Доктрина ассоциаций и виртуальный анализ в психологии Т. Брауна
Т. Браун в «Лекциях по философии человеческого духа» (1820) продвинул доктрину ассоциаций: ввел вторичные законы ассоциаций, т. е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других (сила исходного ощущения, его новизна, близость, природные способности индивида, состояние его здоровья).
В условиях, когда усилились нападки на материализм, Браун отрывает душевные явления от их материальной основы (мозга) и ставит своей задачей исследование их как подчиненных собственным, чисто внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении. По отношению к ассоциациям же Браун признает, что основания для них лежат в мозгу.
Защищая самонаблюдение как единственный метод исследования духа, Браун развивает идеи виртуального анализа в психологии. В отличие от анализа в других науках, которые имеют дело с веществом, анализ в отношении духа не может дать реального расчленения психических явлений: самое сложное чувство всегда есть одно чувство, нет половины чувства радости или скорби.
При этом идеализм сочетается с механицизмом и проявляется в том, что всякое сложное психическое явление можно свести к сумме составляющих его более простых. В сравнении, например, выделяются следующие компоненты: 1) две или более идеи как объекты сравнения; 2) чувство отношения между ними, например сходство; 3) чувство произвольности, т. е. наличие намерения, желание найти это отношение.
Подобным же образом Браун анализирует и потребности, которые называет аппетитами. Потребность сводится к ассоциации между двумя чувствованиями: ощущение неудовольствия, вызываемое состоянием тела (при голоде, жажде и т. п.), и желание того, что устраняет это неудовольствие (проспективная, т. е. направленная на будущее, эмоция).
3. «Анализ явлений человеческого духа» Джеймса Милля
Джеймс Милль (1773 — 1836), прежде всего историк и экономист, в 1829 г. опубликовал книгу «Анализ явлений человеческого духа», которая стала вершиной классического английского ассоцианизма.
В психическом мире, согласно Дж. Миллю, есть только одно явление – ощущение и только один закон – ассоциации. Идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы.
Милль борется с активностью личности. Воспоминание и интеллектуальную деятельность он представлял так. Есть задача что-то вспомнить. От этого эмоционального представления идут многочисленные ассоциации. Если «нападем» на идею, с которой ассоциировалось представление, которое мы хотим вспомнить, то вспомним его. Таков же механизм интеллекта.
Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 892;