ОТ ПАСХИ ДО ТРОИЦЫ
Последняя неделя накануне Пасхи называлась страстной. У сибиряков особо чтимым был четверг. Называли его «чистым», и не только потому, что фанатично любящие чистоту старожилы промывали все углы и закоулки в доме, но и потому, что день был важным для священнодействий.
Традиционно готовили в ночь на четверг «четвергову соль»: клали на ночь на загнеток печи соль в мешочке. Наутро она опаливалась огнем и, почитаемая как чудодейственная и лечебная, использовалась для лечения, от порчи. Пасха в Сибири, по воспоминаниям, отмечалась более скромно, чем в Европейской России. Традиционно «гулевали» всем селом — праздновали «на природе», в лучших нарядах, на просохших полянках. Обязательно обменивались выкрашенными накануне яйцами с первым встречным, считалось, что оно, положенное на «божничку», не испортится и спасет от «нечистова». При встрече обязательно «христосовались» и троекратно целовались. Во многих селениях было принято стрелять из ружей, устраивать «гостьбу».
В день Пасхи крестьяне устанавливали иконы в зерновые хлеба, насыпанные в сито. Важнейшим был запрет бросать что-либо за окно и лить туда воду — говорили, что в этот день «Христос под окном ходит».
На второй день Пасхи все от мала до велика выходили качаться на «качули». В каждом селении их было несколько, разных размеров, для детей и взрослых. Бывали случаи, что разбивались на «качулях» насмерть — тех было принято хоронить на месте гибели. Со второго дня Пасхи и вплоть до Троицы повсеместно молодежь водила хороводы, устраивали игры и игрища. Особенно веселым был праздник Вознесенья: на горках варили и красили яйца, стреляли из ружей — «Христа провожали на небо». На четверг перед днем Троицы, на Семик, «заплетали» (украшали) березки, делали это обязательно девушки в лучших нарядах, с бусами в косах.
Конечно, с весной «веселый сезон» заканчивался, начинались дни сева, но праздник Святой Троицы, как передышку перед летними работами, отмечали очень широко и весело. С «заплетенной» березкой, «гостейкой», ходили с песнями по улицам, на полянах заводили массовые игры, хороводы. Особенное волнение испытывали девушки: в «заветном месте» осматривали заплетенные накануне ветви березы. Если расплелась «березовая коса», то девушке суждено было выйти в этом году замуж, если завяли ветки, не к добру это…
На Троицу свивали из березовых веток и цветов венки и пускали на воду: поплывет — к долголетию и счастью, закружится на месте — к тревоге, утонет — к несчастью. На праздничные столы в день Троицы было принято ставить «еишню на молоке» (ныне — омлет). В день Святой Троицы в Сибири возродилось старинное древнерусское правило, забытое в Европейской России к XVII – XVIII вв., — посещение могилок предков на кладбище.
На следующий день после Троицы, в Духов день, заканчивались последние молодежные увеселения, «вечерки», игры и развлечения «веселого сезона». Как говорится, «Делу — время, потехе — час».
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 820;