Креативность
Креативность является .одним из наиболее ценных когнитивных процессов; она определяется оригинальностью, гибкостью и беглостью идей или иных результатов. К сожалению, данный процесс очень мало изучен в кросс-культурном аспекте, хотя исследования выявили роль внешних факторов, способствующих креативности (Stein, 1991), и экологического контекста в формировании креативност) (Harrington, 1990). Отношения детей с родителями, включая поддержку и поощ-
рение со стороны последних, также оказывают влияние на формирование креативности (Simonton, 1987).
Коллиган (Colligan,1983) провел традиционное исследование роли культурного давления и практики социализации на формирование музыкальной креативности. Изучались культуры жителей островов Самоа, острова Бали, Японии и индейцев Омаха. В культурах Самоа и Бали поощряется осознание танцорами собственной индивидуальности (как жителя Самоа или Бали), следовательно, в этих культурах танцоры создают уникальную индивидуальную исполнительскую манеру в рамках базовых установок искусства танца, предписанных их обществом. Японская же культура, как и культура индейцев Омаха, не одобряет инноваций и оригинальности. А значит, исполнительский стиль танцоров в этих культурах остается относительно неизменным.
Поощрение детей за участие в определенных играх, таких как «заставь поверить», благоприятствует формированию креативности (Segall et al., 1999). Креативному мышлению у детей способствуют и ролевые игры (Dasen, 1988). Та степень, в которой такие игры и игровые виды деятельности являются составной частью процесса социализации детей в любой культуре, определяет влияние культуры на креативность.
Заключение
В этой главе мы рассмотрели некоторые из основных проблем, касающихся взаимосвязи культуры и познания. Мы также попытались понять, как эти проблемы трактуются в рамках различных теоретических подходов и что говорят нам данные исследований различных когнитивных процессов о данной взаимосвязи. На данной стадии мы можем понять, что люди используют одни и те же когнитивные процессы, чтобы адаптироваться к миру, в котором они живут. Культурные различия проявляются в том, каким образом эти процессы применяются в отдельных контекстах. В то время как некоторые из этих процессов сформировались в результате длительной адаптации индивидов или групп к экокультурным условиям, другие сформировались в порядке адаптации к новым требованиям меняющегося мира. В результате мы обнаруживаем свидетельства непрерывности и постоянного изменения когнитивных процессов индивидов как в рамках одной культуры, так и в разных культурах.
Как мы видели, разнообразие данных не позволяет прийти к однозначному заключению о взаимосвязи между культурой и познанием. А последние исследования еще больше усложнили представление об этой взаимосвязи. Приверженцы различных точек зрения расходятся в вопросах, касающихся концептуализации культуры, структуры когнитивных процессов, а также средств, при помощи которых культура и когнитивные процессы усваиваются индивидом, включая их представление и систематизацию в организме человека. Эти различия дают нам множество альтернатив для планирования исследований, которые могут перестроить наши представления в данной области.
В то же время мы можем сделать вывод, что отношение современных исследований к культуре стало более серьезным, чем несколько десятков лет назад.
Исследователи стали более восприимчивыми к использованию тестов, заданий и экспериментальных ситуаций, однако исследования по-прежнему терпят неудачу, пытаясь уловить реалии повседневной психологической жизни людей. Интерес к изучению повседневного познания свидетельствует о попытках понять эту реальность. Развитие культурной психологии (Stigler, Shweder & Herdt, 1990) и этнокультурной психологии (Kim & Berry, 1993) в последние годы также представляют собой попытки принять эти реалии. Движение в направлении регионализации психологии (D. Sinha, 1997) также стало очевидным во многих частях света. Мы надеемся, что исследования будут и впредь обращаться к различным проблемам, касающимся взаимоотношений культуры и познания. Мы также надеемся, что различные точки зрения сблизятся между собой для формирования в перспективе более унифицированного подхода к пониманию познания.
ГЛАВА 8
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 827;