ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Женщины носили длинную рубаху. Рубаха повседневная была более простой, без лишних элементов, украшений и отделки. По вырезу горловины и по обшлагам рукавов рубаху украшали вышивкой.
Поверх рубахи надевали сарафан (термин «сарафан» появился на Руси в XIV в.). Были сарафаны двух типов: застегивающиеся сверху вниз спереди и сшитые с длинной полоской — украшением. Сарафаны украшались лентами, вышивкой, пояском, пуговицами. Иногда их шили из полотна различных цветов. Часто верхняя часть рубахи и сарафана шилась из тонкого привозного полотна, а нижняя — из домотканого, более грубого и дешевого.
Поверх рубахи сибирячки надевали поневу — своеобразную юбку, состоящую из двух-трех полотен, не сшитых, а укрепленных на поясе. Общераспространенной были телогрея — длинная, распашная, с широкими косыми клиньями в подоле верхняя одежда. Телогрея имела длинные рукава и множество оловянных или медных пуговиц и, по всей видимости, произошла от распашного варианта старинного сарафана. Из-за довольно прохладного климата женщины носили поверх рубахи «душегрею» — короткую одежду на лямках, раскошенную, со складками. Вариантов кроя и цвета душегрей было великое множество.
На голову сибирячки чаще всего повязывали платки. При этом платки были как треугольные, так и четырехугольные: косынки из шелка или ситца, кокетки — шелковые шейные платки. Множество видов платков вязали из шерсти: файшонка — вязаная косынка, подшалок — платок из «гарусной шерсти», шаль шейная шерстяная, шаль, шаленка и др. В зависимости от сезона шали и шаленки носили шерстяные, ситцевые, шелковые, холщовые. Платок часто повязывали, складывая его полосой: такие уборы назывались безументом или подвязальником.
Существовало и множество других уборов: капор — шелковый убор на меху, красота — полоса шелка на каркасе, кругляш, малахай — повседневная меховая шапка, наколка — убор из шелка на каркасе, чебак — парчовая шапочка на меху и др. Некоторые головные уборы вязались из нитей ажурной вязкой: колпак «белевый», сетка — убор из цветных ниток, назатыльник и др. По свидетельству Е.А. Авдеевой, многие сибирячки покрывали голову «наметкой» — куском полотна из дорогой завозной ткани, украшенной цветным шитьем. Девушки во многих местах носили праздничное украшение — «ленты», этот убор состоял из пучка 20 – 30 разноцветных лент.
Конечно, женщины в Сибири, придерживаясь традиций, принесенных в Сибирь, изредка носили и русские старинные головные уборы — кички, кокошники, повойники. Кички и кокошники надевались более на свадебные торжества, иногда по праздникам. Часто упоминаемые в документах XVIII – XVIII вв., к середине XIX в. они выходят «из моды». Сохраняются повсеместно в повседневной носке только повойники — своеобразные чепцы из холста и шелка. Праздничные повойники шились из дорогой ткани и богато украшались.
Нельзя забывать, что женщина заплетала волосы в две косы и укладывала их на затылке. Невозможно было представить себе женщину без головного убора, с непокрытыми волосами — это считалось позором и верхом неприличия («распущенные волосы — распутная женщина»).
Как женщины, так и мужчины носили чулки суконные, шерстяные, сермяжные. В зимнее время не обходились без меховых чулок: «кулемишки» — чулки из собачьей шкуры, «лосинки» — промысловые лосиные чулки, «пупыри» — чулки из телячьей или овечьей шкуры.
В суровых условиях человек, конечно, не мог обойтись без рукавиц. Их было множество видов: вареги, верхницы, верхоньки, волосянки, вязанки, высподки, голицы, исподки, лохматей, шубенки. Шились и вязались рукавицы из шерсти, шкур лося, собаки, изюбря, конской кожи, овчины и т.д. Меховые рукавицы делались как мехом внутрь, так и наружу. Сибирские мастерицы искусно вязали из льняной, шерстяной и хлопчатой пряжи «перстятки», «персцятки».
На комплекс сибирской одежды оказали влияние заимствования из одежды местных народностей. На Севере русские носили одежду «гусь», подобную «малице»; на Колыме — «кухлянку» из меха оленя. Общераспространенными у сибиряков стали различные виды меховой обуви — «торбоза», «унты», тяжи, кожаные и меховые штаны, меховые шапки местного покроя. Охотники носили «лузаны», «камлеи», «камлейки». Все сибирское население без исключения — взрослые и дети, мужчины и женщины — носило валенки, по-сибирски — «пимы», «катанки».
Со второй половины XIX в. сибиряки-мужчины начинают носить рубахи-косоворотки, пиджаки, а в конце века женщины — «парочки» — юбки с кофтой, модные «калоши». А.П. Щапов писал: «Мода всецело господствует в Сибири и покоряет население. Пиджаки, жилеты, фуражки составляют принадлежность костюма сельской молодежи. Сибирский крестьянин никогда не знал лаптей, и сапоги для него — постоянная обувь. У женщин сарафан — рабочий костюм. А носят блузы и шерстяные платья, чулки, ботинки. Особый шик — лакированные галоши!».
Все без исключения современники отмечали, что в Сибири повсеместно употребляют для шитья одежды различные привозные ткани и покупают привозные одежды. Что же означали те или иные названия этих тканей?
Кумач — хлопчатобумажная восточная гладкокрашеная ткань красного цвета;
киндяк — подобная же ткань, но синего, лимонного, кирпичного, зеленого цветов;
камка — шелковая однотонная легкая ткань из Персии или Италии;
объярь — плотная шелковая узорно тканая ткань;
атлас — шелковая глянцевитая ткань, однотонная или с узором;
бархат — шелковая ткань, ворсистая с лицевой стороны;
бархат рытый — подобная же ткань, но с вытесненным узором по ворсу;
тафта — мягкая шелковая или полушелковая ткань.
Хлопчатобумажные ткани: бязь, бумазея, кисея, миткаль.
Крестьянские ткани — холсты различной выработки: понитчина, сукно, шиптуха, яренга, пестрядь и др.
Привозные ткани были из Бухары, Китая, Персии, из городов Европейской России. Еще в XVII в. в Тобольск завозили товары из 55 городов России! Наряду с тканями и готовой одеждой в Сибирь поступали и различные украшения.
Важное место в анализе одежды сибиряков занимает отношение к одежде рабочей и праздничной. Труд как начало, «творящее мир», подкреплялось традиционными правилами ношения специальной рабочей одежды, в большинстве случаев «домодельной». Изготовленная из своего сырья, своими руками, одежда была частью ритуальности, обеспечивающей достижение высоких результатов в труде. «Священность» домотканой одежды подтверждается традицией старожилов Приенисейского края одевать в ХIХ в. умершего человека в «смертную» одежду только изо льна и конопли («поскони»).
Праздничная одежда, наоборот, отражала степень пользования результатами труда, наличие средств на приобретение «покупных» вещей. Это выражалось в приобретении дорогостоящей и оригинальной одежды. Для изготовления выходной одежды, головных уборов, поясов сибиряками употреблялись в основном ткани фабричного производства.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 847;