Пороги чувствительности.
Ощущения возникают при воздействии раздражителя определен-
ной интенстгвности. Психологическую характеристику "зависимости
"между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает
понятие порога ощущений, или порога чувствительности".
В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.
Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.
Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности.
Пороги ограничивают зону чувствительности к раздражителям. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отра-
жать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет)
миллимикрон;
Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.
Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также порогами чувствительности к различению. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различение в силе или качестве ощуще-
ний, называется порогом чувствительности к различению.
Экспериментальное исследование чувствительности к различению позволило сформулировать следующий закон: отношение прибавочной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности. Так, в ощущении давления (так-
тильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первоначального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг — 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зрительных- 1/100.
Дать схему значений константы Вебера
Адаптация.
Адаптация — приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителню, проявляющееся в понижении или повышении порогов.
В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.
Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз.
Взаимодействие ощущений.
(Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой ана-
лизаторной системы.
Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции).
Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность в другой.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.
Контраст ощущений.
Контраст-изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.
При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.
Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.
Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлениями последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.
Явление синестезии.
Синестезия — возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности.
Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодействия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувствительности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Синестезия усиливает чувственный тон ощущений.
(Так, звук становится окрашенным и т.п.)
СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие сенсорной организации.
Под сенсорной организацией понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.
В животном мире преимущественный уровень развития чувствительности какой-либо одной модальности является родовым признаком. Все представители одного вида (например, орлы) обладают хорошим зрением, а другого (например, собаки) — обонянием. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно.
Деятельность способствует развитию значимых для данной профессии видов чувствительности. Экспериментальные исследования показали возможность увеличить чувствительность к различению в десятки раз.
3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ
Общая характеристика восприятия.
Восприятие —это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, ( взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления).
Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
Основными х-ками восприятия являются константность, предметность, целостность и обобщенность.
Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.
Важной характеристикой восприятия является его предмет-
ность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект
воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени
отдельное физическое тело.
Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности.
Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.
Восприятие целого влияет и на восприятие его частей. Несколько правил группировки частей в целое были сформули-
рованы Вертгеймером.
1. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположенности частей.
2. Правило общей судьбы. Множество элементов, движущиеся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются целостно, как единый движущийся объект. (или когда эти объекты неподвижны но движется наблюдатель).
3. Правило близости. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко к друг другу, воспринимаются как единый объект.
Целое доминирует над частями. Выделяют три формы такого доминирования: 1. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные структуры воспринимается по разному. 2. При замене отдельных элементов но сохранении соотношений м/у ними структура образа остается неизменной. 3. Структура воспринимается как целое и при выпадении некоторых ее частей.
Обобщенность означает отнесенность к некоторому классу объектов, имеещему название.
Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течении жизни человека.
4. Классификация основных видов восприятия
Виды восприятия.
Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.
схема
Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).
Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.
Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов.
Так, во время телевизионного урока или демонстрации учебных ки-
нофильмов у школьников возникает зрительно-слуховое восприятие.
При выполнении упражнений на уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные восприятия. Разучивание музыкальных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприятии.
В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике.
Восприятие различается по видам также и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, .восприятии человека человеком.
Физиологические основы восприятия.
Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетическои деятельностью мозговых звеньев анализаторов.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.
Восприятие любого нового предмета совершается на основе имеющихся у человека опыта, знаний.
Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же определяет содержание человеческого восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие человека отличается от восприятия животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Вторая сигнальная система делает воспринимаемый предмет словесным сигналом, определяет понимание первосигнальных раздражителей, придает восприятию человека произвольный характер, связывает восприятие с активностью личности.
Таким образом, физиологической основой восприятия является условнорефлекторная деятельность, обусловливающая целостность и предметность отражаемых явлений. Вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов, и регулирует процесс формирования образов человеческого восприятия.
ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЕКТА ОТРАЖЕНИЯ
Виды восприятия могут быть выделены не только по ведущему анализатору, но и в зависимости от объекта, который отражается в восприятии.
В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов.
Восприятие величины и формы предметов.
При восприятии величины и формы предметов большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза. Крупным предметам соответствует большее изображение, мелким — меньшее. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета,
находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас.
Восприятие величины и формы предметов осуществляется при сложном сочетании зрительных, осязательных и мускульно-двигательных ощущений.
Восприятие объемности и удаленности предметов.
При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).
Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет правильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах.
Эту функцию только в полной мере можно реализовать при бинокулярном зрении.
При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов.
В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния, играют роль обонятельные и слуховые ощущения. По возникшему запаху можно, например, определить, что где-то недалеко находится столовая, по звуку шагов — распознать, далеко ли от вас идет человек.
Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета.
Иногда восприятие предметов бывает ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В большей мере известны зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полоску полнит фигуру, а в вертикальную удлиняет. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию простора.
Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвосхищение увиденного, различные дефекты зрения.
Восприятие времени.
Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире.
Физиологической основой процесса восприятия времени, как это экспериментально доказали И. П. Павлов и его последователи, являются условные рефлексы на время, которые постоянно вырабатываются у человека.
Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.
Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересные, малосущественные, время тянется медленно.
На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро гекущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное событие долго не наступает.
При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие.
Некоторый субъективизм в оценке времени зависит, и от возраста человека: детям кажется, что время идет медленно, взрослые поражаются, как быстро оно летит.
Субъективизм в восприятии времени преодолевается опытом и практической деятельностью человека.
Восприятие движения.
Восприятие движения — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимоотношений и взаиморасположения предметов окружающей среды.
Знания о перемещении предметов человек получает, непосредственно воспринимая движение.
Восприятие движения может осуществляться также на основе умозаключений. Наблюдая за изменениями в показателях спидомет-
ра можно говорить об изменении скорости движения. Существуют позы бега, ходьбы, ползания, прыжка, по которым на основании личного опыта делают заключения о совершаемом движении.
Впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения предмета, при фиксированном взоре. Например, если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление передвижения. Это явление получило название стробоскопического эффекта. На его основе осуществляется восприятие движения при просмотре кинофильмов.
5. Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия.
НАБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ7 В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности, восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности.
В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность.
В преднамеренном восприятии человек ставит цель, прилагает определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение, произвольно выбирает объекты восприятия.
В процессе познания окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение.
Наблюдение и его развитие в процессе обучения.
Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность.
Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности.
Наблюдение начинается с постановки задачи.
На основе возникших задач наблюдения составляется подробный план его проведения.
Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него определенных знаний, умений, владение методикой работы.
Систематический характер наблюдений дает возможность рассматривать изучаемый объект в различных условиях, отмечать изменения, происходящие в результате действия каких-либо причин.
Наблюдательность и ее воспитание в процессе педагогической деятельности.
Наблюдательность — это умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает структуру и содержание психических процессов человека.
В процессе обучения и развития интересов школьников формируются индивидуальные особенности наблюдательности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ И НАБЛЮДЕНИИ
Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями.
Типы восприятия и наблюдения.
В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.
У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них.
Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Для них характерно стремление выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений.
У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других.
Встречаются, наконец, люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путанны, неорганизованны. Это люди эмоционального типа восприятия. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители. Предмет ное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям.
Тема 4.
Л — 5
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1772;