КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА
Каждое общество имеет определенную совокупность культурных образцов, признаваемую большинством его членов и реализуемую в их жизнедеятельности. Эту совокупность принято называть массовой (доминирующей) культурой. Массовая культура – понятие, отражающее наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного общества.
Общество включает в себя множество социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, конфессиональных и др.). И у каждой из них существует собственная система ценностей и норм, не разделяемая всеми остальными членами данного общества, однако так или иначе связанная с доминирующей культурой. Такие локальные культуры, присущие большим группам людей, называются субкультурами: городская и сельская (деревенская), молодежная и субкультура пенсионеров, субкультура национальных меньшинств, криминальная субкультура, профессиональная субкультура (к примеру, врачей, военных и т.п.), субкультура высшего класса и т.д. Субкультуры отличаются от доминирующей культуры и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком (сленгом). Стоит, к примеру, сравнить понятия «армейская жизнь» и «студенческая жизнь» для того, чтобы стало ясно, насколько различаются между собой эти две субкультуры.
Итак, субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но, так или иначе, связанная с ней.
Особой разновидностью субкультуры является контркультура. Она не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующей системой ценностей и норм.
К примеру, субкультура бандитской шайки, уголовная субкультура и т.п. Если представители субкультур, хотя и по-своему, своеобразно, но все-таки воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от основных ценностей, составляющих ядро культуры общества в целом.
История убеждает нас в том, что культура не является чем-то застывшим и неизменным. Достаточно сравнить культуру Древней Руси, культуру Иоанна Грозного, Петра Первого, советского периода и культуру нынешнего российского общества, чтобы убедиться в этом. С другой стороны, мы видим и некую преемственность между этими культурами, позволяющую говорить о её специфичности, самобытности, отличии от иных культур, о социокультурной идентичности носителей этой культуры. Отсюда следует, что социокультурный процесс, т.е функционирование культуры как социального явления, представляет собой взаимодействие двух основных противоречивых тенденций:тенденции к сохранению, устойчивости и преемственности, с одной стороны, и тенденции к развитию, модернизации и изменениям, - с другой.
Следует обратить внимание, что с социологической точки зрения, культура – это метод ценностного освоения действительности через систему оценок, норм и образцов поведения. И пока данный метод обеспечивает эффективную совместную деятельность по удовлетворению потребностей людей, культура и её основные элементы сохраняют свою устойчивость и стабильность. В ином случае возникает ситуация, способствующая тем или иным изменениям в культуре и побуждающая к выходу за рамки принятого, поддерживаемого как образец и нормального в рамках данной культуры. Речь может идти как об изменении художественного стиля, так и об изменении нравственных ценностей, производственных технологий, норм поведения и т.п.
Изменения в культуре, т.е. формирование новых для данного общества идей, ценностей, способов деятельности и норм поведения происходит путем саморазвития. Выход человека за рамки привычных и традиционных образцов деятельности и норм происходит, прежде всего, путем открытий и изобретений. Они могут быть спонтанными, стихийными (к примеру, сколько подобного рода мини-открытий каждый из нас сделал в свое жизни), либо возникнуть в результате проб и ошибок. Возникшее и найденное таким образом новое в культуре человек сравнивает с уже имеющимся и привычным, оценивая его преимущества и взвешивая, насколько эти преимущества значимы, а затем закрепляя и вводя в систему своей культуры. Особую роль в развитии науки, техники, технологий играют великие ученые, изобретатели, конструкторы (Галилей, Ньютон, Энштейн и др.), в искусстве, литературе – гениальные художники, писатели, поэты. В области морали и в выдвижении новых ценностей и норм социальной жизни огромную роль сыграли пророки, такие как Будда, Моисей, Конфуций, Иисус, Магомет и другие менее масштабные личности, обладавшие даром социальной фантазии, предвосхищения и предвидения. Пророчество представляет собой переход за границы наличного и привычного в самой сложной сфере культуры, где инновации(т.е. изменения, связанные с созданием, признанием и внедрением новых элементов и моделей культуры) даются с особым трудом – в сфере регулирования социальных связей и отношений. Пророки выдвигают свои идеи или в религиозной форме, или в форме более или менее широких логических умозрительных построений. Они предлагают новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни как виде моральных заповедей, проповедей, учений, так и виде манифестов, трактатов, программ (например, известные 10 тезисов Мартина Лютера, положившие начало лютеранству). Выдающиеся пророки на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (к примеру, Магомет – ближневосточно-арабской, Иисус – греко-римской), предложив собственную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро и самобытность этих культур.
