Секторность и высотная поясность
Секторностьландшафтных зон - важная закономерность физико-географической дифференциации планетарного масштаба, которая проявляется на фоне радиационной зональности и связана с изменением характера ландшафтов по мере удаления от океана (циркумокеаническая зональность). Она проявляется в последовательном изменении климатических характеристик по мере удалении от океана в связи с изменением соотношения циклонической и антициклонической деятельности: снижении влагообеспеченности, росте годовой амплитуды температуры, снижении облачности, росте запылённости воздуха. На фоне климатических поясов обособляются сектора с разной континентальностью климата и с соответствующими специфическими наборами ландшафтов. Внутрисекторная физико-географическая дифференциация связана с раз личными соотношениями тепла и влаги, что при водит к обособлению разных типов ландшафтов. Границы секторов на равнинных территориях размыты, например, по мере удаления в глубь континента от Атлантического океана в Северной Америке. Горные хребты, особенно меридионального простирания, могут делать границы секторов довольно резкими. Примером служат Уральские горы, разделяющие секторы умеренно континентального и континентального климатов в умеренном поясе Евразии.
Расположение секторов зависит от преобладающего направления переноса воздушных масс. В умеренном поясе Северного полушария, где господствуют западные ветры, с запада на восток сменяются секторы мягкого морского, умеренно континентального, континентального и резко континентального климатов. В Евразии рост континентальности во внутренних частях материков проявляется в вытеснении широколиственных пород хвойными в лесной зоне, появлении степных и пустынных ландшафтов, расширении области распространения многолетней мерзлоты. На восточных окраинах материков формируется особый сектор муссонного климата с сезонной сменой направления переноса воздушных масс, влажным летом и преобладанием гумидных лесных и луговых ландшафтов. В Северной и Южной Америке горные хребты Кордильер и Анд меридионального простирания сужают морской сектор на западном побережье и делают границу морского и континентального климата резкой. На восточных склонах хребтов и в межгорных котловинах всего в нескольких сотнях километров от Тихого океана уже господствуют засушливые степные и пустынные ландшафты. По мере приближения к Атлантическому океану в Северной Америке степень континентальности климата вновь снижается; аридные ландшафты степей и пустынь сменяются гумидными ландшафтами лесов муссонного климата. Расположение ландшафтных зон в умеренном и субтропическом поясах Северной Америки почти строго меридиональное, что ярко иллюстрирует эффект секторности. В суженной южной части Южной Америки черты муссонного климата не проявляются, а холодное Фолклендское течение способствует выходу аридных ландшафтов к восточному побережью Патагонии.
Иное расположение секторов континентальности свойственно тропическим широтам, где господствует пассатная циркуляция с ветрами восточных румбов. Западное побережье Южной Америки оказывается в ветровой тени Анд и занято пустынями, чему благоприятствует зона высокого давления над холодным Перуанским течением. В Австралии сектор морского климата с лесными ландшафтами заключён в узкой полосе между побережьем Тихого океана и Большим Водораздельным хребтом, а сектор континентального климата с саваннами и пустынями начинается на западных склонах хребта и занимает большую часть континента.
Высотная поясность - закономерность физико-географической дифференциации более низкого порядка, чем секторность. она проявляется в смене ландшафтов по мере увеличения абсолютной высоты, в некоторой степени аналогичной смене ландшафтных зон на равнине в направлении снижения теплообеспеченности. С ростом абсолютной высоты происходит падение температуры со средним градиентом 0,650 на 100 м и падение атмосферного давления со средним градиентом 6 мм рт. ст. на каждые 100 м. Как известно, нагрев атмосферы происходит в результате длинноволнового (теплового) излучения земной поверхности, часть которого поглощается водяным паром, углекислым газом, другими парниковыми газами, пылью. С ростом высоты над уровнем моря в атмосфере уменьшается плотность воздуха, снижается содержание парниковых газов и запылённость, вследствие чего нарастает эффективное излучение и температура падает. До определённых высот (например, на Центральном Кавказе - до 3000 м) растёт количество осадков. Радиационный индекс сухости обычно снижается с высотой, что приводит к постепенной смене аридных ландшафтов гумидными.
