Адаптация и ее виды
Подобную систему возникновения цветоощущений зависит от процесса протекания адаптации человеческого глаза. Рассмотрим данный процесс более подробно.
Адаптация – приспособление глаза к различным уровням яркости (например, силе освещения, степени отражения потоков света от поверхности воспринимаемых предметов и др.). При процессе адаптации ощущение цвета и света определяется непостоянством.
Поскольку человеческий глаз способен работать при очень больших колебаниях яркости света (цвета), то его чувствительность может снижаться в результате утомления или повышаться при недостаточной зрительной деятельности. Например, при очень ярком свете чувствительность глаза максимально снижена, вплоть до утомления, а для адаптации характерна быстрота реакции на сильный раздражитель. При этом цвет воспринимается глазом человека в полную силу лишь в течение 2-3 минут, после чего наступает снижение чувствительности – цвета искажаются и изменяются в неадекватном их ощущении. Дальнейшее «насилие» над глазом может привести к физиологическим расстройствам зрительного аппарата до необратимых последствий. После напряжения (утомления) глаза для него необходим отдых, после чего возможно повторное восприятие, которое позволит точно оценить качества цвета наблюдаемых объектов в течение опять таки непродолжительного времени.
Слабый свет вызывает медленную и длительную адаптацию, при чем чувствительность глаза снижена меньше чем при ярком освещении. При достаточной чувствительности глаза к слабому свету цветовое различие практически не улавливается (или минимально), видимый спектр сужается, длинноволновые (теплые) цвета нейтрализуются и воспринимаются ахроматично или через оттенки холодных цветов, а коротковолновые ограничиваются в количестве (приближаются к сине-фиолетовому) и поэтому имеют небольшой зрительный охват.
Итак, чувствительность глаза зависит от интенсивности света и состояния адаптации на момент действия раздражителя.
Адаптация зависит от физического состояния зрительного аппарата и от типа зрения, характерного для каждого человека в отдельности. Так, при «фотопическом» типе зрения минимальная чувствительность к холодным оттенкам при малом освещении, а при «скотопическом» - повышение чувствительности глаза к холодным оттенкам цвета в условиях недостаточного освещения.
Выделяются виды адаптации, которые отличаются по реакции глаза человека на свет, тень и различные качества цвета:
· Световая - снижение чувствительности к свету при большой яркости поля зрения (работа колбочковых слоев сетчатки, сужение зрачка, поднятие зрительных пигментов с глазного дна).
· Теневая – повышение чувствительности к свету при малой яркости поля зрения (работа палочкового аппарата сетчатки, расширение зрачка, снижение зрительного пигмента до глубоких уровней слоев сетчатки, совместная работа палочек и колбочек при сумеречном зрении).
Свето-теневая адаптация повышает уровень устойчивости восприятия человека и чувствительность сетчатки глаза, поэтому полезна для последующих процессов цветовой адаптации. Для объективной оценки цвета глазом в момент наблюдения сравниваемых цветовых полей рекомендуется чаще переводить взор на «эталон» (белый лист, освещенный дневным светом). Так регулируется цветовая адаптация.
· Цветовая – снижение чувствительности к спектральному составу цветов в различных условиях освещения; привыкание глаза к предметному цвету, затрудненное видение обусловленного цвета. Подобные процессы цветовой адаптации были исследованы учеными Райтом и Шаутеном. При относительно длительном наблюдении цветовых полей возникает состояние торможения или цветовое утомление. Оно приводит к временному нарушению функциональной устойчивости хроматического зрения и временному снижению цветовой чувствительности.
а) хроматическая – снижение чувствительности глаза при более или менее длительном его наблюдении: все три качества цвета изменяются и происходит искажение цвета (например, насыщенность снижается, светлые цвета темнеют, а темные - светлеют, теплые цвета холоднеют, а холодные – теплеют);
в) яркостная – вариант утомления глаза при восприятии чистых и звонких цветовых оттенков; соответственно меньше утомляют зрение приглушенные, зачерненные, сложные цвета;
в) локальная – уменьшение чувствительности сетчатки на соответствующий приемнику цвет излучения.
Следует также отметить, что утомляющее действие цвета связано и с эмоционально-психологическими реакциями человека, т.е. с его сферой увлечения, предпочтениями, темпераментом и прочими факторами, которые также необходимо учитывать в проектной деятельности дизайнеру.
