Земельная рента
Чистая экономическая (абсолютная) рента.Мы уже встречались в предыдущей теме понятием «экономическая рента».
Экономическая рента — это плата за ресурс, предложение которого строго ограничено.
Земельная рента представляет частный случай экономической ренты. Слово "рента" в переводе с французского (фр. rente от лат. reddita) означает "отданная". В этимологии этого слова таким образом воспроизводится факт передачи части продукции (или дохода), произведенной земледельцем, собственнику земли.
Земельная рента — это •плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.
Предложение земли и других природных ресурсов выступает какзапас, рента — какпоток.Первоначально проблема ренты возникла в земледелии, и понятия "земельная рента" и "экономическая рента" совпадали. Сейчас понятие "экономическая рента" шире понятия "земельная рента". Экономическая рента включает земельную ренту, но не сводится к ней. Экономическую ренту могут получать звезды эстрады, знаменитые киноактеры, выдающиеся спортсмены.
Рассмотрим сначала ренту, которую получают все собственники земли независимо от ее качества. Такую ренту К. Маркс назвал абсолютной, а Н. Г. Чернышевский — "праздной"'. Для анализа мы исходим из ряда предпосылок. Мы предполагаем:
1. Полное подчинение аграрного производства рынку, т.е. отсутствие производства для собственных целей (что в условиях производства продовольствия нередко имеет место).
2. Отделение земли как объекта хозяйства от земли как объекта собственности. Это означает, что все земли арендуются на совершенно конкурентном рынке,
3. Вся земля используется для производства основного продукта питания (например, пшеницы в США, ржи в России или риса в Китае).
4. Все земли имеют одинаковое качество, одинаково производительны.
Предложение земли абсолютно неэластично. Поэтому, если мы на оси абсцисс отложим земельную площадь (определенное количество акров земли), а на вертикальной оси - ренту (сумму денег, которую арендаторы ежемесячно выплачивают за каждый акр), то кривая предложения S будет параллельна оси ординат (рис. 55).
Кривая спроса D0 будет иметь отрицательный наклон вследствие действия закона уменьшающегося плодородия.
Пересечение кривой спроса D0 с кривой предложения S определяет равновесие на рынке земли. R0 означает уровень ежемесячной ренты за один акр земли. Площадь 0Q*E0R0 представляет собой совокупную ренту за всю используемую в данном обществе землю.
Изменение спроса на основной продукт питания (пшеницу) повысит ежемесячную ренту за один акр земли с R0 до R1. Это приведет и к увеличению чистой экономической (абсолютной) ренты до площади 0Q*E1R1. В случае падения спроса на пшеницу ежемесячная земельная рента за акр земли уменьшится до R и абсолютная рента сократится до 0Q*E2 R2 .
Рис. 55. Равновесие на рынке земли: изменение уровня земельной ренты.
Предложенная модель наглядно показывает активную роль спроса. В условиях неэластичного предложения земли цена земли и абсолютная рента всецело зависят от изменения спроса.
Необходимость платы земельной ренты собственнику земли является ограничением для доступа к земле. Если она полностью уплачивается землевладельцу, то служит своеобразным налогом, понижающим эффективность хозяйствования на земле.
Поэтому уже в XIX в. выдвигались различные проекты для отмены собственности на землю как феодального пережитка путем передачи ее в руки государства. Такое требование, например, содержится в "Манифесте Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса.
Для передовых стран авторами "Манифеста" предлагалась в качестве первого пункта "экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов'". Генри Джордж в своей нашумевшей книге "Прогресс и бедность" (1879) предлагал ввести 100-процентный налог на земельную ренту.
Однако ни в одной стране с развитым рыночным хозяйством национализация земли в XIX в. произведена не была. Ее реализовали лишь в некоторых странах социалистического лагеря, да и то не во всех. Опыт показал, что национализация земли приводит к снижению эффективности ее использования: "провалы" государственного регулирования оказываются гибельнее, чем "провалы" рынка.
Дифференциальная рента.В предложенной модели чистой экономической (абсолютной) ренты предполагалось одинаковое качество и одинаковое местоположение земли.
В действительности земля различается ("дифференцируется") и по плодородию, и по положению. Вопрос о дифференциальной ренте впервые был детально разработан в трудах Д. Рикардо.
Рассмотрим проблему на примере естественного плодородия земли. Допустим, имеется земля трех видов: лучшая, средняя и худшая. При равных вложениях капитала и труда на одинаковых по размеру участках могут быть получены различные результаты вследствие различного плодородия земли.