В любой горной системе при наличии определенных климатических условий и достаточной высоты высотная поясность может венчаться гляциально-нивальным поясом, аналогичным по свойствам полярным ледниковым пустыням. Высота снеговой линии возрастает по мере приближения к экватору и возрастания континентальности климата (до 6500 м на склонах вулкана Льюльяльяко в Центральных Андах). Состав высотных поясов, расположенных ниже, определяется широтой и континентальностью. Общее правило таково: при прочих равных условиях набор высотных поясов становится более разнообразным по мере приближения к экватору.
Влияние степени континентальности на высотную поясность легко проследить, сравнивая горы Евразии, лежащие в умеренном поясе примерно в одних широтах.
Альпы (Западная Европа): до 800 м - дубовые и буковые леса, 800-1500 м - буково-пихтовые и елово-пихтовые леса, 1500-2000 м субальпийские высокотравные луга с кустарниками, 2000-2500 м альпийские низкотравные луга, 2500 м и выше - гляциально-нивальный пояс;
Кодар (Байкало-Становая горная область): до 1200 м - лиственничная тайга, 1200-1800 м - кедровый стланик, 1800-2600 м - горные тундры и гольцовые пустыни:, 2600 м и выше – гляциально-нивальный пояс;
Восточный хребет, западные склоны (п-ов Камчатка): до 350 м еловые и лиственничные леса (западные склоны), 350-800 м -леса из каменной берёзы, 800-1000 м - кедровый стланик, субальпийские луга и кустарники, 1000-1400 м - альпийские луга и горные тундры, 1400 м и выше - гляциально-нивальный пояс.
Для сектора мягкого морского климата в Альпах характерно наличие широколиственных лесов, хорошее развитие горных лугов и гляциально-нивального пояса. В резко континентальном секторе (Байкал, Становая область) темнохвойные леса замещаются светлохвойными лиственничными, появляется своеобразный пояс кедрового стланика у верхней границы горной тайги, субальпийские луга уступают место горным тундрам и гольцовым пустыням, оледенение развито фрагментарно. Для влажного океанического климата Камчатки характерно снижение снеговой линии, появление влаголюбивых субальпийских лугов и каменноберезняков.
Региональные различия в высотной поясности могут определяться инсоляционной и циркуляционной экспозицией. В Северном полушарии велики контрасты высотной поясности между склонами северной и южной экспозиции. Например, в Крыму на хорошо прогреваемом южном макросклоне развиты пояса субтропических дубово-можжевеловых лесов с вечнозеленым подлеском и сосновых лесов, а на северном - лесостепи и дубовые леса умеренного пояса. Велики могут быть экспозиционные контрасты даже на локальном уровне, особенно в резко континентальном секторе. В Забайкалье склоны долин южной экспозиции покрыты степными ландшафтами. а северной - таёжными. Классическим примером влияния циркуляционной экспозиции и барьерного эффекта на высотную поясность служат Уральские горы, преграждающие путь атлантическим циклонам. Вследствие обострения циклонов на западном макросклоне выпадают обильные осадки, а восточный оказывается в ветровой тени. Поэтому на западном макросклоне присутствуют широколиственные и елово-пихтовые леса, субальпийские луга, а на восточном они замещаются степями, сосново-лиственничными лесами и горными тундрами.
Литература
1. Боков В. А., Ceливepcmoв Ю. П., Черванев И. Г. Общее землеведение. СПб: Изд-во СПбГУ, 1998.
2. Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Высшая школа, 1991.
3. Мильков Ф. Н. Общее землеведение. М.: Высшая школа, 1990.
Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 2693;