Типология личностей.
Типология личностей является одной из центральных задач социологии. Каждый из нас принадлежит к определенной социальной группе и для социолога важно определить типичные качества, которые определяют сущность данной социальной группы. Т.е. мы говорим не о качествах конкретной личности, а о неком собирательном образе. Именно поэтому так долго сохраняют свою актуальность многие литературные персонажи (собирательные образы): тип Дон Кихота - борца с ветряными мельницами, «Маниловы» - мечтатели без реализации своих проектов; «Плюшкины» - погрязшие в накопительстве; «Обломовы» - и т.д. Все они характеризуют собой многих людей, а не только конкретного человека.
В социологии нет специальных работ, посвященных типологии личности. Но к этой проблеме в той или иной степени обращались ряд российских ученых: Бердяев, Ильин, Михайловский, Розанов, Соловьев, Франк. В 1923 г. философ Лазурский опубликовал книгу «Классификация личностей». К данной проблеме обращались и правоведы. В истории можно выделить различные подходы к проблеме типологизации личностей.
1. В Древности Гиппократвыделил (460-377) выделил 4 типа: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
2.Линтон Ральф (1893-1953) – один из лидеров американской антропологии, ввел понятие модальной и нормативной личности.
Нормативная личность – та, которая служит необходимой предпосылкой прогресса общества, соответствует правилам, предписаниям, эталонам, Модальная личность – статистически более распространенная, отклоняющая от норм. В условиях аномичного общества количество модальных типов личности увеличивается.
3. Ян Щепаньский добавляет базисный тип личности, реально господствующий в обществе и статистически встречающаяся наиболее часто.
4 .М.Вебер в своей типологии опирается на «идеальную модель» социального действия. Вебер выделяет 4 типа социального действия:
– целеустремленное, направленное на достижение рационально поставленной и продуманной цели;
– ценностно-рациональное, основанное на вере в безусловную эстетическую ценность поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет.
– аффектное, эмоциональное поведение.
–традиционное, основанное на длительной привычке.
5. К.Г.Юнгвыделяет два типа: интроверт, ориентированный на личные переживания; эксраверт, обращенный на внешний мир.
6. Т.Адорно (1903-1969) – немецкий философ, социолог в работе «Авторитарная личность», подготовленной совместно с немецким социологом М.Хоркхаймером, выделяет следующие типы:
конформист, принимающий шаблонные ценности, он боится выделиться, не переносит свободу, агрессивность, ориентация на авторитет, на лидера социальной группы, стереотипность мышления;
авторитарная личность как «новый, специфический антропологический тип». В основу выделения легла фрейдовская концепция «Эдипова комплекса». Ребенок в современном обществе стремится отождествить себя не с отцом, а с более сильным авторитетом. Авторы охарактеризовали ее как «фашизоидную», для нее характерно:
– агрессия, подавление, наказание людей, нарушающих общепринятые ценности (бомжей, попрошаек, пьяниц молодыми бандитами – «чистильщиками»).
– сила и твердость – демонстрация силы в категориях «сила-слабость», «доминирование-подчинение», «лидер-последователь»
– деструктивность и цинизм – общая враждебность, ненависть к человеческому, гуманному;
– проективность – склонность переносить эмоциональное восприятие ужасов на внешний мир;
– секс – чрезмерная озабоченность сексуальными проблемами и др.
Из современных ученых интересны взгляды Льва Гумилева, создавшего теорию пассионарности.
I. Л.Н.Гумилев исходит из того, что человеку для адаптации к окружающему миру необходима ЭНЕРГИЯ. Люди потребляют эту энергию из биосферы, т.н. биохимическую энергию живого вещества. Разным людям необходимо различное количество энергии в зависимости от целей, которые они ставят перед собой. В зависимости от количества потребляемой энергии всех людей можно типологизировать на 3 типа:
1. гармоничные люди, которые располагают достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения (еда, жилье, безопасность). К ним относится большинство людей – работоспособные, интеллектуально полноценные, уживчивые, но не сверхактивные. Эти люди - залог устойчивости этноса.
2. пассионарии – это те, кто располагает избытком энергии, которой больше, чем требуется для нормальной жизни. Они подавляют инстинкт самосохранения, склонны к самопожертвованию и работают ради высоких, идеальных целей. Пассионарность как характеристика поведения – эффект избытка биохимической энергии живого вещества (людей), порождающий способность к самопожертвованию ради (часто) иллюзорной цели.
Таким образом, пассионарный толчок в той или иной популяции людей, ведет к проявлению пассионарности у членов популяции.
3. субпассионарии - у них преобладает инстинкт самосохранения. Они не способны эффективно превращать биохимическую энергию в работу и не только не стремятся к активной трудовой деятельности, но стараются жить за счет других (бомбжи, бродяги, наемники-солдаты).
В каждом этносе (народе) соотношение между этими типами меняется и если преобладают люди 2-го типа, то происходит пассионарный взрыв - расцвет культуры, искусства, а некоторые народы - 1 типа - до сих пор не заявили о себе: аборигены, народы крайнего севера.
2.В современной социологии в России сложилось понятие «маргинального» или «пограничного» типа личности, т.е. базисные личности еще не сформировались. Зато есть:
ü торговый тип, делающий деньги на разнице цен;
ü мафиозный тип, который вне законов общества.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1198;