Письменная речь.

Письменная речь появилась позже устной и была связана с потребностью закрепить на более долгий срок, передать потомкам сведения о тех или иных событиях.

Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и органи-

зующих предложение знаков препинания.

Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей.

Письменная речь позволяет приобщиться к мировой культуре.

Внутренняя речь.

Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь — разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются

действия.

Основным признаком внутренней речи является ее непроизно-

симость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее

проговорившие и собственно внутреннюю речь.

Внутренняя речь отличается по структуре от внешней речи тем, что она свернута, в ней опускается большинство вто ростепенных членов предложения.

Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестези­ческий, слуховой или зрительный образ.

В отличие от собственно внутренней речи внутреннее прогова­ривание совпадает по структуре с внешней речью. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Функции речи.

- выражение (отношение к тому, о чем говорится);

- воздействие (побуждение других людей к определенному действию (приказ, призыв, убеждение));

- сообщения (обмен мыслями и информацией при помощи слов)

- обозначение (название предмета, действия, состояния) — эта функция отличает речь человека от животных;

- обобщение (слово обозначает не только данный предмет, но и и группу сходных преметов и то общее, что присуще им). Если функция обозначения устанавливает связь слова со всеми образами сознания, то обобщение выражает тесную связь речи с мышлением. Речь является формой, существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно-логического мышления.

(Результат речи зависит от того, как это было сказано. Так, в древности одному правителю приснился сон: один за другим у не­го выпали зубы. Он призвал толкователя сновидений. Тот сказал, "Я должен сообщить тебе дурную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Правитель разгневался и пригласил другого толкователя. Тот сказал "У меня для тебя хорошие вести. Ты будешь жить долго, дольше, чем все другие члены твоей семьи. Ты переживешь их всех. Правитель наградил толкователя. Дело не только в том, чтобы понять и сказать, но и удобным образом представить содержание).

3. Речевые свойства личности.

Направленность личности и стиль речи.

В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Во-первых, направленность личности опре­деляет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях и в общении.

Для характеристики культурного уровня человека используется понятие стиль речи.

Самым низшим стилем является неорганизованный разговорный стиль речи, в котором говорящий употребляет неточные слова и вы­ражения, много междометий и слов-сорняков.

На основе разговорной диалогической речи возникает образ­но-эмоциональный стиль. Для него характерны чистота языка, об­разность выражений, точная передача мысли и слова без использо­вания научной терминологии.

Научно-деловой стиль речи сложился в процессе научного об­щения. Этот стиль речи более сух, менее богат образными выраже­ниями. Для него характерно включение большого количества научной терминологии.

Во всех трех речевых стилях выражается профессиональная де-

ятельность человека. Это сказывается в подборе слов (лексике),

характере сравнений, образов.

Речь не только общение, но и процесс взаимного воздействия людей, принимающих участие в процессе общения.

Морально-волевые качества личности, темперамент и речь.

В речи проявляются морально-волевые качества личности. В ней также проявляются уверенность, убежденность, робость,

почтительность, наглость, уважение. В содержании высказываний человека проявляются черты характера.

Важным моментом является волевая саморегуляция речи.

На речь влияют чувства человека.

Темп речи и относительная сила голоса связаны с силой воз­будительного процесса. Ритм речи свидетельствует о подвижности нервных процессов. Эмоциональность издавна принимается психоло­гами за показатель темперамента.

Еще в "Книге занимательных историй", написанной Абуль-Фа­раджем в 13 в., даются советы, как распознать человека по речи:

"Тот, кто разговаривает, постепенно понижая голос, несомен­но, чем-то глубоко опечален; кто всегда говорит слабым голосом — робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, глуп, как коза".

4. Воображение и его виды.

Воображение — это психический процесс создания новых обра­зов путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочета­ние.

Воображение базируется на прежнем опыте человека. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Для решения повседневных задач не всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создает новое сочетание имеющихся сведений и таким образом, хотя и временно, но восполняет пробел в знаниях.

В воображении и фантазии человек выходит за пределы реаль­ного мира во времени и пространстве.

Гипотезы, объясняющие воображение.

1) Гипотеза случайных находок. По ней, все открытия были сделаны в результате случайного совпадения нескольких образов восприятия или случайного столкновения человека с некоторым внешним обстоятельством.

2) Гипотеза рекомбинации. Воображение направлено на перета­совывание, перестановку ощущений, представлений, принципов, пра­вил путем проб и ошибок.

Воображение обусловлено активностью головного мозга. Об­разование новых образов из имеющихся в памяти представлений и есть физиологическая основа воображения.

Воображение влияет на самочувствие человека. Так, создавае­мая воображением картина опасности вызывает учащение пульса, из­менение дыхания. Известны факты внушения признаков некоторых бо­лезней (студенты медицинских вузов на младших курсах находят в себе многие болезни, хотя в действительности их нет).

