Семья как социальный институт и малая социальная группа
Глава XX Социология семьи
Социология семьи – специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи и брака. Семья – одна из древнейших форм социальной общности, которая возникла значительно раньше классов, государств и наций в недрах первобытнообщинной формации. Ее непреходящая общественная ценность и интерес к ней обусловлены прежде всего тем, что она связана с «производством и воспроизводством» непосредственно жизни – человеческого рода, воспитанием детей, удовлетворением в наиболее приемлемой форме самых насущных потребностей человека.
Семья как социальный институт и малая социальная группа
Социологический подход к изучению семьи предполагает рассмотрение институциональных изменений семьи, типов организации и структур семейной жизнедеятельности в конкретных исторических обстоятельствах. Макросоциология семьиисследует исторические изменения отношений между институтами и роль семейных трансформаций в преобразовании основ общественной жизни. Семья, с точки зрения воздействия общества на брачно-семейные отношения, это – социальный институт. Институциональный анализ дополняется микросоциологическимиисследованиями жизненного цикла семьи, межличностных отношений членов семьи и семейного поведения. С позиций микросоциологии семьи, семья - это обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обуславливается социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества.
Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой (партнерами), посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности»[1].
Итак, социология семьи является самостоятельной отраслью науки, представляющей собой систему знаний о семье как целостности, в единстве ее общих и особенных, количественных и качественных, статистических и динамических сторон, в ее связи и различии с другими формами социальной жизни и рассматривает брачно-семейные отношения как свой главный предмет.
Серьезное научное изучение форм семейной жизни началось лишь в XIX веке и связано с работами И. Баховена, Дж. Мак-Леннана, Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского.
Швейцарский исследователь И. Баховен в своей работе «Материнское право» (1861) показал, что при всех формах группового брака, существовавшего в древности, происхождение человека могло быть установлено лишь с материнской стороны (поскольку неизвестно было, кто являлся отцом), и потому признавалась только женская линия. Это признание происхождения по материнской линии и развившиеся отсюда с течением времени отношения наследования И. Баховен назвал материнским правом[2].
В работе Дж.Мак-Леннана «Первобытный брак» (1876) доказывается существование исторических этапов – перехода от родства по материнской линии к родству по отцовской линии. Л.Г. Морган в своей книге «Древнее общество» (1877) выделил следующие исторические этапы эволюции семьи и брака[3]: промискуитет; кровнородственная семья; пуналуальная семья; синдиасмическая семья; моногамная семья.
Промискуитет характерен для раннего периода развития человеческого общества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. На основе этологических данных и знаний об уровне развития примитивного человека на первоначальной ступени развития человеческого общества можно сделать вывод, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку неведомо было понятие родства в его прямом смысле, как кровно-родственной связи с отдельными членами группы; ему понятно было лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой.
Согласно Л. Моргану, довольно скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кровнородственной.
Кровнородственная семья характеризовалась групповым браком, а половое общение в ней было разрешено лишь между теми, кто принадлежал к одному поколению. Все те люди, которые принадлежали к одному поколению, то есть братья и сестры, независимо от степени их родства, образовывали одну семью. Такая семья являлась эндогамной общностью, ибо включала в себя людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной.
В пуналуальной семье из полового общения исключались сначала ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространился и на остальных более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако это уже был брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляла собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами были группа сестер из одного рода и группа братьев из другого. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказывались устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это и был первый шаг к появлению парного брака
Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появилась на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина проживал с одной женщиной, а полигамия (то есть многобрачие или, в данном случае, многоженство) оставалась исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгались, и тогда дети оставались с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.
Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь могла быть расторгнута только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, то есть обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей.
Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. Запрет кровосмешения играет важную историческую роль в эволюции человеческого общества. Это первая в истории социальная санкция, наложенная на биологические взаимоотношения полов. В процессе развития человека как мыслящего существа, развивая свои производительные силы и устанавливая множество отношений в обществе, он все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для продолжения рода.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 863;