Более высокая производительность и соответственно урожайность в этом случае всецело являются следствием различий в естественном плодородии. Собственник земли поэтому будет стремиться получить весь дифференциальный добавочный доход.
Поэтому рента на лучшую землю будет выше, чем за среднюю, а за среднюю выше, чем за худшую. Худшая земля будет давать ее владельцу лишь чистую экономическую (абсолютную) ренту, а средняя и лучшая, наряду с абсолютной рентой, еще и дифференциальную ренту (рис. 56).
Рис. 56. Дифференциальная рента
Рисунок иллюстрирует механизм получения дифференциальной ренты. Собственники лучшей земли за каждый акр будут получать ежемесячную дифференциальную ренту R1, а собственники средней земли - ренту R2.
Дифференциальная рента с худшей земли будет равна нулю. (Для упрощения на рис. 56 предполагается, что количество худшей, средней и лучшей земли одинаково.) Аналогично получается дифференциальная рента по положению.
Плодородие земли не является раз и навсегда данным. Оно может быть улучшено или ухудшено в результате хозяйствования на земле. К естественному плодородию может добавиться искусственное. Современная земля является результатом длительного процесса вложения капитала и труда.
Не случайно Д. И. Писарев сравнивал землю с "огромной сберегательной кассой", в которую с незапамятных времен вложено неизмеримое количество труда многих десятков поколений.
Дополнительная отдача от вложений капитала может повысить производительность труда, понизить или оставить ее на том же уровне. В случае, если добавочные вложения капитала приведут к росту эффективности производства, говорят о повышающейся дополнительной отдаче. Тогда при перезаключении арендного договора возрастет и рента.
Для лучших земель она поднимется до R11. В случае, если добавочные вложения капитала приведут к общему падению эффективности производства, говорят о снижающейся дополнительной отдаче. Рента с лучших земель соответственно снизится до R12 . В случае, если добавочные вложения капитала не изменят уровень эффективности, дополнительная отдача будет постоянной. Рента с лучших земель останется на том же уровне R1.
Цена земли.Цена на землюопределяется путем капитализации ренты.
Допустим, что какой-то участок земли приносит ежегодно ренту в R долл. Какова может быть стоимость участка земли? Ответить на этот вопрос — это значит определить альтернативную стоимость для собственника земли.
Цена земли должна представлять сумму денег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость будущей земельной ренты:
PL = S Rj/(1 + i)j (34)
Цена земли – это бессрочное вложение капитала. Поэтому если
j ® µ , то 1/(1 + i)j ® 0.
Тогда lim PL = lim å Rj/(1 + i)j = R/i
j ®µ
где R – годовая рента;
i – рыночная ставка судного процента.
Если рента равняется 400 долл., а ставка ссудного процента составляет 5%, то цена земли равняется 400/5% = 400 х 100/5 == 8000 долл.
Арендная плата.В действительности рента составляет лишь часть суммы, которую арендатор платит земельному собственнику. Арендная плата включает кроме ренты еще амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал.
Если собственник земли сделал какие-то улучшения, то он должен и возместить стоимость этих сооружений, и получить процент на затраченный капитал (ведь он мог положить капитал в банк и спокойно жить, получая проценты).
Строительство зданий и сооружений на земле, затраты, связанные с улучшением плодородия, развитие инфраструктуры приводят к тому, что в структуре арендной платы все большую долю составляют амортизация и процент на капитальные вложения — "рента разбухает".
Происходит это потому, что земельный собственник стремится учесть эти вложения, поднимая арендную плату. Чем короче контракт, тем быстрее можно поднять арендную плату, мотивируя это улучшенными качествами земли или развитой инфраструктурой хозяйства. Поэтому арендаторы стремятся осуществить такие вложения, которые полностью окупятся за период аренды.
Отсюда известная противоположность интересов. Собственники земли стремятся сократить сроки аренды, а арендаторы стремятся ее увеличить. Не случайно, что в Западной Европе сложилась традиция сдачи земли под постройки сроком на 99 лет. За этот период стоимость могла быть целиком списана, а само здание приходило в полную негодность.
Арендный договор в Бельгии (где в конце 90-х гг. арендовалось 68% всех земель) заключается обычно на срок не менее 9 лет, хотя в этой стране существует практика договоров и на более длительный срок (на 27 лет или до достижения арендатором 65 лет).
Не случайно современное аграрное законодательство (например, бельгийский закон 1988 г.) в принципе допускает право арендатора на компенсацию добавленной стоимости, получаемую в результате улучшений.
