Ладожский канал
Частью Вышневолоцкой системы (пути из Санкт-Петербурга на Волгу) было Ладожское озеро. В его бурных водах часто гибли корабли. Суда, идущие из Волхова в Неву, подолгу простаивали в устье Волхова в ожидании благоприятной погоды. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных – частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано: «…какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».
Развитие судоходства в направлении Петербурга по Вышневолоцкой системе потребовало создания водного пути из Волхова в Неву в обход Ладожского озера. Выполненные по заданию Петра I изыскания возможности использования для этой цели притоков Волхова и Невы – Тигоды и Тосны – дали отрицательный результат. После этого было решено строить обходной канал вдоль южного берега озера.
В именном указе Петра I о строительстве Ладожского канала, изданном 19 сентября 1718 года, говорилось: «...нужда требует, дабы канал от Волхова в Неву был учинен: того ради оную работу, яко последнюю главную нужду сего места (то есть Петербурга), немедля начать и у работы того канала быть работникам со всего Государства...».
Проект канал был сделан с участием Петера I. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. По проекту он должен был быть без шлюзов, глубиной 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.
Открыл работы сам Петр, который лично нагрузил и отвез три тачки грунта, начав строительство от города Новая Ладога.
На начальном этапе строительство сильно затянулось в связи с небрежным ведением дел компанией подрядчиков и руководителя работ Григория Скорнякова-Писарева. Работы шли плохо, копали, где сухо и сразу получали деньги. Осенью 1723 года Петр лично проинспектировал строительство, после чего приказал арестовать Скорнякова-Писарева и шлюзовых мастеров-немцев – инженеров Лиценрота и Гоутера – и провести над ними судебное разбирательство.
В ходе строительства канала обнаружился дефект проекта, который не учитывал возможное значительное понижение уровня воды в Ладожском озере и обмеление канала. К тому же при копке канала на сравнительно небольшой глубине оказался твердый грунт, что затрудняло работу. В связи с этим проект пришлось изменить, предусмотрев уменьшение «глубины искусственной желобины» на 1–1,2 м и поддержание воды в канале выше уровня Ладожского озера.
Это, в свою очередь, потребовало устройства шлюзов на концах канала и водоспусков («спусков», как их тогда называли) в местах его пересечения с реками, впадающими в озеро, а также создания водохранилищ для питания канала водой, необходимой для шлюзования судов.
После отстранения от руководства работами на канале Скорнякова-Писарева строительство канала взяло на себя государство. Руководителем стал Б. Х. Миних (1683–1767 годы) – генерал, взятый Петром на службу в 1721 году.
И уже летом 1725 года строительству были привлечены как вольнонаемные работники (7 тысяч человек), так и солдаты регулярной армии (18 тысяч человек).
После смерти Петра I количество военных на строительстве канала уменьшилось. Да и столица была перенесена из Петербурга в Москву, где царский двор находился с 1728-го по 1732 год. По всем этим причинам строительство канала замедлилось. В этих условиях для ускорения окончания канала его глубина на оставшихся недостроенными участках была уменьшена с 2,1 до 1,2 м.
В 1726 году был закончен участок между Волховом и селом Черное протяженностью около 29 километров, по участку началось движение судов. Это значительно ускорило работу, так как теперь материалы доставлялись к месту строительства по воде. Осенью 1728 года канал довели до Кабоны. Чтобы его использовать для судоходства, в устье реки Кабоны построили временный деревянный шлюз для выпуска судов в озеро.
22 октября 1730 года строительство канала было в основном закончено, и весной 1731 года по нему начали ходить суда.
Указ императрицы Анны Иоанновны «Об открытии Ладожского канала и о пошлинах с судов, по оному проходящих», изданный в марте 1731 года, гласил: «Объявляем чрез сие, что Ладожский канал ныне в окончание приведен и с наступающей сего года весны всякие суда и плоты без всякого задержания и бывшего страху, из реки Волхов прямо в Неву-реку проходить будут...»
По описанию Миниха – общая длина канала 112 км, ширина – 21,3 м, глубина воды – 2,13 м. В связи с тем, что канал отличался от первоначально задуманного, и имел глубину меньше 1 метра, в Шлиссельбурге и Новой Ладоге были сооружены шлюзы для поддержания необходимой для судоходства глубины. Впервые были возведены 4-х ниточные шлюзы в Шлиссельбурге и двухниточные в Новой Ладоге. Каждый шлюз имел «3 хода», то есть 3 смежные камеры – две каменные и одну деревянную. Они могли пропускать суда длиной до 30 м. В местах пересечения канала реками и ручьями были возведены 16 водоспусков. Построенные на северной (озерной) стороне канала, они поддерживали необходимый уровень воды в нем и сбрасывали излишнюю воду. Такое же количество водоспусков на южной стороне служило для накопления воды в образовавшихся за дамбой водохранилищах (их называли «резервуарами»), а также для питания канала водой летом и недопущения отложения в канале песка и ила. Почти все водоспуски были деревянными. Часть из них строилась уже после ввода канала в эксплуатацию.
