ДИСРЕГЕНЕРАЦИЯ
• Дисрегенерацию следует рассматривать как результат срыва адаптивной воспалительно-репаративной реакции.
Опыт изучения разнообразных патологических ситуаций свидетельствует о том, что в определенных условиях адаптивная воспалительно-репаративная реакция может перейти в хронический патологический процесс. Полом гомеостатических механизмов на разных уровнях регуляции (межклеточные взаимодействия, гуморальный, иммунный, нейротрофический) ведет к нарушению и извращению стереотипной кинетики процесса, разобщению воспаления и регенерации, неадекватному фиброзу. Процесс теряет защитно-приспособительный характер. ■ В этих условиях есть все основания говорить, что понятие "дисрегенерация" близко понятию "патологическая регенерация" (гипо- или гиперрегенерация), но неидентично ему: оно шире понятия "патологическая регенерация", но главное — в нем сокрыто появление нового качества — атипии. Поэтому дисрегенерация, вероятно, причастна к формированию как тканевой диспла-зии, так и метаплазии.
Проявления дисрегенерации условно можно разделить на несколько групп:
▲ выраженное торможение репарации с возможным рецидивированием — длительно не заживающие кожные раны и трофические язвы, хроническая язва желудка и других слизистых оболочек, замедленное заживление инфарктов и других очагов некроза органов и тканей и т.д.;
▲ хронические воспалительные процессы;
▲ склеротические процессы, если они имеют неадекватный и прогрессирующий характер и ведут к нарушению функции органа (цирроз печени, пневмосклероз, кардиосклероз, нефросклероз и др.).
Важно, что компоненты повреждения, воспаление и склероз имеются во всех группах. Особую группу составляют так называемые фиброматозы (келоидные рубцы, контрактура Дюпюитре-на, узелковый фиброзит, десмоид и т.д.), которые относят к псевдоопухолевым процессам (в развитии их важное значение имеет наследственная дисплазия, провоцирующими моментами являются травма, воспаление, ишемия).
Причины "перехода" адаптивной регенерации в дисрегенерацию (как общие, так и местные) различны:
▲ изменение реактивности организма;
▲ врожденная или приобретенная неполноценность хемотаксиса, фагоцитоза и секреции нейтрофилов и МФ;
▲ иммунные дефициты, нарушения ГЗТ или антителогенеза;
▲ нарушение межклеточных и межтканевых корреляций;
▲ неполноценность сложных систем регуляции пролиферации и хемотаксиса ФБ, биосинтеза, фибриллогенеза и лизиса коллагена;
▲нарушения нейроэндокринной регуляции.
Нередки сочетания этих причинных факторов. Большое значение имеют как величина, так и перманентность действия повреждающих факторов, что вызывает истощение защитных механизмов. Не меньшее значение имеют и недостаточность сосудистой или нервной трофики, наличие авитаминоза, сахарного диабета, угнетение кроветворения, облучение и др.
Результаты изучения проявлений дисрегенерации позволяют наряду с патогенетическими и морфологическими особенностями выделить важные общие закономерности, связанные с нарушением межклеточных взаимодействий [Шехтер А.Б., 1987]. В большинстве случаев наблюдается ослабленный и незавершенный фагоцитоз микроорганизмов нейтрофилами, в случае инфекции — снижение в них уровня гликогена, слабая активность щелочной и кислой фосфатаз, интенсивный распад клеток. Это свидетельствует о расстройстве нейтрофильного звена реакции, хотя количество клеток может быть большим. Страдает и макрофагальное звено регуляции. Миграция моноцитов замедлена, а содержание МФ часто значительно снижено, по-видимому, в связи с расстройством медиаторного взаимодействия и хемотаксиса. Фагоцитарная функция МФ угнетена. Резко замедляется очищение ткани от продуктов распада. Значительно уменьшено содержание МФ секреторного типа, количество макрофагально-фибробластических и других межклеточных контактов. Это приводит к выраженному торможению пролиферативной фазы процесса. Практически отсутствуют митозы ФБ, замедлена их диф-ференцировка в зрелые формы, отсутствуют или слабо выражены признаки секреции коллагена и протеогликанов, фибрилло- и фиброгенеза, созревания коллагеновых волокон. Малочисленностью миофибробластов обусловлено торможение контракции. Регенерация эпителия или мышечной ткани замедлена вследствие воспалительной инфильтрации, незрелости или вторичных некротических изменений грануляционной ткани, нарушения стромально-паренхиматозных взаимоотношений.
