Неоклассицизм в архитектуре рубежа XIX-XX вв.

Неоклассицизм распространился в основном в Германии и в Австрии, поскольку на протяжении развития архитектуры XIX в. классицистические традиции были особенно сильны именно в этих странах. В памятниках неоклассицизма использована купольная и ордерная система, восстановлена система классицизма.

Дата постройки Фратуем фон Штуком собственной виллы в Мюнхене - 1898 г. - считается датой зарождения неоклассицизма как общеевропейского направления архитектуры. Здание характеризует лаконичный объем, использование дорического ордера в портике на главном фасаде. Портик организует выход всего архитектурного объема на плоскость фасада, и фасад является ключевым формирующим модулем для всего здания. В соответствии с ним находятся все другие стороны здания. Все внутренние помещения организованы в соответствии с доминантой принципа прямоугольных объемов. Помещения построены в зеркальном отражении друг друга относительно центральной оси - раскрываясь по обе стороны центрального прохода, идущего от входа к холлу и далее - между приемной и музыкальным салоном в скульптурную мастерскую. Скульптурная мастерская также имеет в качестве продолжения выход на террасу прямоугольных очертаний, далее - к внутреннему дворику, организованному по прямоугольной схеме. В целом, весь ансамбль помещений виллы Штука выстроен как нанизывание объемов прямоугольных очертаний в соответствии с продвижением по центральной оси. Ось задана скамьей за

Лекция 133. Стилевое пространство «ареакпассицизм» в архитектуре конца XIX - начала XX вв.: архитектура Австрии, Германии, Шотландии

оградой, скульптурой стреляющей амазонки (копье - ось), входом, окном на балконе, коридором внутри. Симметрия господствует во всех элементах постройки: две дороги, ведущие к центральному входу с двух сторон, по две колонны дорического ордера с каждой стороны. Симметрия, задающая модель упорядоченного, устойчивого бытия также поддерживается использованием именно дорического ордера. Каннелюры, расширение колонн превращают устои в векторы энергетического нисхождения, истекания вниз.

Симметричное взаимоотражение присутствует в отношении портика, выходящего на улицу и террасы, выходящей в дворик - то есть присутствуют вводящая галерея и выводящая в сад. Симметрия подчеркнута и движением к центру двух рельефных процессий по сторонам от центральной части фасада здания.

Прямые углы, прямые линии определяют доминанту всех векторов, задаваемых архитектурными формами. Например, окна расчленены на прямоугольные части и представляют собой сетку. Кроме того, помимо прямоугольников, образованных собственно архитектурными линиями, введены также орнаментальные прямоугольники и квадраты желтого цвета на светло-сером фоне здания.

Во многом здание выстроено в соответствии с принципами античных храмовых сооружений: применение ордера, использование рельефов и скульптур на крыше здания, трехчастная структура фасада здания напоминает пропилеи/ вход. Практически каждый ключевой элемент экстерьера и интерьера скульптурно оформлен, что задает тему соответствия человеческой фигуре, придает зданию линию соразмерности человеку, а также модель проживания здания эталонным человеком, который представлен в фигурах богов и героев - персонажей скульптур.

В оформлении виллы Штука использован только один орнаментальный элемент - в ограждении - мотив прямоугольника, пересеченного по диагонали, вертикали, горизонтали. Данная фигура моделирует огранивание всех возможных направлений, идущих из «точки сотворения», задание им границы, полагающей предел их устремленности. Экстерьер, а также общая композиционная схема плана здания отличаются геометрической ясностью, цельностью.

Единство стиля характеризует как экстерьер, так и интерьер здания. Однако единство не означает тождества, напротив, наблюдается определенный контраст в общей атмосфере, рождаемой экстерьером и интерьером. Если экстерьер выстроен в полном соответствии с законами классицизма, то интерьер представляет собой вплавление совершенно противоположного содержания в границы классицистических объемов и геометрических фигур, определяющих помещения.

Интерьер виллы Штук определяется такими понятиями, как погруженный в полумрак, таинственный, мистический, пронизанный тайными связями и отношениями отдельных предметов и декоративных деталей, символически указующий на скрытые пространственные зоны,

Лекция 133. Стилевое пространство «ареаклассицизм» в архитектуре конца XIX - начала XX вв.: архитектура Австрии, Германии, Шотландии

существующие за представленными объектами и через проводниковую функцию выбранных мастером всего ансамбля объектов. Интерьер организован как посредническая пропускная среда, наиболее располагающая к переходу от объективно зримого материального пространства к инобытию. Главный инструмент реализации трансформирующего качества интерьерной среды - это ее творческий характер, ибо все помещения виллы подготавливают к включению в сотворчество (музыкальное, скульптурное, живописное) и непосредственно творчество. Прямоугольные объемы не держат собственных границ, но переходят друг в друга.

В Германии были выпущены ряд альбомов, посвященных этой вилле, т.е. она была воспринята как образец жилой архитектуры, как эталон архитектурного современного памятника в целом. Подобная архитектура также обосновывала преимущество разумной организации сферы каждодневного бытия как храмового пространства для построения отношений между человеческим и абсолютным началом.

В Австрии неоклассицизм представлен таким репрезентативным сооружением, как здание Сецессиона в Вене (1899 г.). Архитектор - Иозеф Ольбрих. Классическая традиция прослеживается здесь в симметричном компактном объеме здания, в регулярной внутренней планировке (см. план). Принципы ясности, четкой разложимости здания на составные и относительно самостоятельные элементы соблюдается. Золоченый ажурный шар над главным входом соотносится с купольным завершением, типичным для эпохи классицизма. В то же время, золотой орнамент, вводимый в верхних частях стен и в венчающей прозрачной золотой купольной конструкции, обнаруживает присутствие в здании противоположной тенденции. Постепенный подъем глаза к верхним частям архитектурной формы приводит к буквальному растворению формы, потери ею собственной определенности, наоборот, приобретению качества мерцания, свечения, растворения в воздухе. И традиционная купольная система трансформируется здесь, приобретая качества не плотности и осязаемости, купол не покрывает здание своей распространяющейся энергией, но напротив, обеспечивает зданию воздушность, растворение плоскости и устойчивости, полет. Не случайно это здание - выставочный зал для произведений искусства модерна, и оно оформлено было одним из крупнейших представителей венского модерна Густавом Климтом, в произведениях которого доминирует тенденция ареаромантизма.

Таким образом, произведения архитектуры рубежа XIX-XX вв., использующие знаки художественного языка ареаклассицизма, демонстрируют непременное диалектическое единство со знаками объект- языка ареаромантизма, что говорит о безусловной идейной целостности архитектуры модерна.


ТЕМА 39. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СКУЛЬПТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1105;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.