Ивенс Р.М. выделяет типы адаптации по степени ее распространения (протекания) и возможных условий воздействия раздражителей на глаз человека:
а) общая адаптация возникает при переводе зрения из освещенного помещения в темное или наоборот (ощущение временной цветовой слепоты и постепенное привыкание к условиям измененного освещения); чем выше интенсивность цвета светового потока и чем дольше наблюдение, тем медленнее восстанавливается чувствительность глаза; при процессе общей адаптации чувствительность глаза снижена до предела (особенно у зеленого приемника);
б) местная адаптация после длительного наблюдения за источником света или каким-либо объектом реальности (ощущение противоположного тона или контрастного или взаимно-дополнительного цвета) – явление последовательного контраста; при низкой интенсивности цвета излучения чувствительность повышается и приближается к дополнительному (контрастному) цвету: при зеленом свете – розовый цвет; при постоянной концентрации внимания на ярко-оранжевом солнце в момент состояния заката местная адаптация реконструирует оранжевый цвет до темного изумрудно-зеленого цвета после резкого перевода внимания на другой объект (например, на нейтральное по цвету и тону небо);
в) побочная адаптация в процессе сравнительного анализа нескольких объектов наблюдения при одновременном их восприятии (ощущение иллюзорного усиления или ослабления тех или иных характеристик света или цвета) – явление одновременного контраста: вычитание одного цвета из другого и усиление их различия; наиболее яркое цветовое пятно в сравнении с менее насыщенным пятном того же цвета кажется еще ярче, а менее насыщенное воспринимается нейтральным; зеленый цвет рядом с сине-зеленым кажется еще более насыщенным зеленым, а сине-зеленый в результате побочной адаптации воспринимается, чуть ли не чисто синим, спектральные качества желтого цвета в меньшей степени утомляет зрение, чем красного, оранжевого и фиолетового.
Явление «Контраст»
Процесс синтезирования в восприятии глазом при последующей переработки визуальной информации в мышлении осуществляется в результате взаимовлияния рядом расположенных цветов и противопоставления их свойств. Это явление называют одновременным контрастом или иначе «симультанным контрастом». Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущение и поэтому объективно (в зафиксированном виде) не существует.
Одновременный контраст, вызывающий изменения в цветовых оттенках называется хроматическим (цветовым) контрастом. Хроматический контраст усиливается при соответствии цветов по тону. Симультанное действие одновременного контраста будет тем сильнее, чем дольше мы будем смотреть на основной цвет и чем ярче его тон. При длительном рассмотрении основной цвет теряет свою силу, глаз при этом устает, в то время как восприятие симультанно возникающего цвета усиливается. Каждый цвет стремится сдвинуть соседствующий с ним цвет в направлении к его дополнительному, при этом оба цвета теряют собственные качества и приобретают новые оттенки. Таким образом, при хроматическом контрасте цвета получают динамическую активность, их устойчивость нарушается и они переходят в состояние изменчивой вибрации.
Варианты хроматического контраста
1. Если ахроматический цвет находится в окружении хроматического цвета, то к нему как бы подмешивается цвет, близкий к дополнительному цвету окружения (например, серое пятно на красном фоне кажется зеленоватым).
1-усиление симультанности (подмес к серому дополнительного к фону цвета); 2-ослабление, но еще подверженность симультанности (нейтрализация тона до серого); 3-полное устранение контраста (подмешивание родственного к фону цвета).
|
2. Если цвет находится по соседству или на фоне дополнительного цвета, то он воспринимается более ярким и звонким.
3. Если на цветную плоскость положить небольшое пятно того же цвета, но с меньшей насыщенностью, то оно еще больше потеряет свою насыщенность, т.е. выглядит нейтральным.
При одновременном контрасте, когда цвет в окружении более темных светлеет, а в окружении более светлых темнеет, имеет место светлотный контраст. При наличии светлотного коньтраста хроматический контраст уменьшается Разновидностью светлотного контраста является краевой контраст, выступающий в роли пограничного эффекта. Действие краевого контраста обнаруживается в том случае, если светлое поле у границы с темным кажется еще светлее, а темное - еще темнее. Явление краевого контраста останавливается при разграничении пяте полосой (черной, белой) или при установлении между ними пространственного интервала.
