Свита Воланда
Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению (они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости). Но еще их задача заключалась в том чтобы делать всю «черную» работу за Воланда, прислуживать ему, например, подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляли три «главных» шута - Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла. Откуда же появились столь странные существа в свите Воланда? И откуда почерпнул Булгаков их образы и имена?
Начнем с Бегемота. Это кот-оборотень и любимый шут Воланда. Сведения о Бегемоте Булгаков, видимо, почерпнул из исследований И.Я. Порфирьева и М.А. Орлова. В этих произведениях Бегемот - это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом имени». У Булгакова Бегемот стал громадных размеров котом-оборотнем, а реальным прототипом Бегемоту послужил домашний кот Л.Е. и М.А. Булгаковых Флюшка - огромное серое животное. В романе он черный, т.к. олицетворяет нечистую силу.
Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу-пажа, летящего рядом с фиолетовым рыцарем (преобразившимся Коровьевым-Фаготом).
В демонологической традиции Бегемот - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине. Так Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе, и над собой (людей будто обуял демон Бегемот, и они спешат накупить деликатесов, тогда как за пределами столиц население живет впроголодь).
Бегемот в романе в основном шутит и дурачится, в чем проявляется поистине искрометный юмор Булгакова, а также вызывает у многих людей замешательство и страх своим необычным видом (в конце романа именно он сжигает квартиру №50, «Грибоедов» и Торгсин).
Коровьев-Фагот - старший из подчиненных Воланду демонов, первый его помощник, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить).
В последнем полете Коровьев-Фагот предстает перед нами темно-фиолетовым рыцарем с мрачным никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом.
- Почему он так изменился? - спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.
- Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо, с тихо горящим глазом, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал...
Драная безвкусная цирковая одежда, шутовские манеры - вот, выходит, какое наказание было определено безымянному рыцарю за каламбур о свете и тьме!
Азазелло - «демон безводной пустыни, демон-убийца». Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут отрицательного героя ветхозаветного апокрифа - книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелу женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому именно Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. Но главная функция Азазелло связана с насилием. Вот слова, которые он говорил Маргарите: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность...» Поясняя эти слова, скажу, что Азазелло выбросил Степана Богдановича Лиходеева из Москвы в Ялту, выгнал из Нехорошей квартиры дядю М.А. Берлиоза Поплавского, убил из револьвера Барона Майгеля.
Гелла - младший член свиты Воланда, женщина-вампир. Имя «Гелла» Булгаков почеркнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Характерные черты поведения вампиров - щелканье зубами и причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А. К. Толстого «Упырь», где главному герою грозит гибель со стороны упырей (вампиров). Здесь девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного - отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы. Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета. Третья жена писателя Е.С. Булгакова считала, что это - результат незавершенности работы над «Мастером и Маргаритой». Некоторые критики объясняют отсутствие Геллы незначительностью образа в раскрытии идейного содержания произведения.
Бесспорно, что «Мастер и Маргарита», лучшее произведение Булгакова. «Это… итоговое его произведение по отношению ко всему, что он написал, как бы подводящее итог в размышлениях писателя о смысле жизни, о человеке, о его смертности, о борьбе доброго и злого начала в истории и нравственном мире человека,» - пишет Г. Лесскис в статье «Последний роман Булгакова».
Каждый получает то, что выстрадал – так можно рассмотреть финал романа. «Прощенный в ночь на воскресенье… жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат», уходит по лунной дорожке, беседуя с Иешуа. «Кто-то» отпустил «на свободу Мастера», даровав ему и Маргарите не Небесный, но его собственный и Маргариты рай – полное спокойствие. Иван Бездомный, став профессором философии и истории без псевдонима, знает то, что он хочет знать, мучаясь и сомневаясь лишь в дне полнолуния. А для самого Булгакова «рукописи» по-прежнему «не горят». Эта истина для писателя проверена временем на примере его произведений.
Вопросы и задания к теме
1. В чем заключается смысл спора между Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом?
2. За что наказан Понтий Пилат и когда наступает его нравственное прозрение? Почему ему все-таки даровано прощение?
3. С какой целью Воланд посещает Москву? Для чего он проводит сеанс «черной магии» в Варьете? К какому выводу он приходит? Как это связано с философским смыслом романа?
4. Какие силы, с точки зрения М.А. Булгакова, определяют судьбы людей и мировой истории? Что лежит в основе человеческих поступков: воля случая, стечение обстоятельств, предопределение или следование извечным моральным принципам, идеалам?
5. Многие литературоведы сходятся во мнении об автобиографичности образа Мастера. Найдите в романе черты сходства автора и героя. В чем их отличие?
6. Почему Воланд остановил свой выбор на Маргарите и она стала «королевой весеннего бала полнолуния, или бала ста королей»: из-за ее «непомерной красоты», потому что она «прелестная прапрапраправнучка» одной из «французских королев, живших в шестнадцатом веке» или по каким-либо еще причинам?
7. Напишите сочинение по теме «Понятие времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
8. Составьте тезисный план сочинения «Подлинная и мнимая свобода в романе «Мастер и Маргарита».
Тема 4
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 4050;