Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции.
Психические состояния, вызываемые различными жизненными обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа темперамента человека. Однако его культура поведения зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, жизненным задачам, окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флегматику.
От темперамента зависят динамические особенности характера человека – стиль его поведения. Темперамент – "природная почва", на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека. Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои "слабые" стороны системой психических компенсаций.
Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях, ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.
В зарубежной психологии и криминологии были и имеются попытки связать поведение человека с его телесной организацией. Так, Ч. Ломброзо пытался связать преступность с особенностями строения черепа, лица и тела человека. Немецкий психиатр Э. Кречмер также пытался установить связь между психологией личности и конституцией тела человека. Способности человека и его характер он связывал с полнотой тела, развитием мышц и т. д.
Экстраверты и интроверты. Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы –экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир (от лат. extra – вне, intro – внутрь и verto – поворот). Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира; они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.
Проблемы экстра– и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Г. Айзенк и др.). Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активации дополнительными движениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности.
В отечественных исследованиях отмеченные особенности интро– и экстравертов охватываются понятием активности, которая рассматривается как мера интенсивности взаимодействия субъекта с окружающей действительностью[22].
В психологии получила определенное признание классификация темпераментов, основанная на учете таких психологических особенностей, которые обозначают терминами экстраверсия, интроверсия (эти понятия были введены в психологию швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в первой четверти нашего века). Для экстравертированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, затрудненность социальной адаптации, замкнутость, некоторая заторможенность движений и речи. Заметим, что собственно к темпераменту может быть отнесен только динамический аспект тех психологических черт, которые отличают эти типы.
В дальнейшем различия по экстраверсии-интроверсии, а также различия по эмоциональной устойчивости (где на одном полюсе – постоянство настроений, уверенность в себе, высокая сопротивляемость отрицательным воздействиям, а на другом полюсе – резкая смена настроений, обидчивость, раздражительность, обозначаемые словами «уровень тревожности») изучались в связи с различиями по свойствам нервной системы (исследования английского психолога Г. Айзенка).
Возрастные особенности темперамента. Свойства темперамента – врожденные, наследственно обусловленные, как и те свойства нервной системы, которые составляют их ближайшую физиологическую основу.
Наследственная обусловленность ряда свойств нервной системы была установлена при применении так называемого «близнецового метода». Само по себе сходство психофизиологических свойств у близнецов не может считаться доказательством наследственного происхождения этих свойств – ведь сходство между близнецами может объясняться одинаковостью условий развития. Но существует два типа близнецов: однояйцовые (с совершенно одинаковой наследственностью) и разнояйцевые (наследственность которых различается, как у обычных братьев и сестер). Понятно, что по тем признакам, которые именно наследственно обусловлены, будет обнаруживаться большее сходство у однояйцовых близнецов, чем у разнояйцовых. Специальное сопоставление сходства свойств типа нервной системы (внутри пар) у однояйцовых и разнояйцовых близнецов и позволило доказать существенную роль наследственности (данные И.В. Равич-Щербо).
Возрастные изменения темперамента, несомненно, находятся в прямой зависимости от хода созревания и развития организма ребенка, прежде всего мозговых основ психики, свойств нервной системы.
Детей отличают (и чем младше ребенок, тем в большей степени) некоторые признаки слабости типа нервной системы, что означает, как уже отмечалось, не только малую выносливость, но и более высокую чувствительность. Именно возрастная слабость нервной системы может обусловливать в ранние годы особую яркость восприятия, детскую впечатлительность и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность.
Характерны для детских возрастов также интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость. Весьма обычны, например, стремительные переходы от горестных слез к улыбке, веселью. Слабость нервной системы удивительным образом сочетается в годы детства с быстрым возобновлением энергии. Об этом своеобразии работоспособности ребенка К.Д. Ушинский писал: «Заставьте ребенка сидеть, он очень скоро устанет, лежать – то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы».
Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 726;