Подобные проявления одновременного контраста характерны и для последовательного контраста, правда, спустя какое-то время, а не сразу. Оба контраста, по всей вероятности, возникают по одной и той же причине - от того имеют одну и ту же природу. Явление последовательного контраста обусловлено адаптацией нашего зрительного аппарата к изменениям света и цвета. Каждое пятно (цветовое или тоновое) после продолжительного рассматривания оставляет в глазу след: контрастное по светлоте; дополнительное по цветовому оттенку; противоположное по насыщенности.
Способность художника-дизайнера видеть контрасты помогает ему понять причины кажущегося изменения пятна (цветового или тонового), а так же позволяет верно их воспроизвести краской с учетом понятых связей и их цвето-тоновых отношений. Подробнее рассмотрим проявление контрастов в цветовой индукции.
Цветовая индукция
Взаимовлияние цветов при иллюзорном изменении характеристик цвета в процессе их восприятия называют цветовой индукцией.
Известно, что глаз и мозг человека различают цвет только благодаря процессу сравнительного анализа и контрастного взаимодействия. Например, хроматичность цвета определяется при помощи его отношения к ахроматичному цвету. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической и называется Иттеном И. «цветовым воздействием». Совпадение физического цвета (пигмента) с цветовым воздействием (иллюзией от восприятия цвета) возможно в случае гармонических полутонов при искусственном нюансирование и выполнении иных преобразований для балансирования цвета краски относительно возникающих от него цветовых ощущений.
1 2 3
Когда цвет красочного слоя и впечатление от него не совпадают, цвет производит изменчивое, нереальное впечатление и поэтому часто это явление используется художниками-дизайнерами. Так, достигается превращение материального цвета в выразительную «виртуальную вибрацию» (1; 3).
Например, синий на черном фоне кажется светлее, а на белом – значительно темнее (1); для создания цветового ощущения – иллюзии одинакового синего как на черном, так и на белом, необходимо незначительно высветлить синий на белом фоне (2); однако, высветленный синий на черном начинает сильно светиться, а на белом опять становится сравнительно темнее (3). Данный пример является проявлением симультанного контраста.
Итак, цветовая индукция является визуальной реакцией (иллюзией) на взаимное влияние цветов.
Существует два типа индукции: «отрицательная» и «положительная», которые зависят от величины порогового взаимодействия характеристик цвета. При отрицательной индукции усиливаются характеристики цвета в противоположном направлении, а при положительной – сближение качеств цвета (вплоть до равенства с нивелированием границ между ними). Поэтому, преобладание того или иного типа индукции зависит от меры различий характеристик цвета. Например, если различие заметно, то глаз стремится его усилить (отрицательная индукция), а если различие малозаметно, то глаз его не замечает и уничтожает (положительная индукция). Нюанс является проявлением положительной индукции, т.к. устанавливает минимальную меру сближения противоположных признаков цвета, а контраст – результат работы отрицательной индукции, поскольку задает противопоставление цветовых качеств (яркости, насыщенности, цветового тона и др.).
Выделяются следующие закономерности отрицательной индукции:
цвет иллюзорно изменяется…
1) при воздействии фона на цветовое пятно:
· прибавление к цвету пятна других цветов (на синем фоне серый желтеет, а на желтом – синеет) с/сер.= сер.+ж= ; ж/сер.=сер.+ф.;
· вычитание из цвета пятна цвет фона (хроматическая зелень на синем становится желто-зеленой) з(с+ж)-с= жз; ф(с+к)- с= кф.
2) при изменении расстояния между цветами (чем ближе пятна, тем сильнее контраст, чем дальше друг от друга – тем мягче контраст и более выражение нюанс;
3) при воздействии светлотного (яркостного) контраста на хроматический контраст, и наоборот (контрасты всегда находятся во взаимосвязи):
· четкий контур пятна увеличивает светлотный контраст и уменьшает – хроматический;
· смягчение светлотного контраста усиливает хроматический;
· усиление светлотного контраста всегда ослабляет хроматический.
4) при изменении насыщенности: чем насыщеннее пятно, тем сильнее его индуктивное воздействие.
5) при выборе формы пятна: со сложным контуром пятно индуктивно окрашивается меньше, чем пятно той же площади с простым контуром.
На основании выше перечисленных закономерностей отрицательной индукции выделяются способы ослабления и устранения индукции при нежелательном изменении цвета в проекте (картине): обведение пятна четким темным контуром (1); усложнение контура пятен (2); пространственное удаление пятен друг от друга (3); подмешивание ближайших цветов (цветовой взаимообмен); и др.
1 2 3 4
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 2057;