Глава. Из истории Скифской медицины.
Скифы как предвестники медицины
«Мильоны - вас. Нас тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте сразиться с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами.»
А. Блок
Выдающийся российский историк С.М.Соловьёв в книге «История России с древнейших времён» писал: «Задолго до начала нашего летоисчесления знаменитый грек, которого зовут «отцом истории», посетил северные берега Чёрного моря; верным взглядом взглянул он на племена в ней жившие, и записал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой им указала природа страны».
Из трудов греческого историка Геродота известно, что в те далёкие времена степи Причерноморья были заняты скифами, которые пришли туда за 6-5 столетий до н.э. и заняли к северу значительные территории. Именно здесь возникло скифское государство. В описываемое время рабовладельческий строй в Греции и Риме изживал себя, а народы, населявшие территорию Древней Руси, постепенно вступали на путь феодальных отношений. Разделение труда, содействовавшее возникновению у скифов разных профессий, создало и профессию врача. 2
________________________
2 Кузьмин М.К.«Лекции по истории русской медицины. Медицина Древней Руси.» с. 8-15.
Очевидно, что скифы, растворившись в славянском этносе, передали ему и свою медицину. Но, прежде чем раствориться, они создали то, чему раствориться предстояло, - свой самобытный менталитет (свой особый способ мышления и мировосприятия). Они были хорошими земледельцами, отменными ремесленниками, занимались рыболовством и
торговлей с соседними странами. А потому наряду с народной развивается и профессиональная медицина. Скифы знали свойства многих лекарственных растений и выращивали их в своих огородах и садах для продажи.
В VII - VI вв. до н. э. в средиземноморских странах большой славой пользовались скифские врачи Анахарсид и Токсарид. Вот что сказано об Анахарсиде (или Анахарсисе) в «Словаре античности» (Москва, 1989): «Скиф из царского рода; изучал греческие обычаи, уклад жизни и культуру, подвергал их критическому осмыслению.
Идеализируя северные народы, греки нарекли Анахарсида Мудрым. Приписываемое ему собрание из 10 сохранившихся до наших дней писем, датируемых III в. до н. э., свидетельствует об огромном интересе к фигуре Анахарсида со стороны греков». Он был врачом-мыслителем. О враче Токсариде, признанном в Греции героем, говорится, что происходил он из простого скифского рода, был «муж мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим занятиям», умер в Афинах. Хотя греки идеализировали северные народы, но получить столь высокую похвалу от них, весьма искушенных в умственных занятиях, было не так-то просто. Значит, он был действительно хорошим врачом.
Само собой разумеется, что скифы и их потомки не упускали возможности познакомиться с медициной и врачевателями других народов (не только греков) при случайных встречах с торговцами или воинами на больших торговых путях между странами. Так, от одного арабского купца они узнали о роли заразных больных в распространении заразной болезни.
Документами, свидетельствующими о знакомстве скифов с греческими врачами и врачевателями других народов, являются археологические находки русских учёных в могилах скифских царей и в некрополях боспорских городов. Так, найдены в скифских гробницах слепки с больных органов – глаз, губ, щек, ушей. В курганах – могилах скифских царей были найдены золотые вазы с греческими рисунками скифского быта, в числе которых (на так называемой Куль-обской вазе) два рисунка относятся непосредственно к медицине. 3
Знаменитая Куль-обская ваза представляет собой небольшой шаровидный электровый сосуд (смесь золота и серебра, найденный ещё в 1830 г. в скифской кургане Куль-Оба, близ Керчи – Древнего Пантикапея – столицы Боспорского государства.) Сосуд был изготовлен в IV – III веке до н.э. в сарматскую эпоху на территории Северного Причерноморья. Тщательный анализ медицинских сцен, вычеканенных и выгравированных на сосуде, показывает, что мнение некоторых учёных, будто бы литературные источники и археологические памятники не позволяют судить об элементах организованной медицинской помощи раненым воинам в далеком прошлом, далеко не безошибочно.
