Субъекты исполнения обязательств

 

Исполнение обязательства надлежащим лицом. По общему правилу исполнение должно быть осуществлено должником - стороной в обязательстве. Однако в большинстве случаев кредитору безразлично, кто предоставит ему соответствующее имущественное благо*(1204). Учитывая это, закон закрепляет возможность исполнения обязательства за должника третьим лицом.

Привлечение к исполнению третьего лица - возложение исполнения - как правило, производится должником. В качестве правового основания возложения исполнения обычно выступает договор последнего с третьим лицом. Вместе с тем Гражданский кодекс выносит за свои пределы вопрос об основаниях возложения исполнения, как и в целом - об отношениях третьего лица с должником*(1205). Соответственно, кредитор, принимая исполнение от третьего лица, не должен проверять наличие и действительность правового основания такого возложения.

По общему правилу третье лицо, исполняющее обязательство за должника, является надлежащим субъектом исполнения (п. 1 ст. 313 ГК). Как следствие, такое исполнение должно быть принято кредитором. В противном случае он будет рассматриваться как просрочивший принятие исполнения (п. 2 ст. 406 ГК).

Изъятие из указанного правила - обязанность личного исполнения обязательства должником - может быть установлена законом либо вытекать из условий обязательства или его существа. Так, ст. 780 ГК предусматривает обязанность исполнителя оказать услугу лично. Специфика предмета предполагает личное исполнение обязательства по созданию произведения литературы, науки или искусства. В подобной ситуации кредитор вправе не принимать исполнения, произведенного третьим лицом*(1206). Однако закон не возлагает на кредитора обязанности отказаться от принятия. Кредитор может самостоятельно решить, соответствует ли предложенное третьим лицом, в нарушение установленных запретов, исполнение его интересам. Принятие кредитором такого исполнения придает ему надлежащий характер и, как следствие, прекращает обязательство.

При возложении исполнения обязательства на третье лицо должник не выбывает из правоотношения. Этим возложение исполнения отличается от перевода долга, результатом которого является замена должника.

Должник, возложивший исполнение на третье лицо, непосредственно отвечает перед кредитором за действия указанного лица (ст. 403 ГК). Так, в случае нарушения денежного обязательства третьим лицом, на которого было возложено исполнение, проценты, предусмотренные ст. 395 ГК, взыскиваются с должника на тех же основаниях, что и за собственные нарушения.

Третье лицо может исполнить обязательство за должника и при отсутствии возложения со стороны последнего, по собственной инициативе. По смыслу закона в подобном случае третье лицо должно получить согласие должника на такое исполнение*(1207). Последствия для должника исполнения, произведенного третьим лицом по собственной инициативе, регулируются правилами гл. 50 ГК "Действия в чужом интересе без поручения"*(1208).

Как исключение закон предусматривает возможность исполнения обязательства третьим лицом и при отсутствии согласия должника (более того, даже при его запрете) (п. 2 ст. 313 ГК). Основанием такого исполнения является опасность утраты третьим лицом права на имущество должника (право аренды или залога) вследствие обращения кредитором взыскания на это имущество. В этом случае надлежащее исполнение, произведенное третьим лицом, влечет не прекращение обязательства должника, а переход прав кредитора по этому обязательству к третьему лицу*(1209).

Исполнение обязательства надлежащему лицу. Надлежащим признается лишь исполнение, произведенное надлежащему лицу. В качестве последнего рассматривается прежде всего кредитор.

Однако закон не требует, чтобы исполнение осуществлялось исключительно в адрес кредитора. В договоре может быть предусмотрено третье лицо, управомоченное принять исполнение (переадресовка исполнения). Указание на такое лицо может быть сделано кредитором и после заключения договора. Оно будет рассматриваться как обязательное для должника, если не налагает на него дополнительных обязанностей и (или) дополнительных расходов. В отдельных случаях переадресовка исполнения не допускается без согласия должника, например когда характер и качество исполнения зависят от личных особенностей кредитора*(1210).

При переадресовке исполнения не происходит перемены кредитора. Указанное третье лицо не становится стороной обязательства, не наделяется правами из этого обязательства (в частности, правом требовать исполнения), а равно не может предъявлять должнику требования, вытекающие из неисполнения (ненадлежащего исполнения) им обязательства. Роль третьего лица сводится лишь к фактическому принятию исполнения, вследствие чего произведенное должником в его адрес исполнение будет считаться надлежащим и прекратит соответствующее обязательство.

От переадресовки исполнения следует отличать ситуацию, при которой кредитор наделяет третье лицо полномочиями принять исполнение. Такое лицо будет рассматриваться как представитель кредитора и, действуя от имени последнего, будет осуществлять все его права (если иной объем правомочий не указан кредитором).

В обоих указанных выше случаях существует риск, что исполнение принимается ненадлежащим лицом. Закон возлагает данный риск на должника. Одновременно с этим ст. 312 ГК предоставляет должнику право при осуществлении исполнения потребовать доказательств, что исполнение принимается самим кредитором (его представителем) или управомоченным на это третьим лицом. Невыполнение указанными лицами требования должника подтвердить свое право на принятие исполнения может расцениваться как просрочка кредитора со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Исполнение ненадлежащему лицу приравнивается к неисполнению. Как следствие, оно не прекращает обязательства и не освобождает должника от обязанности предоставить исполнение кредитору*(1211). Кроме того, оно дает кредитору возможность воспользоваться всеми способами защиты, предоставленными ему на случай неисполнения (возмещение убытков, уплата неустойки и др.).

Особенности исполнения при множественности субъектов. В качестве каждой из сторон - кредитора или должника - могут участвовать одновременно несколько лиц (п. 1 ст. 308 ГК). В подобном случае говорят о множественности лиц в обязательстве.

