Специфика субъект-языка постимпрессионизма

Характерной особенностью творчества постимпрессионистов, при всем единстве предпосылок художественного творчества, является неповторимое своеобразие художественного языка, индивидуальность авторской манеры. Авторы постимпрессионизма как правило, идут на конфликт с социумом, конфликт с традиционной художественной школой. Голос постимпрессионистов - голос одинокий для других художников этого времени. Это означает важный для рубежа XIX-XX вв. ход: построение моста между конечным и бесконечным происходит не соборным способом, но индивидуальными усилиями. Художник преломляет всеобщую проблематику через себя, реализуя миссию спасителя человеческой души. Активность авторской позиции провоцирует ответную активность зрительского душевного отклика. И яркость красочной палитры является приемом, объединяющим художественный метод постимпрессионистов. Цвет является началом, формирующим эмоциональную сферу диалога с произведением искусства. Цвет наделен качеством всеобщего и беспредельного, в то время как форма, как правило, единична и предельна. Соответственно, произведения постимпрессионизма провоцируют зрителя на эмоционально активный диалог-отношение, заражая зрителя энтузиазно-религиозным порывом.

В сложной духовной ситуации рубежа XIX-XX вв. художник моделирует два возможных пути выхода из духовного кризиса. С одной стороны, искусственный мир, создаваемый в художественных произведениях, приобретает качества той гармонии и высшего порядка, который изначально содержится в мире, но который закрыт для человечества, не видящего свое место с целостности устройства вселенной. С другой стороны, данный духовный кризис провоцирует человеческую плоть к потере своей предельности, к покиданию земного мира; произведения искусства моделируют ход восхождения человеческой души, устремляющейся в бесконечность, и через это устремление обретающей смысл своего бытия. В творчестве постимпрессионистов первый путь представлен творчеством П.Сезанна и П.Гогена; второй - творчеством В.Ван Гога и А. де Тулуз-Лотрека.

В связи с этими двумя путями идеалообразования стилевое пространство постимпрессионизма можно охарактеризовать как внутреннее

Лекция 137. Направление «постимпрессионизм» в живописи K.XIX - н. XX вв.

неоднородное и соединяющее ареаклассицизм, которому принадлежат произведения, созданные П.Сезанном и П.Гогеном, и ареаромантизм, к которому относятся картины, созданные А.де Тулуз-Лотреком и В.Ван Гогом. Принципиально важно отметить, что внутри стиль авторов Ареаклассицизма в аспекте «постимпрессионизм» не однороден и включает элементы художественного построения ареаромантического мироотношения, знаменуя тем самым общее преимущество энтузиазной религиозности культуры Западной Европы рубежа XIX-XX вв.

Для метода П.Сезанна актуальна импрессионистическая идея репрезентации мгновения, в котором можно узреть вечность, но живописные приемы П.Сезанн считал нужным трансформировать по сравнению с импрессионизмом. Синтез импрессионизма с новыми приемами строится на следующих основаниях: используются чистые краски, живописной единицей выступает маленький мазок, мазки непосредственно налагаются на холст; но действует принцип упорядочения, разумной организации. Кроме того, мазок Сезанна характеризуется правильностью геометрических очертаний. Форма и отчетливость предмета не растворяется в воздушной среде, что объясняется философской программой неизменности сущности. На основе импрессионистического подхода к действительности им была выявлена внутренняя геометрия мироздания. Геометрия лежит в основе природы и задача художника - открыть ее. Принцип стиля Сезанна заключается в теории включения трагичной быстротечности каждого отдельного фрагмента бытия в картину пребывания в Вечности. Философская идея о закономерности и грандиозности природных сил, развивающихся независимо от человека и включающих человека в свое движение, организует пейзажные, портретные и натюрмортные произведения П.Сезанна.

Одно из определяющих качеств Поля-Эжена-Анри Гогена (1848-1903 гг.) - самостоятельность становления в качестве творческой личности. Выбор пути художника для П.Гогена - шаг человека-героя навстречу внутреннему ощущению своего предназначения в качестве пророка-художника. П.Гоген - тип личности рубежа XIX-XX вв., чувствующий дискомфорт в усложнившейся картине мира, стремящийся к культурам, сохранившим первозданную естественность, находящийся в поиске органичного существования в единстве с природой. Естественной реакцией П.Гогена на все стремительнее прогрессирующую цивилизацию Европы был уход от нее.

П.Гоген - один из первых художников вне академической схемы образования, вне непосредственного ученичества. В определении художественных традиций произведений П.Гогена действует принцип диалектики европейского языка живописи и самостоятельно выбранного Гогеном художественного языка, опирающегося на архаическое внеевропейское искусство. Объект-язык произведений П.Гогена составило традиционное перуанское искусство; искусство Древнего Египта; искусство Древней Индии; японская гравюра. Из традиций европейского искусства следует отметить средневековое готическое искусство витража.

________ Лекция 137. Направление «постимпрессионизм» в живописи K.XIX - н. XX вв._____________

Произведения П.Гогена всегда дают явленность эталонного человека, потому что он работает на материале таитянской культуры, в которой им был обнаружен и первозданный человек, и первозданные отношения этого человека с Богом. Тот человек, который явлен в его произведениях - не суетен, не отвлечен от сути бытия, состояние недовольства своим существованием не посещает его. И такого человека - качественно иного человека, чем всякий зритель, смотрящий на произведения Гогена, демонстрирует произведение искусства. Идейной программой просвета вечности во плоти человеческой преисполнены все персонажи Гогена. Временной период существования, пребывания персонажей Гогена - это настоящее, оборачивающееся вечностью.

Винсент Ван Гог (1853-1890) вошел в живопись со сформированной программой мироотношения, в которой он видел свою миссию как проповедническую; себя - как носителя очищающего света религиозного отношения человеческого и божественного начал. Отказавшись от роли непосредственно религиозного деятеля в рамках протестантизма, В.Ван Гог выстроил свои художественные произведения по модели проповедей, обращенных к миру, религиозных мостов, дающих человеку-зрителю возможность войти в религиозное соитие с Абсолютом и обрести бесконечность бытия своей души. Шаг В.Ван Гога, обративший его к живописи - это шаг человека-героя, почувствовавшего в себе энтузиазный религиозный порыв, выводящий за пределы конечности земного существования - порыв, достаточный для того, чтобы гармонизовать посредством художественных произведений и всё человечество в его душевном движении к бесконечному.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 937;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.