На этой вазе, уже не раз описанной в литературе, скифо-боспорский торевт-художник, работавший в Пантикапее, мастерски изобразил не только с исключительным знанием дела, но и с поразительным реализмом четыре сцены из военной жизни скифов.
Ландшафт показан условно: местами обозначены неровности почвы, поросшей кое-где цветами, которые должны напоминать растительный
покров поля. В первой сцене изображена величественная фигура
___________________
3 Толстой И., Кондаков Н. «Русские древности в памятниках искусства»
военачальника, вождя племени – царя. На второй сцене – скифский воин занят налаживанием лука. Третья и четвёртая сцены представляют для нас определённый интерес, так как на них показаны некоторые виды медицинской помощи, оказываемой скифами. Одновременно все сцены
Куль-обской вазы представляют собой важнейший документ, определяющий физический тип скифов; она даёт антропологический образ древнейшего населения Северного Причерноморья, отражает его анатомическое строение.
На третьей сцене скифский воин ощупывает или удаляет пальцами зуб у другого воина. Но по некоторым данным можно судить, что здесь изображено лечение раненой сильно повреждённой челюсти воина. На лице больного с настоящим мастерством передана боль. Больной схватил правую руку врача, лечащего челюсть, чтобы таким образом замедлить его движения, сделать их более спокойными.
В четвёртой сцене показаны два скифских воина, один из которых перевязывает другому раненую или сломанную ниже колена ногу. Перед нами бородатый скифский воин, одетый в узорчатые шаровары-анаксириды и короткий скифский кафтан, подвязанный широким поясом; с левой стороны на этом поясе висит колчан, в котором находятся лук и стрелы. На голове воина кожаный башлык, а ноги обуты в низкие мягкие узорчатые, без каблуков сапоги, обвязанные ремнём выше лодыжек. Наклонившись вперёд, он держит левой рукой повреждённую ногу своего соплеменника (одетого так же, как и он, но без башлыка на голове), сосредотачивает на нём всё своё внимание и делает ему перевязку. Раненый воин очень страдает, что видно по выражению его лица и движениям тела. От боли он даже открыл рот. Поддерживая правой рукой свою больную ногу и опираясь на колено левой ноги товарища, он левой рукой невольно схватил правую руку лечащего, чтобы замедлить ход перевязки. Бинтование делается правильно – снизу вверх, несвёрнутый конец бинта мы видим в правой руке лечащего, который сидит, подтянув правую ногу под себя, а левую вытянув для опоры больной ноги товарища. Весьма живая сцена бинтования повреждённой ноги происходит в соответствии с правилами десмургии.
Эти сцены из ургентной военной хирургии скифов являются одним из древнейших сохранившихся до наших времён изображений мероприятий в области стоматологической хирургии и бинтования повреждённых на войне конечностей. Лечащий скиф в ней проявляет полное знание дела, что, по мнению исследователя скифской культуры Н.С. Думки, даёт право утверждать, что перед нами скифский военный врач. Отсюда следует, что со скифской армией на войну шёл врач в составе одного из самых древних, хотя ещё очень примитивных, военно-санитарных подразделений на наших землях, созданных задолго до того, как была организована римская военно-медицинская служба. Н.С. Думка высказывает предположение, что скифская военно-медицинская служба оказывала влияние на римскую военную медицину. Таким образом, Куль-обская ваза служит одним из очень немногочисленных доказательств существования военных врачей-профессионалов как отдельного сословия в армиях северо-черноморских народов более чем 2300 – 2100 лет назад. Куль-обская ваза является первым памятником истории отечественной военной медицины, особенно военной хирургии.
