Л Е К Ц И Я № 4 4 . Философия Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий фи­лософ, объективный идеалист, представитель немецкой класси­ческой философии.

Создал систематическую теорию диалектики —науку, основан­ную на логике, системе понятий, разуме — «что разумно, то дей­ствительно; и что действительно, то разумно».

Абсолютное тождество бытия и мышления — главный системо­образующий принцип в философии Г. Гегеля, последовательно конкретизируемый в логике, природе, мышлении (духе).

Первооснова мира— абсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея) — безличностная, вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, об­щества и познания. Она внутренне (имманентно) присуща всем проявлениям материального и духовного, объективного и субъек­тивного, составляет их скрытую сущность. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей.

Центральное понятие диалектики Г. Гегеля — развитие — ха­рактеристика деятельности абсолюта.

Общая схема мирового развития:

1) сверхвременное движение абсолютной идеи в области чи­стой мысли в восходящем ряду все более конкретных катего­рий (бытие — ничто — становление; качество — количество — мера; сущность — явление — действительность — понятие — объект — идея, завершающаяся абсолютной идеей);

2) погружение себя в природу — в состояние инобытия, и возвращение в себя — через воплощение в человеке — в формах психической деятельности (в мышлении, в осозна­нии себя, обретении воли и других личностных качеств) («субъективный дух»);

3) сверхиндивидуальность «объективного духа» (право, мо­раль и нравственность — семья, гражданское общество, госу­дарство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, филосо­фия как формы самосознания духа).


Противоречие по И. Канту — внутренний источник развития, описываемого в виде триады.

Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Г. Гегелем в новных трудах: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Основатель теории противоречия — Гераклит. Смысл диалектического противоре­чия впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существен­ный момент в определении предмета. Противоречие пронизыва­ет всю философию Г. Гегеля. Любые предмет, понятие, явление, реализуясь, исчерпывают себя и переходят в свое иное. Любая ка­тегория, являясь результатом противоречия, содержит в себе но­вое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последова­тельный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалек­тические принципы, законы и категории, которые образуют си­стему гегелевской диалектики. История — «прогресс духа в созна­нии свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Анализируя категорию отчуждения, предметную деятель­ность, Г. Гегель рассматривает человека и историю как результат его собственного труда. Осуществление буржуазно-демократиче­ских требований Г. Гегель видел в компромиссе с феодально-со­словным строем в рамках конституционной монархии. Произве­дения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права».









Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 488;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.