Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 14-21
«Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме отдельных людей. Потому что, если бы оно совпадало с последней, то, по-видимому, могло бы быть объектом науки только в том смысле, в каком, например, «звездное небо», может быть названо объектом астрономии, но на самом деле это лишь имя собирательное, и астрономия устанавливает только движения отдельных звезд и законы, которые ими управляют. Если общество есть такое соединение отдельных людей, которое представляет собой только результат нашего способа рассмотрения, а настоящими реальностями являются эти отдельные люди, то они и их отношения образуют настоящий объект науки, и понятие общества улетучивается. И в самом деле это, по-видимому, так. Ведь осязательно существуют только отдельные люди и их состояния и движения: поэтому задача может заключаться только в том, чтобы понять их, тогда как возникшее лишь в результате идеального синтеза, нигде неуловимое существо.» «Общества не может быть предметом мышления, направленного на исследование действительности…Человек представляет скорее сумму и продукт самых разнообразных факторов, о которых и с точки зрения качества, и с точки зрения функций, можно сказать лишь в очень неточном и относительном смысле, что они слагаются в единство…
С точки зрения истинно последовательного индивидуализма реальными существами оказываются реальностью низшей степени…
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 827;