Множественность лиц может иметь место на стороне кредитора (активная), на стороне должника (пассивная), либо на каждой из сторон обязательства (смешанная). Так, в случае продажи дома сособственниками покупателю обязательство по оплате цены будет характеризоваться активной множественностью, а обязательство по передаче дома - пассивной. Если же в качестве покупателя также выступают несколько лиц, например супруги, в обоих указанных обязательствах имеет место смешанная множественность.

В зависимости от правового положения субъектов обязательства с множественностью лиц подразделяются на долевые и солидарные*(1212).

При этом, следуя сложившемуся исторически и существующему во всех развитых правопорядках принципу "солидарность не предполагается", Гражданский кодекс презюмирует обязательства с множественностью лиц как долевые.

Долевая множественность характеризуется тем, что каждый из участников обладает правами или несет обязанности в пределах определенной доли.

Таким образом, при активной множественности каждый кредитор имеет право требования в определенном размере (доле), обособлено и независимо от прав других кредиторов. При пассивной множественности на каждом из должников лежит отдельный, самостоятельный и обособленный долг в размере приходящейся на него доли.

Закон презюмирует равенство долей всех сокредиторов и (или) содолжников. Иное может вытекать из закона, других правовых актов. Так, долевая ответственность законных представителей и соответствующего образовательного (воспитательного) учреждения за вред, причиненный малолетним, будет строиться соразмерно степени их вины в ненадлежащем воспитании и неосуществлении должного надзора (ст. 1073 ГК)*(1213). Стороны также могут отступить от равенства долей своим соглашением.

Солидарный характер множественности возникает лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом или договором. Так, Кодекс устанавливает солидарность в отношении неделимых обязательств для случаев совместного причинения вреда. Обязательство с множественностью лиц, связанное с предпринимательской деятельностью*(1214), является солидарным, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или условиями обязательства*(1215) (п. 2 ст. 322 ГК).

При пассивной солидарности обязанность должников строится по принципу "круговой поруки": на каждом из них лежит обязанность погашения долга в целом, как будто бы каждый должник является должником единственным. Данный режим призван гарантировать интересы кредитора, ибо пока хотя бы один из солидарных должников продолжает оставаться платежеспособным, кредитор может рассчитывать на получение удовлетворения.

Как следствие, кредитор вправе заявить требование одновременно всем должникам либо любому из них, притом как в полной сумме, так и в ином размере. Кредитор, заявивший требование одному из должников, но не получивший полного его удовлетворения, вправе требовать недополученное от остальных солидарных должников. Ни один из содолжников, даже исполнивший обязательство частично, не выбывает из правоотношения до полного погашения требований кредитора.

Надлежащее исполнение, произведенное одним из солидарных должников, погашает обязательство и, как следствие, освобождает от исполнения кредитору других содолжников. Поскольку последние получают определенную имущественную выгоду за счет потерь одного из должников, закон предоставляет такому должнику право регрессного (обратного) требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого*(1216).

Регрессное требование должника (регредиента) является самостоятельным и независимым от существовавшего права кредитора. В рамках регрессного обязательства регрессанты (должники) не могут использовать возражения, которые они могли противопоставить кредитору. Срок исковой давности по этому требованию должен исчисляться с момента его возникновения (момента погашения солидарного обязательства одним из содолжников).

Активная солидарность характеризуется тем, что каждый из нескольких сокредиторов является кредитором всей суммы долга и вправе требовать уплаты ему должником долга полностью либо в любой его части.

До предъявления к нему иска одним из солидарных кредиторов должник вправе предложить исполнение любому из сокредиторов по своему выбору. Если иск охватывает лишь часть долга, все остальные кредиторы (в том числе тот, кто заявлял частичное требование) признаются солидарными кредиторами в остающейся части долга.

Надлежащее исполнение, произведенное одному из сокредиторов, погашает обязательства должника перед другими сокредиторами, однако не прекращает "внутренних" правовых связей между кредиторами. Исполнение, полученное одним из сокредиторов, порождает обратное требование к нему каждого из остальных кредиторов возместить причитающуюся им долю. Эти доли предполагаются равными, если иное не вытекает из отношений между кредиторами (п. 4 ст. 326 ГК).

В солидарных обязательствах должник не вправе выдвигать против кредитора возражения, основанные на отношениях, в которых данный должник не участвует (ст. 324, п. 2 ст. 326 ГК). Он может использовать лишь "личные" возражения, основанные на его взаимоотношениях с кредитором, и "общие", касающиеся всех содолжников (при пассивной солидарности) либо всех сокредиторов (при активной солидарности)*(1217).

Наряду с делением на долевые и солидарные, закон выделяет также субсидиарные обязательства*(1218). Они имеют место в случаях, предусмотренных законом или договором. Так, субсидиарную ответственность по обязательствам полного товарищества несут его участники (п. 1 ст. 75 ГК). Субсидиарной может быть ответственность поручителя, если это установлено законом или договором (п. 1 ст. 363 ГК).

Особенность субсидиарных обязательств заключается в существовании двух должников, один из которых является основным (главным), а другой - дополнительным (субсидиарным)*(1219). При этом кредитор обязан прежде предъявить требование об исполнении обязательства основному должнику. И лишь при неисправности последнего требование кредитора может быть предъявлено в неисполненной части субсидиарному должнику.

В случае удовлетворения кредитора лицом, несущим субсидиарную ответственность, последнее, как правило, имеет право регресса к основному должнику. Поэтому до удовлетворения требования кредитора субсидиарный должник обязан уведомить основного должника и привлечь его к участию в деле. В противном случае основной должник вправе использовать против субсидиарного те возражения, которые он имел против кредитора (п. 3 ст. 399 ГК).

 








Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 674;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.