ПАРЕНХИМАТОЗНЫЕ ДИСПРОТЕИНОЗЫ
• Паренхиматозные диспротеинозы, или паренхиматозные белковые дистрофии, характеризуются нарушением обмена цитоплазматических белков, которые находятся в свободном или связанном состоянии. Связанные белки входят в состав липопротеидных комплексов мембран клетки; к свободным белкам относятся главным образом ферменты.
Развитие паренхиматозных диспротеинозов сопровождается изменением физико-химического состояния белков, появлением в цитоплазме включений белковой природы. Нарушение обмена белков нередко сочетается с расстройством водно-электролитного обмена в цитоплазме, изменением коллоидно-осмотического давления, что ведет к ее гидратации.
Паренхиматозные диспротеинозы морфологически представлены гиалиново-капельной и гидропической дистрофией. Исходом каждой из них может быть некроз клетки: коагуляционный фокальный или тотальный — при гиалиново-капельной и колликвационный фокальный (баллонная дистрофия) или тотальный — при гидропической дистрофии.
Для паренхиматозных диспротеинозов характерны лишь микроскопически обнаруживаемые изменения — накопление в цитоплазме гиалиновых капель при гиалиново-капельной дистрофии и увеличение обмена клеток за счет гидратации цитоплазмы и появления вакуолей, содержащих прозрачную жидкость, при гидропической дистрофии.
Механизм развития того или иного вида паренхиматозного диспротеиноза может быть раскрыт только на основании анализа особенностей функционирования систем клетки (клеточных коопераций), обеспечивающих специализированную функцию органа [Серов В.В., 1972]. Это может быть показано при анализе паренхиматозных диспротеинозов почек и печени.
Почки.Развитие гиалиново-капельной и гидропической дистрофии нефроцитов при нефротическом синдроме (сочетание массивной протеинурии с отеками, гипо- и диспротеинемией, гиперхолестеринемией и гиперлипопротеидемией) связывают с механизмом инфильтрации, но этого недостаточно, чтобы понять суть этих дистрофий. Такая возможность возникает лишь при морфологическом анализе состояния при нефротическом синдроме мембранно-ферментных систем нефроцита, ответственного за реабсорбцию белка и воды.
Рис. 1. Вакуолярно-лизосомальный аппарат реабсорбции белка нефроцитом.
1 — вакуоли, заполненные белком;
2 — предсуществующие лизосомы;
3 — слияние лизосомы с вакуолью, заполненной белком;
4 — лизосома с инкорпорируемым и перевариваемым белком; ПК — пластинчатый комплекс. Стрелками показаны последовательные этапы реабсорбции белка.
Как известно, проксимальная реабсорбция белка осуществляется с помощью вакуолярно-лизосомальной системы нефроцитов — системы переваривания фильтрующегося в норме белка и его утилизации (рис. 1). Реабсорбция воды и натрия связана с ба-зальным лабиринтом и обеспечивается главным образом натрий-и калийзависимыми АТФазами.
Выявлено, что при гиалиново-капельной дистрофии нефроцитов накопление белковых включений в цитоплазме и ее деструкция обусловлены несостоятельностью вакуолярнолизосомального аппарата реабсорбции белка в условиях повышенной порозности гломерулярного фильтра при нефротическом синдроме. Сами гиалиновые включения представляют собой заполненные белками, "задыхающиеся" и распадающиеся лизосомы, что определяет высвобождение их ферментов и вторичную деструкцию.
Гидропическая дистрофия нефроцитов обусловлена недостаточностью другой системы реабсорбции — системы базального лабиринта, который в тех же условиях повышенной порозности гломерулярной базальной мембраны переполняется поступающей в клетку водой и "поднимается" к щеточной каемке, разрушая мембраны и образуя баллонные структуры — гидропическая дистрофия становится баллонной (фокальный колликвационный некроз).
Как видно, механизмы развития гиалиново-капельной и гидропической дистрофии в почках при нефротическом синдроме разные, коль скоро они отражают недостаточность разных систем проксимальной реабсорбции.
Печень.При оценке гидропической дистрофии гепатоцитов следует руководствоваться тем же морфологическим анализом особенностей функционирования печеночных клеток, обеспечивающих специализированные функции органа. Известно, что для выполнения синтетической (белковосинтетической) и антитоксической функции гепатоциты детерминированы структурно: темные гепатоциты периферии долек богаты ультраструктурами синтеза, светлые гепатоциты центров долек — ультраструктурами детоксикации и гидролиза. При воздействии на печень вируса гепатита В избирательно реагируют темные, а токсичных веществ — светлые гепатоциты. При этом дистрофия их отражает разные по своей сути процессы: гидропическая дистрофия темных гепатоцитов — извращенную белковосинтетическую функцию, подчиненную репродукции вируса, та же гидропическая дистрофия светлых гепатоцитов — недостаточность системы детоксикации. На основании этих данных возникает вопрос о значении функциональной гетерогенности структуры при морфофункциональной оценке дистрофического процесса.
При паренхиматозных диспротеинозах в гепатоцитах могут появляться гиалиноподобные включения — развивается процесс, близкий к гиалиново-капельной дистрофии. Среди этих включений наибольший интерес представляет алкогольный гиалин (тельца Маллори). Его находят в гепатоцитах чаще при остром алкогольном гепатите, а также при первичном билиарном циррозе печени, гепатоме, холестазе. Эти тельца располагаются обычно перинуклеарно в виде ацидофильных глыбок или сетчатых масс. Электронная микроскопия подтверждает фибриллярное строение этого белка, который является продуктом синтеза гепатоцитов.
Алкогольный гиалин определяет ряд реакций как в печени, так и за ее пределами, что обусловлено рядом его свойств. Он обладает хемотаксическими свойствами и определяет прежде всего лейкотаксис, поэтому он окружен, как правило, полиморфно-ядерными лейкоцитами (характерный признак острого алкогольного гепатита). Алкогольный гиалин оказывает цитолитическое действие на гепатоциты, с чем связано развитие в печени своеобразного склерозирующего гиалинового некроза", и коллагеностимулирующее действие, определяя хроническое прогрессирующее течение алкогольного гепатита и развитие цирроза печени. Иммуногенные свойства алкогольного гиалина позволяют ему участвовать в гуморальных и клеточных иммунных реакциях, что и обусловливает развитие системной патологии. Антиген алкогольного гиалина обнаруживается в составе циркулирующих иммунных комплексов, с чем связано развитие иммунокомплексного поражения почек — гломерулонефрита. Иммунокомплексное повреждение почек, как видно, связано с синтезом алкогольного гиалина печенью, циркуляцией антигена алкогольного гиалина в крови с последующей фиксацией его в составе иммунных комплексов в клубочках почек.
■ Таким образом, можно говорить о системных проявлениях паренхиматозных диспротеинозов, в частности своеобразной гиалиново-капельной дистрофии гепатоцитов (алкогольный гиалин).
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 768;