Если человек представляет движение какой-либо части собс­твенного тела (руки, ноги, наклон туловища, вращение головой и т. д.), но не производит этого движения, то в мышцах, которые должны осуществлять его, фиксируются импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Это так называемые идеомоторные акты.

В клинической практике нередки случаи болезненного изменения воображения. Наиболее

показательным является галлюцинация, при которой больной "восп­ринимает" несуществующий объект.

4. Воображение и его виды.

По степени произвольности, различают произвольное (направ­ленное на решение какой-либо задачи в бодрствовании) и непроиз­вольное воображение (сон);

Произвольное воображение имеет три формы:

- воссоздающее воображение (проявляется тогда, когда чело­веку необходимо воссоздать представление объекта, как можно бо­лее полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями). Воссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении учебного материала. Немыслимо изучать географию, не опираясь на воссоздающее воображение.

- Творческое воображение — создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово "новый" имеет двоякое значе­ние: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое

- идеи, не существующие в данный момент. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое-новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом эле­менты, "кирпичики", из которых строится образ, занимают иное по­ложение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ра­нее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ.

- мечта (создание образа желаемого будущего. В мечтах нахо­дит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немед­ленно и непосредственно объективного продукта в виде художест­венного произведения, научного открытия, технического изобрете­ния и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направлен­ное на желаемое будущее. Чаще всего человек строит планы в отно­шении будущего и в своей мечте определяет пути достижения заду­манного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве за­мещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов.

Нереальную мечту существует в двух вариантах. Первый: чело-

век верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. Он

искренне верит в достижимость мечты. В этом случае он переоцени­вает, свои объективные возможности. Усилия, которые прилагаются для достижения объекта мечтаний, оказываются напрасными. Это тот случай, который принято.обозначать как "разбитые мечты".

Второй вариант нереальной мечты характеризуется тем, что с самого начала человек осознает ее таковой, но все-таки отается во власть ее. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда ста­новится главным смыслом жизни.

5. Приемы творческого воображения.

Приемами воображения являются

- агглютинация (в переводе с греческого — склеивание) — бе­рутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединя­ются, "склеиваются" так, что получается образ нового предмета (кентавр: туловище быка, шея и голова — верхняя часть человечес­кого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост-рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время.

- аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область зна­ния и инженерного дела — бионика.

- Творческие образы создаются также при помощи акцентирова­ния и преувеличения (в художественном творчестве). Прием преуве­личения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Ес­ли акцентирование — подчеркивание части объекта, заострение, об­нажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию ("Гулливер у лилипутов", "Гулливер у великанов", "Белоснежка и семь гномов". Этот прием широко ис­пользован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском).

- типизация (выражение общего в типичном. Художники, писа­тели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее, отражая типичное в единичном.

Тот или иной прием создания творческих образов использует­ся в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле большее значение приобретает аналогия, в изобрази­тельной деятельности — акцентирование, типизация, в литературном труде-типизация.

Непреднамеренное и преднамеренное воображение. Преднамеренное воображение характеризуется неучастием или

крайне незначительным включением в процесс создания образов це­леполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображе-

ния считается сновидение.

В бодрствующем состоянии у человека можно отметить непред­намеренную фантазию и грезы.

У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.

Преднамеренное воображение.

Для него характерно наличие задачи на создание образа и во­левое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение.

ТВОРЧЕСТВО

Творчество существует как синтез познавательной, эмоцио­нальной и волевой сфер человеческого сознания.

В творчестве особое место занимает воображение. Полет фан­тазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. Творчество ведет к открыти­ям. изобретениям.

Творчество — это высший уровень познания. Для его возникно­вения необходимо богатое воображение, подкрепленное знаниями, способностями и целеустремленностью. Оно не может совершаться без предварйтельного накопления знаний.

Этапы творческого процесса.

1-й этап. Зарождение идеи.

2-й этап. Концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3-й этап. Сознательная и бессознательная работа над материа­лом, озарения.

4-й этап. Проверка и доработка.

Различают следующие виды творчества: научное, литературное, художественное, музыкальное; отдельно выделяется изобретатель­ность.

Вдохновение.

Вдохновение — творческий подъем.

В состоянии вдохновения человек может найти решение пробле­мы, над которой работал длительное время. Для него характерны эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания напряжения

Состояние вдохновения непродолжительно (от нескольких часов до нескольких дней), но это результат постоянной напряженной ра­боты.

Оно не приходит в безделии. По словам И. Е. Репина, вдохно­вение-"награда за каторжный труд".

ВООБРАЖЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ

Черты личности и особенности процесса воображения.

Воображение проявляется в

- одухотворенности личности (поднятие над будничностью).

- Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной, мечты и высоких идеалов, в прикованности интересов и потребнос­тей к повседневным мелочам жизни.

- романтичности,

- фантазерстве.

