отличное от науки, нося­щей утилитарный характер и не способной подняться до понима­ния подлинных проблем мира и человека. Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного иссле­дования.

Крайние формы: Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Н. Бердяев — стре­мление рассматривать действительность с позиции человека, тра­гически борющегося с миром, куда входит и наука.

К сциентизму тяготел марксизм, отрицая его игнорирование сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об отношении разных форм общественного сознания.

Реакция на сциентистские утопии — усиление антитехниче­ской волны.

Развенчание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни антиутопии, которых в XX в. создано множество: Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бредбери, братья Стругацкие, М. Замя­тин, О. Хаксли и др.

В их произведениях отображены резко критические образы технобудущего, где наука и техника совершенны, но подавлены свобода и индивидуальность.

Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. Нельзя игнорировать роль ан­тиутопий как предостережения человечества, не контролировать развитие науки и техники, не учитывать потребностей человека, духовно-нравственных целей и ценностей.


ЛЕКЦИЯ № 51. Человек в «философии жизни»

XIX—начало XX в. — появление ряда новых философских те­чений.

«Философия жизни»(В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон): дух — субстанция культуры — может быть понят не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции.

Культура— самобытная и локальная реальность с особым менталитетом, душевным настроем.

Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ, филолог, проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма: культура — средство подавления и порабощения человека.

«Философия жизни» —оппозиция классическому рационализ­му, реакция на кризис механистического естествознания, бази­рующегося на принципе строгости и точности испытующего ума.

По традиции немецкого романтизма жизнь — это первичная и исходная реальность.

Для Ф. Ницше характерно необычное употребление понятия «философия».

Идеи — в форме фрагментов и афоризмов. Ему чужды попыт­ки построения философской системы. По Ф. Ницше мир — по­стоянное становление и бесцельность, что выражается в идее веч­ного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи» выступает как момент устойчивости в хаосе становления.

Теория познания в классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя.

Высказывания Ф. Ницше проникнуты субъективизмом и аг­ностицизмом.

Отвергая принципы демократии и исторического прогресса, он противопоставляет им amor fati — любовь к судьбе; отвергает идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность че­ловеческой природы».

Ницшеанский «сверхчеловек»— критика морали, которая раз­лагает, предполагая послушание, терпение, совестливость: все


это размягчает и расслабляет волю человека. Ницше Ф. гипертро­фировал волю, особенно к власти: проповедовал культ сильной личности, одержимой жаждой власти. Критерии морали носят чисто произвольный характер, все формы человеческого поведе­ния маскируют волю к власти.

Начало ХХ в.Популярно учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859—1941) — интуитивизм. Философия жизни — генеральное возражение против материалистически-механисти­ческой и позитивистской философии. Это — учение об интенсив­ности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соот­ношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Значимо стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и ра­звитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догмати­ческий рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстан­ции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена вверх, а материя — вниз.

В гносеологии А. Бергсон противопоставляет интеллект ин­туиции:

1) интеллект— орудие работы с материальными, простран­ственными объектами;

2) интуициядает человеку возможность схватывать суть «жи­вой целостности» вещей, явлений.

В метафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) А. Бергсона жизнь — метафизически-космиче­ский процесс, «жизненный порыв», по мере его ослабления жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, неодуше­вленную массу — вещество. Человек — творческое существо, и через него проходит путь «жизненного порыва».









Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 741;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.