Этические проблемы научной деятельности
При проведении научно-исследовательской работы ученый, специалист сталкивается с этическими проблемами. Дело здесь не только в технических решениях, научных идеях, но прежде всего в социальной ответственности, нравственных позициях ученых, проектировщиков. Можно напомнить о позиции А. Эйнштейна, который убедил Президента США Ф. Дж. Рузвельта начать разработки ядерного оружия, но после взрывов в Хиросиме и Нагасаки призывал запретить его, поделиться информацией с СССР. Именно нравственные перекосы в значительной мере сформировали негативное отношение к генетике, кибернетике, педологии. Велика социальная ответственность за свои научные результаты и у исследователей занимающихся проблемами социальной защиты населения.
Сегодня происходит не просто падение престижа науки. Все большее недоверие вызывают нравственная состоятельность ученых, понимание ими ответственности за результаты своих действий. Исследования Института истории техники и естествознания показали, что, по мнению 56% опрошенных, ученые больше думают о своих абстрактных проблемах, чем об интересах людей, 48% полагают, что ученые просто удовлетворяют свою любознательность за счет общества.
Нравственные основы научной деятельности изучает этика науки. Этические проблемы социальной работы рассматриваются в дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы», поэтому мы здесь в краткой форме лишь коснемся основных проблем этики науки.
Исторически научная этика берет свое начало от концепции эволюционной этики, впервые сформулированной английским философом и социологом Г. Спенсером. Согласно этой концепции нравственность рассматривается как форма развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества.
Соотношение добра и зла – это соотношение более развитого и менее развитого. Свое дальнейшее развитие эта концепция получила в трудах английских ученых Д. Хаксли, К. Уодингтона.
Главный методологический принцип заключается в том, что нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции. С точки зрения эволюционной этики нравственным долгом следует считать принятие человеком на себя миссии продолжения общей мировой эволюции и создания нового общества, находящегося в гармоническом единстве с космосом.
Попытки найти объективные основания морали в данных естествознания можно обнаружить в концепциях русских философов-космистов В. Вернадского, Н. Федорова, А. Чижевского.
Известный английский зоолог и философ Д. Хаксли выдвинул концепцию эволюционного гуманизма, сущность которой состоит в том, что человек представляет собой лишь один вид существующей на Земле жизни, и поэтому все члены человеческого общества не должны быть враждебно настроены друг против друга, несмотря на различия в религиях, нациях и т.д., каждый член общества несет ответственность за свое будущее и будущее всей планеты, полагаясь только на самого себя. В своих стремлениях человек должен руководствоваться повышением качества уровня жизни (не в ущерб окружающей среде), а не приобретением материальных благ.
Каждая из этических программ, концепций связана с формированием новой системы мышления, основанной на всех духовных компонентах культуры. Причем формирование этого мышления должно проходить в неразрывной связи с получением профессиональных знаний.
Наука, как и любая сфера деятельности, предполагает определенные человеческие отношения, нравственные аспекты, имеет свой «кодекс» – свод принципов, правил и норм.
Основные среди них, пожалуй, следующие:
- норма коллективизма, предписывающая ученым немедленно передавать свои достижения в общее пользование, чтобы быстрее пополнять сумму знаний;
- норма скептицизма, обязывающая ученых более взыскательно относиться к работам своих коллег;
- норма бескорыстности, социальной ответственности за результаты своей научной деятельности.
Существуют различные проекты кодекса научной этики. Вопросы научной этики часто проявляются в связи с принятием решений в критических ситуациях (например, определение момента смерти донора при пересадке сердца и т.д.).
Проблемная область этики науки включает в себя две сферы: профессиональная ответственность ученого; социальная ответственность ученого.
Ученый Р. Мертон в работах «Нормативная структура науки» (1942), «Амбивалентность ученого» (1965) выделяет следующие характеристики ученого: универсализм, всеобщность, незаинтересованность, организованный скептицизм.
Универсализм означает ориентацию не на субъективные, личные, групповые, национальные и т.п. интересы, а поиск объективного знания.
Всеобщность предполагает то, что результаты и достижения ученого должны быть достоянием всего общества. Ученый не вправе рассматривать их как личную собственность.
Незаинтересованность означает, что ученый должен в своей научной деятельности руководствоваться стремлением к получению знания, бескорыстным любопытством, а не личной выгодой.
Организованный скептицизм, это прежде всего, критическое отношение ученого к своим и чужим результатам.
Новые условия функционирования науки ставят некоторые из вышеназванных принципов под сомнение. О какой «бескорыстности» может идти речь, если для ученых, занятых прикладными исследованиями, они становятся своего рода бизнесом? Большие масштабы «закрытых» исследований с засекреченными результатами, конечно же, ведут к разрушению норм коллективизма.
В принципе, считается, что для науки нет запретных тем – она может исследовать все. Любые ограничения нарушают свободу научного творчества. Однако имеются и грани, которые нельзя переходить. Речь идет о генной инженерии, об автономном выращивании человеческих зародышей, о создании и использовании психотропных препаратов, создании оружия массового уничтожения. Здесь самим ходом развития науки ставится вопрос: наука для человека или против человека или она вообще безразлична к его судьбе. Создание оружия массового уничтожения, катастрофические экологические последствия ставят под сомнение нравственные идеалы ученых, их социальную ответственность. Это очень серьезный симптом непонимания между учеными и обществом.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем суть концепции эволюционной этики Г. Спенсера?
2. Что входит в этический кодекс ученого?
3. Какие характеристики ученого выделял Р. Мертон?
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 3834;