Воображение и другие проявления личности.

Воображение является непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе и другим людям.

Самооценка складывается под влиянием оценки других людей. Чуткость в отношении к людям, такт в подходе к ним невоз-

можны без воображения.

Сочувствие (способность представить, понять и сопережить настроения и чувства другого человека) также связано с воображе-

нием.

В силе и яркости образов воображения проявляются особеннос­ти высшей нервной деятельности человека. И. П. Павлов в зависи­мости от воображения относил людей к художественному или мысли­тельному типу. Художник имеет дело преимущественно с образами (зрительными, слуховыми, двигательными и др.). Это говорит о большой роли в его деятельности первой сигнальной системы, об­разного отражения мира. Первосигнальные образы ученого более обобщены и строятся на другом материале.

Тема 6

Психические процессы и свойства личности: эмоции и воля

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Виды чувств и эмоциональные свойства личности

3. Эмоциональные проявления и их разновидности

4. Воля и волевые свойства личности

Литература

Обуховский К. Психология влечений человека. — М., 1972.

Изард Е. Эмоции человека. — М., 1980.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983.

1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ

Эмоции — это отношение человека к значимым для него явлени­ям.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности. Они же способствуют удовлетворению потребностей через активацию.

Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада-это разно­образные чувства и эмоции. Они-одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

Своеобразие эмоций определяется потребностями,

мотивами,

стремлениями человека,

особенностями его воли и характера.

С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отно­шение к предмету потребности. В этом проявляется личностное от­ношение человека к действительности.

Эмоциям присущ субъективизм оценки. В связи с этим еще в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: "Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сде­лать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого".

Основные функции чувств и эмоций.

Им присущи три основные функции:

- сигнальная. Она выражается в том, что переживания возни­кают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружаю­щей среде или в организме человека. И это является сигналом для тех или иных действий (например, избегание опасности, продолже­ние рода и т.п.);

- оценочная. Человек оценивает события с положительным или отрицательным знаком (радость, печаль, гнев);

- регуляторная. Эта функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают деятельности, блокиру­ют ее.

Знания, информированность личности, снимают эмоции.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными дви­жениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты).

Выразительные движения эмоций и чувств дополняют пережива­ния, делают их более яркими и легко доступными восприятию других

людей. (Не все чувства одинаково легко распознать; так, легче

всего распознается ужас (57% испытуемых), затем — отвращение

(48%) и удивление — 34%).

Голос и мимика настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных, контактов. Так улыбка может быть сдержанной, натянутой, искусственной, печальной, сар­донической, искренней и т. д.

Не всегда можно по внешним признакам человека определенно судить о переживаниях. Человек очень искусно умеет управлять своими переживаниями и проявлениями.

Нередко приподнятой веселостью маскируется смущение, расте­рянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие, сдерживаемые переживания.

В искусстве актеров передача переживаний в выразительных движениях лица и тела достигает предельной виртуозности.

Взаимоотношения чувств и эмоций.

Эмоции присущи как человеку, так и животным. Однако на эмо­ции человека наложили свой отпечаток социальный образ его жизни. Человек не набрасывается на питье, еду, одежду, как только воз­никает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая культурные нормы поведения.

Для существования животных достаточно удовлетворение одних лишь органических побуждений. Человек же нередко не только под­чиняет, но сознательно ущемляет органические потребности ради специфически человеческих, духовных, идейных потребностей.

Отношения человека к другим людям, к выполняемой деятельнос­ти, к предметному миру, удовлетворение потребностей, возникших в процессе истории человечества, сформировали его чувства.

К чувствам относятся такие разновидности эмоциональных проявлений, как чувство патриотизма и коллективизма, чувство но­вого, чувства стыда и совести; любознательности, сомнения и мно­гие другие, которые называют высшими чувствами.

Основные качества эмоций и чувств.

Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разреше­нии.

Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматри­ваться как положительные, отрицательные и неопределенные.

Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удов­летворение, то возникают положительные эмоциональные пережива­ния.

Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается от­рицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отноше­ниях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым.

К свойствам эмоций и чувств относится их полярность — это двойственное эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость-грусть, любовь — ненависть, обаяние — отвраще­ние).

Физиологические основы чувств и эмоций.

Эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и процессами, происходящими в вегетативной нервной системе.

Эмоциональные процессы вызывают изменения в организме чело­века: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой дея­тельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение и покраснение,

Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека.

Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

Специальные эксперименты обнаружили в головном мозге цент­ров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров "наслаждения" и "страдания". Открытие центров "наслажде­ния" и "страдания" показало громадную роль эмоции в жизни высших животных и человека.

Новейшие исследования функций сетевидной формации головного мозга вскрывают активизирующее влияние подкорки на эмоциональную жизнь человека.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сиг­нальная система. Переживания могут возникнуть не только при не­посредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны сло­вами.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 619;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.035 сек.