Перемещения судов по каналу осуществлялись с помощью конной тяги (бечевой), редко – с помощью бурлаков. Лошади шли по обеим сторонам булыжных бечевников в зависимости от направления движения судов.
На тот момент канал, названный каналом Петра Великого, являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.
К началу 1760-х годов многие сооружения канала уже обветшали, в том числе и каменные камеры шлюзов, которые, по-видимому, были сделаны из местной известняковой плиты. Поэтому с 1764 года началась постепенная замена деревянных и каменных сооружений канала новыми каменными сооружениями с гранитной облицовкой (почти одновременно с постройкой первых гранитных набережных Невы в Петербурге). Проведению этих работ способствовало посещение Ладожского канала Екатериной II. В 1765 году перестраивается на старом основании шлюз в Шлиссельбурге, в 1767 году – в Новой Ладоге. В 1764–1767 годах в камне возводятся озерные водоспуски Шальдихинский, Лавский и резервные – Белозерский, Дубновский, Красношлюзовской. Все водоспуски были выполнены в виде мостов, имевших от одного до четырех арочных пролетов, перекрытых деревянными щитами.
Со временем, грузопоток по каналу увеличился настолько, что он перестал справляться со своей задачей. И было принято решение о строительстве нового канала.
Новоладожский канал был спроектирован уже в уровень с Ладожским озером и не требовал сложной системы поддержания уровня воды (шлюзов, водоспусков и т. д.). Канал был проложен севернее Петровского, значительно ближе к черте берега Ладожского озера, он отдалён от Ладожского озера в среднем на 500 метров. Канал имел ширину 50 – 60 метров при глубине 2,5 метра. Длина канала – около 110 км, исток – река Свирь, устье – река Нева. Вдоль берегов канала была проложена широкая дорога для лошадей – основной тягловой силы для проводки барж и плотов. Впадающие в Ладогу реки пересекают Новоладожский канал в один уровень с ним и далее стекают в озеро.
Работы по строительству начались 28 мая 1861 года, этот канал (в отличие от Староладожского) начали строить со стороны Шлиссельбурга. Строительство продолжалось 5 лет, новый канал был открыт 1 сентября 1866 года в присутствии императора Александра II , именем которого он и был назван.
После постройки Новоладожского канала, Петровский (Староладожский) стал выполнять вспомогательную функцию. Транспортное значение обоих каналов резко упало в 1904 году с вводом в строй железной дороги, проходившей через Волхов в Санкт-Петербург, а с 1940 года они вообще перестали использоваться для судоходства.
В наше время Староладожский канал значительно зарос травой и камышом, сильно загрязнён, и не пригоден для судоходства. Дно канала заилено, канал практически не имеет проточного течения.
Новоладожский канал входит в состав Волго-Балтийского водного пути. Канал открыт для маломерных судов с небольшой осадкой. В 4-х километрах от устья расположен слип. Глубина и ширина канала от слипа до реки Невы позволяет проходить боле крупным судам. Берега частично заросли камышом, но стабильное течение поддерживает чистоту.
* * *
После Петра Первого в гидротехническом строительстве России наступил застойный период. Вышневолоцкая система действовала с перебоями и для удовлетворения возрастающих потребностей столицы требовались дополнительные коммуникации. Еще Петр в начале XVIII-го века поручал находившемуся на русской службе английскому инженеру Джону Перри искать их и сам посещал трассы будущих Тихвинской и Мариинской водных систем.
Шлюзы Петровского (озерного) устья Старо-Ладожского канала в Шлюссельбурге (Петрокрепости). Фото 1890-х годов |
Петровское (Волховское) устье Старо-Ладожского канала в Новой Ладоге. Вдали видны шлюзы. Фото 1900-х годов |
Шлюзы Екатерининского (озерного) устья Старо-Ладожского канала в Новой Ладоге. Фото 1900-х годов |
Екатерининское (озерное) устье Старо-Ладожского канала в Новой Ладоге. Заводка в канал плотов. Фото 1900-х годов |
Староладожский канал
Староладожский канал. Шлюз в Шлиссельбурге
Староладожский канал |
Староладожский канал |
Ново-Ладожский канал. Фото 1890-х годов |
Ново-Ладожский канал. Фото 1890-х годов |
Пассажирский пароход и другие суда на Ново-Ладожском канале. Фото 1890-х годов |
Новоладожский канал |
Новоладожский канал |
Новоладожский канал |
Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 1828;