АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА
В 1950 г. в связи с развитием атомной энергетики цирконий привлек к себе внимание как конструкционный материал для энергетических ядерных реакторов, поскольку у него малое сечение захвата тепловых нейтронов. Величина сечения захвата нейтронов измеряется в барнах. Чем больше эта величина, тем больше нейтронов поглощает материал и тем сильнее препятствует развитию цепной реакции. Естественно, что для реакционной зоны реакторов выбираются материалы с минимальными сечениями захвата. У чистого металлического циркония эта величина равна 0,18 барна. Многие более дешевые металлы имеют сечение захвата того же порядка: у олова, например, оно равно 0,65 барна, у алюминия - 0,22 барна, а у магния - всего
06 барна. Но эти металлы легкоплавки и нежаропрочны.
Для использования циркония в атомной технике потребовалось решить сложную задачу очистки последнего от его химического аналога - гафния, сечение захвата нейтронов которого составляет 115 барн.
Из циркония и его сплавов изготавливают защитные оболочки для урановых тепловыделяющих элементов: каналы, в которых циркулирует теплоотводящая жидкость, и другие детали конструкций ядерных реакторов. Единственным ограничением широкого применения циркония является его довольно высокая цена, что связано со сложностью отделения его от гафния. Проблема экономного разделения циркония и гафния еще не до конца решена практически.
И все-таки цирконий стал «атомным» металлом. Производство его увеличивается из года в год. За десятилетие, с 1949 по 1959 г., мировое производство циркония возросло в 100 раз. По американским данным, в 1975 г. оно составляло около 3 000 т, а в 1985 г. только атомной энергетикой потреблено 5 000 т циркония, 2 000 т использовано военными ведомствами и 1 000 т израсходовано в химическом машиностроении в целях придания различным металлам и сплавам повышенной коррозионной стойкости.
Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 1095;