В этих условиях формируется неполноценная грануляционная ткань. Она бедна фибробластами и волокнами, резко отечна, инфильтрирована нейтрофилами, а часто и лимфоцитами с Цитотоксическими свойствами. Вероятно, меняется спектр секреции лимфокинов с преобладанием ингибирующих, а не индуцирующих факторов. В части случаев при хроническом воспалении отмечается избыточная и персистирующая макрофагальная инфильтрация (особенно при гранулематозных процессах). Но в этих условиях макрофаги часто не стимулируют, а тормозят рост
ФБ и коллагеногенез (по-видимому, меняя спектр секретируемых монокинов), к тому же макрофаги усиливают коллагеноли-зис, поддерживая воспаление. Макрофагально-фибробластическое взаимодействие нарушается. В связи с сохраняющимся гипо-ксическим градиентом постоянно продолжается рост сосудов (иногда это приводит к гипергрануляциям), но гипоксия не устраняется. Причина этого — в значительно более выраженных, чем при остром воспалении, изменениях сосудов, особенно микроциркуляторных.
Для неполноценной соединительной ткани характерна нестойкость к вторичным некрозам. Она объясняется, кроме сосудистых и метаболических (преобладание катаболизма) расстройств, дефектным фибриллогенезом, проявляющимся в образовании поперечно исчерченных филаментарных агрегатов, нестойких к протеазам — зебровидных телец, которые продуцируются не только ФБ, но и клетками воспалительного инфильтрата. В связи с нарушением регуляции созревания и инволюции ткани возникает неравномерный склероз и гиалиноз с последующими "волнами" вторичного некроза и воспаления, принимающего хронический характер. Часто присоединяются гиперергические реакции, проявляющиеся фибриноидным некрозом стенок сосудов и ткани. Воспалительная реакция приобретает черты хронического иммунного воспаления.
Чередование неполноценного склероза, повторного некроза и обострения воспаления резко меняет структуру грануляционной ткани: исчезают вертикальные сосуды, образуются ячейки плотно расположенных измененных сосудов, окруженных разрушающимися Рубцовыми полями. Нарушаются коррелятивные взаимосвязи грануляционной ткани и эпителия. Волнообразное склерозирование и разрушение грануляционной и рубцовой ткани ярко проявляется при многих инфекционных и неинфекционных хронических воспалительных процессах, трофических язвах, хронических язвах желудка и др.
Во всех этих ситуациях в связи с нарушением описанных выше ауторегуляторных механизмов заживления извращаются связи между повреждением, воспалением, регенерацией и фиброзом: персистирующее повреждение (некроз) ведет к хроническому воспалению, последнее — к незавершенной регенерации (формированию персистирующей грануляционной ткани), которая, в свою очередь, ведет к прогрессирующему склерозу, неполноценной грануляционной и фиброзной ткани, склонным к вторичной деструкции. "Порочный круг" замыкается (схема 24), формируется патологическая самоподдерживающаяся система, выходящая в известной мере из-под регулирующего влияния организма, ведущая себя иногда "агрессивно". С большей полнотой эта схема относится к хроническому воспалению, незажившим дефектам, поствоспалительному склерозу и в меньшей мере — к склерозу органов, в которых дистрофические изменения паренхимы превалируют над воспалением и не формируется грануляционная ткань. Однако и последние можно считать проявлением (исходом) дисрегенерации.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 962;