Культурные изменения происходят также и в результате диффузии – взаимного проникновения элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении (культурных контактах). Такие контакты могут не оставить никакого следа в обеих культурах, либо могут закончиться равным влиянием их друг на друга (когда обе культуры заимствуют какие-то элементы друг у друга), либо односторонним влиянием какой-нибудь одной культуры (например, мощное проникновение во второй половине 20 века американской культуры в другие культуры заставляет многих говорить об «американизации» их культур).
Новее элементы и образцы культуры могут внедряться принудительно, навязываться либо в результате порабощения одного народа другим, либо одной социальной группой, взявшей политическую власть, другим социальным группам общества (как, например, случилось в России после 1917 года).
Что касается самого характера культурной динамики, то в социологии нет единого мнения по данной проблеме.
Одни социологи полагают, что в обществе происходит постоянное изменение культурных элементов, в ходе которого они полностью преобразуются. При этом изменение культурных образцов происходит по направлению от простого к сложному, от однородности к неоднородности. Развитие культуры идет, таким образом, по восходящей линии, т.е. каждый новый уровень культуры представляет собой совокупность более сложных, более гуманных и более совершенных образцов культуры (теория эволюционного развития культуры).
Однако эта точка зрения, весьма популярная в 19 веке, ныне подвергается резкой критике. Одни современные ученые (А. Швейцер, Э. Фромм ьи др.) говорят об упадке культуры, а другие (О. Шпенглер, А. Тойби и др.) отрицают линейное развитие культуры, утверждая, что культура развивается циклически (зарождение → расцвет → упадок → гибель).
Сторонники же диалектического подхода считают, что любая культурная ценность, норма или образец проходят в своем развитии три стадии:1) стадию роста, что проявляется в признании значимости данного культурного образца, его распространенности в обществе или группе, далее – 2) стадию достижения культурным образцом определенного предела или границы, после чего он вступает в конфликт с внешней средой и своим внутренним содержанием, а затем третью стадию –прекращениесуществования культурной нормы или ценности. Но это не просто гибель, а перерождение культурной ценности: в ходе конфликта и под воздействием противоречий культурный образец переходит в новое качественное состояние. При этом старое содержание не уничтожается полностью, а становится основой для своей противоположности – нового культурного образца. Несмотря на то, что содержание нового образца будет существенно отличаться от содержания предшествующего и новый образец станет играть принципиально иную роль в жизни общества, он неизбежно будет включать в себя элементы старого отжившего образца. Жизненный цикл культурных норм и ценностей имеет различные временные промежутки (от существующих кратковременно до имеющих столетний и более жизненный период).
Так происходит сопоставление и самовозобновление культуры, т.е. её воспроизводство. Культурное воспроизводство представляет собой процесс эволюционного развития культуры в форме ее циклического воспроизведения, сочетающего устойчивость, преемственность, изменение и развитие.
Анализ социальных взаимодействий показывает, что, во-первых, общественная жизнь имеет групповой характер, во-вторых, взаимопонимание людей во взаимодействиях обеспечивается благодаря наличию общей системы ценностей и норм. Ценностно-смысловое значение отношений между людьми обозначают термином «культура», тогда как сами отношения и их конкретную форму – термином «социальная система». В любой конкретной ситуации социального взаимодействия, т.е. в любом месте, где есть человеческий коллектив, можно отметить обязательную взаимосвязь социального и культурного аспектов человеческого поведения. Эта взаимосвязь выражается в их противоречивом единстве, в котором каждая из сторон выступает и как цель, и как средство, и как условия, и как результат по отношению к другой стороне. Культура есть способ существования общества, и мы не сможем правильно понять общество (социальную систему), если не знаем ценностно-смысловых (культурных) аспектов действий людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, специальная система является для культуры источником энергии и остальных средств её существования. Вот почему в современной социологии принято рассматривать общество как целостную социокультурную систему.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 865;