Величина арендной платы в Западной Европе в конце 90-х годов колебалась от 80—90 евро в Шотландии до 200—250 евро в Германии и Нидерландах, что составляло 1—3% цены земли.
Это сравнительно низкий показатель капиталоотдачи, однако многие землевладельцы рассматривают покупку земли как форму страхования от инфляции и полагают, что со временем цена земли может возрасти.
Исторические судьбы земельной ренты.Первоначально земельная рента была настолько «уважаемой» категорией, что экономисты ХYII-ХYIII вв. (Д. Норс, Дж. Локк, А. Тюрго) даже ссудный процент оправдывали земельной рентой выводили по аналогии с ней.
Позднее роли поменялись. Политическая экономия ХIХ в. (Г. Кэри др.) для оправдания земельной ренты приводит аналогию с судным процентом. Даже К. Маркс в III томе «Капитала» сначала рассматривает капитал, приносящий проценты, и лишь затем превращение добавочной прибыли в земельную ренту.
Такое внимание со стороны политической экономии к аграрной сфере вообще и к земельной ренте в частности было отнюдь не случайным.
Дело в том, что 150 лет назад в аграрной сфере передовых стран Западной Европы и Северной Америки создавалось не менее 50% национального дохода, около половины которого присваивалось земельными собственниками.
В настоящее время доля национального дохода, создаваемого в аграрной сфере, исчисляется несколькими процентами, а частные земельные собственники получают и того меньше — в США, например, меньше 1% (хотя официальная статистика занижает этот показатель).
От феодализма современному обществу достались две системы землевладения. Фермерское хозяйство развивалось либо на базе помещичьего землевладения (лендлордизм), либо на базе крестьянского землевладения (система парцеллярной собственности). Обе они тормозили современное предпринимательство.
Промышленному и торговому капиталу далеко не сразу удалось подчинить сельское хозяйство. Крупная земельная собственность на землю, доставшаяся от эпохи феодализма, была в XIX — первой половине XX в. существенным тормозом на пути развития капитализма в сельском хозяйстве, так как любые вложения капитала могли быть присвоены собственником земли. Сломить сопротивление крупных земельных собственников удалось лишь по мере ослабления их роли в экономической и политической жизни.
Другим препятствием для модернизации аграрной сферы была раздробленность парцеллярной системы. Мелким фермерским хозяйствам не под силу осуществить комплексную индустриализацию сельского хозяйства.
Мизерный характер землевладения препятствовал внедрению машин и передовой технологии, так как в условиях мельчайших хозяйств не могло быть и речи об экономии от масштаба, а использовать дорогую технику лишь на одну пятую (или даже одну десятую) ее возможностей было экономически нецелесообразно. Все это явилось причиной отставания сельского хозяйства от промышленности, города от деревни.
Развитие фермерского хозяйства в США, Канаде и Австралии привело к обострению конкуренции во второй половине XIX в. Западноевропейские страны, используя влияние мощного аграрного лобби, старались отгородиться от внешнего мира, введя высокие таможенные барьеры. Протекционистская политика государства также в конечном счете оказала свое тормозящее воздействие на развитие аграрной сферы, так как создавала тепличные условия для отечественных производителей. Поэтому в отличие от промышленности аграрная сфера составляла в известном смысле исключение для типичной в условиях совершенной конкуренции тенденции цен к понижению.
В настоящее время преграды на пути долгосрочных вложений капитала устранены, так как большинство фермеров приобрело землю, на которой они ведут хозяйство.
Произошло соединение пользования, владения и распоряжения землей в одних руках. На земли, занимаемые собственниками, в странах Европейского сообщества в начале 90-х гг. приходилось две трети сельскохозяйственных угодий. Аренда в настоящее время играет существенную роль лишь в двух западноевропейских странах — Бельгии и Франции.
Соединение земли как объекта хозяйства с землей как объектом собственности в одних руках предопределило быстрые темпы развития аграрной сферы, так как открыло широкие возможности для долговременных вложений капитала. К тому же промышленная революция в аграрной сфере была ускорена революцией научно-технической.
Столь бурное развитие сельского хозяйства предопределило особую политику государства в аграрной сфере. В настоящее время в США фермеры получают субсидии не за увеличение, а за сокращение посевных площадей и уменьшение сельскохозяйственного производства (для предотвращения перепроизводства).
Проблема цены земли и арендной платы становится в последнее время не столько "деревенской", сколько городской проблемой, а земельная рента превратилась в экономическую ренту, не менее характерную для рынка труда, чем для рынка земли.
Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 2363;