Тоталитаризм как политический феномен XX в.
Еще в 1950-е гг. усилиями таких ученых, как К. Фридрих, 3. Бжезинский, X. Арендт, Р. Арон, И.А. Ильин, Р. Такер, появилась аналитическая концепция тоталитаризма, обобщающая политическую практику нацистской Германии, фашистской Италии и СССР времен И.В. Сталина и жестко противопоставляющая ее западной демократии.
Так, К. Фридрих и 3. Бжезинский в книге «Тоталитарная диктатура и автократия» назвали следующие признаки тоталитарного режима:
1) есть массовая партия, которая осуществляет власть;
2) власть организована недемократическим способом, она выстраивается в жесткую иерархию и замыкается на лидере режима. В нацистской Германии это называлось «фюрер-принципом», который формулировался так: «Приказы - сверху вниз, отчет об исполнении - снизу вверх». В СССР существовала та же модель организации власти, но она прикрывалась «самой демократической конституцией» и системой формальных выборов;
3) доминирующую роль в политической мобилизации масс играет официальная идеология, являющаяся инструментом навязывания одного (и единственного) видения мира и приобретающая в связи с этим сакральные черты. Тоталитарный режим - обязательно идеологический режим. Причем роль главного идеолога играет сам лидер режима. Только ему принадлежит право менять положения «священной идеологии». Весь огромный идеологический и пропагандистский аппарат лишь комментирует, разъясняет и несет в массы» идеологические постулаты. От населения при этом требуется активное проявление поддержки официальной идеологии и режима, контролируемое властью. Во исполнение данной задачи эти режимы применяют всю мощь современных коммуникационных технологий
4)тоталитаризм - это политический режим, беспредельно расширяющий свое вмешательство в жизнь граждан, включающий всю их деятельность (в том числе экономическую) в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное государство - это всеобъемлющее государство. Оно исходит из того, что самодеятельность граждан не нужна и даже вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима;
5)тоталитаризм - это и всеобъемлющий террористический полицейский контроль над обществом, призванный пресекать любые проявления даже потенциального инакомыслия и инакодействия;
6) государственный монопольный контроль за СМИ.
К. Фридрих назвал эти характеристики «синдромами тоталитаризма». Только наличие всех этих признаков позволяет, по его мнению, считать ту или иную систему тоталитарной. Четыре признака из шести не могли существовать в промышленно неразвитых обществах, т.е. условия для тоталитарной диктатуры появились в результате промышленных революций.
Поэтому Фридрих и Бжезинский, определяют тоталитарный режим как «автократию, основанную на современной технологии и массовой легитимизации». Такие режимы в отличие от традиционных диктатур ориентированы на вовлечение масс в политику, поэтому их называют «мобилизационными».
Достаточно скоро выяснилось, что в концепции Фридриха и Бжезинского были и существенные изъяны. Так, первоначально противоположность между понятиями «демократия» и «тоталитаризм» воспринималась исследователями как констатация очевидного. Но потребовалось не много времени, чтобы понять поверхностность и упрощенность этих понятий. Объединение воедино нацизма и сталинизма часто представляется при внимательном сравнении противоречащим здравому смыслу, поскольку наряду с излишним акцентированием черт сходства не учитывает коренных отличий коммунистических режимов от фашистских:
1) коренная ломка отношений собственности и тотальное регулирующее вмешательство государства в экономику, перестройка социальной структуры общества (фашизм не посягал на принцип частной собственности и на классовую структуру общества);
2) происходящая в связи с этим полная замена старых и радикальная трансформация новых политических элит, поскольку воспроизводство на новой основе феномена «власти-собственности» приводит к формированию монолитной элиты коммунистического общества - «номенклатуры», ставшей единственным «распорядителем» всей государственной собственности, не только узурпировавшей власть, но и переродившейся в господствующий класс, который эксплуатирует трудящиеся массы. Фашисты же и национал-социалисты боролись не против тех, кто сосредоточил в своих руках реальную власть, а за вхождение в состав правящей элиты.
3) радикальные отличия в ценностных, идеологических ориентациях: если большевизм унаследовал от русской интеллигенции убеждение, что «истинная» революционная партия должна бороться за социальную справедливость, против самого иерархического принципа, то фашизм ставил иерархию и неравенство - социальное, расовое и этническое - превыше всего; если большевики были страстными приверженцами веры в прогресс и науку, то у национал-социалистов эта вера в прогресс могла вызвать лишь насмешку, поскольку они не только хотели «остановить историю», но и обратить ее вспять; если фашистская идеология прямо признавала государство как самоцель и постулировала, что оно представляет ценность само по себе, то коммунистическая идеология исповедовала этатизм постольку, поскольку государство рассматривалось как средство разрешения классовых противоречий и построения коммунистического общества (хотя на практике все оказалось несколько иначе) и др.
С учетом данных обстоятельств М.А. Чешковпредложил различать тоталитаризмкак
политическую организацию, где тотальное государство допускает «общество» (в нацистской Германии и фашистской Италии), и как
социальную организацию, где нет места ни обществу, ни государству (в странах «реального» социализма).
По Фридриху и Бжезинскому, главное в тоталитаризме - небывалые возможности и степень контроля со стороны тоталитарного государства, которые и отличают его от традиционных и современных автократий (в то же время подчеркивается преемственность авторитарной политической культуры в соответствующих странах). Такая постановка вопроса чревата спором о том, является ли контроль над индивидами со стороны того или иного политического режима тотальным.
Далее создатели концепции утверждали, что тоталитарная система не может изменяться изнутри и потому ее можно разрушить только извне. Историческая практика показала, что тоталитаризм способен эволюционировать, он как бы разлагается изнутри, размывается, теряя часть своих признаков. Наиболее яркий пример такой эволюции - СССР времен Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. Поэтому принято наряду с тоталитарными выделять и посттоталитарные режимы.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 934;