Несомненно, что кроме бинтования, изображенного на Куль-обской вазе, скифам были известны способы лечения переломов частей тела (прежде всего верхних и нижних конечностей). Можно предполагать, что шины или что-то другое в этом роде скифы изобрели сами. Однако не исключено, что, имея постоянные экономические и культурные связи, а нередко участвуя в военных столкновениях с греческими северо-черноморскими колониями, они заимствовали этот приём у греческих хирургов. Возможно, что скифы-кочевники, занимавшиеся скотоводством, при лечении сложных переломов в качестве неподвижной повязки применяли свежие бараньи кожи. Больную конечность завёртывали в кожу, обращённую внутренней частью к внешней поверхности тела. Баранья кожа, засыхая на теле, создавала что-то вроде неподвижной коробки, в которой оставалась больная конечность иногда даже несколько недель. Это часто наблюдал у кавказских народов Н.И. Пирогов. 4
Лекарства скифов.
Нам любопытно это знать, ведь наверняка то же самое было в «аптечке» и у жителей Древней Руси. Прежде всего, это целебные растения и травы. Мы можем узнать это из произведений историков и поэтов. Овидий Назон (1 в. до н. э.), живший изгнанником в скифских степях, в своих элегиях описывает свойства полыни: «…печальный полынь торчит по пустынным полям и горькое растение соответствует своему месту». Историк А. Марцеллин рассказывает о скифском корне – ревене, находившем широкое применение при лечении больных. Геродот упоминает о
________________
4 Пирогов Н.И. «Отчет о путешествии по Кавказу»
поразительной горечи травы в понтийских степях, которая увеличивает
количество желчи больше всякой другой травы. Ветеринарный врач Пелагоний (IV в. до н. э.) писал, что греческие и римские врачи широко использовали «понтийский абсинтий» (полынь), аирный и заячий корни.
Геродот, Плиний и Феофраст в своих трудах пишут о скифской траве «Scyphicam herbam», которая скифскими врачевателями применялась «для лечения ран», «против удушья». Александрийские врачи Ктезия и Аристогитон тоже восхищались лечебными свойствами скифской травы. Плиний свидетельствует, что «скифская трава» ревень от болот Меотийских вывозится из Скифии в Грецию, Италию и другие страны.
Скифам были известны и ядовитые свойства аконита. Плутарх упоминает еще о двух лечебных растениях, произраставших в реке Танаид (Дон) – злоненавистнике (речь идет, очевидно, о бодяге) и Аллинде с листьями, похожими на капустные. При растирании их образуется сок, называемый «маслом вироса» и сильно согревающем тело.5
К тому же они применяли лекарства минерального и животного происхождения. Об этом упоминает и известный древнегреческий врач I века н. э. Ксенократ. Скифы применяли и продавали «бобровую струю». У понтийского бобра она отличалась более сильным и лучшим воздействием. В Скифии также добывали янтарь, яхонт, мышьяк и другие минералы. При болях в желудке в измельченном виде принимали хризолит. Женщины, для облегчения родов носили в ожерельях яхонт. 6
К сожалению, крайне мало сохранилось сведений о медицине тех времен.
Между тем греки и римляне очень интересовались методами лечения
врачей Скифии и оставили потомкам бесценные свидетельства
_________________________
5 «История фармации» В. Ф. Семенченко(с.14)
6 «История фармации» В. А. Егоров
зарождения врачебного искусства на землях Древней Руси. А она формировалась на просторах Скифии и вобрала лучшее из опыта предшественников. Естественно, сегодня другие подходы к обучению, профилактике, диагностике, методам лечения, но память о тех, кто стоял у истоков медицины необходимо сберечь
Изучая скифскую культуру, исследуя литературные источники и археологические памятники, невозможно не прийти к выводу, что две с половиной тысячи лет назад скифы (особенно в период своей государственности) имели свою собственную медицину, своих врачей, известных во всём Древнем мире, которых возвышали даже высококультурные греки (врачи-скифы Абарис, Токсарис, Ахилл и др.), свою военную медицину. Лечебные травы, лекарства животного и минерального происхождения из Скифии широко и с успехом
распространялись во всех странах тогдашнего мира. Испытывая мощное
греческое культурное воздействие, Скифия, безусловно, в свою очередь сама оказывала влияние в области медицины на другие народы, в том числе, в какой-то мере и на самих греков.
Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 2204;