Ю. Крелин. От мира сего. Повесть
На первый взгляд, кажется странным, что наряду с этической теорией, исследующей вопросы морали вообще, нужен еще какой-то раздел для профессионалов, которые в нерабочее время такие же люди, как и все остальные. Раньше часть членов общества не работала. И если тогда среди, трудящихся профессионалов было значительно меньше, то сегодня они преобладают.
Да, это так. И все же. Профессиональная этика существует в обществе со сложившейся моралью и отражает отличия моральных требований к специалистам от общечеловеческих или общепринятых в обществе норм и традиций поведения. С углублением общественного разделения труда и появлением все большего количества профессий долг профессионала часто обязывает его действовать вопреки вежливости, патриархальным нормам отношений, религиозной традиции, собственным склонностям и симпатиям. При смене патриархального общества гражданским на смену незыблемому признанию ценности опыта старших постепенно приходит признание ценности знаний и опыта профессионалов. В патриархальной морали общество делится на две неравные части: «свои» (их — меньшинство) и «чужие» («инородцы», «иноверцы» и т.п.- все остальные). По отношению к «своим», «нашим» обычай предписывает дружественность, внимательность, заботу, помощь. По отношению к «чужим» — враждебность или равнодушие. В правовом государстве (гражданском обществе) равенство людей перед законом означает и равенство прав на участие, заботу, помощь, на гуманное отношение ко всем без исключения, на привилегии. Наряду с «этикой любви к ближнему» приходит и утверждается в общественной жизни «этика любви к дальнему». Но поскольку нормы межличностных отношений сохраняют многое из патриархального наследия, в профессиональных сообществах формируются отличные от обычных требования к поведению специалиста. В этой связи профессиональную этику подчас называют профессиональной моралью. Иными словами, профессионал часто действует не так, как того требуют нормы межличностных отношений, вопреки личному или семейному долгу. Младший (если он судья) может осуждать старшего, женщина—попросить мужчину раздеться (если она медицинский работник), отец (если он адвокат) — отказаться защищать своего сына. Профессионал задает «неприличные», с точки зрения обывателя, вопросы, действует так, как позволено только ему.
Так, например, во многих странах считаются неприличными в приватной беседе расспросы о доходах. В этом случае человека прямо спрашивают: «Вы — налоговый инспектор?», потому что только инспектору простительно подобное поведение. Иногда нормы межличностных отношений имеют глубокие религиозные корни. Так, например, в мусульманских странах обычай запрещает мужчине видеть женщину обнаженной. Поэтому когда в 1999 г. в Турции произошло землетрясение и на помощь пострадавшим пришли русские спасатели, им пришлось столкнуться с тем, что некоторые из турчанок, будучи извлеченными в тяжелейшем шоке из-под обломков, испытывали не радость, а ощущение позора. Спасатель, который в обыденной ситуации был готов отвернуться и не заметить женщины-мусульманки, находясь на службе, обязан был пренебречь ее чувствами.
В деятельности врача и педагога, психолога и юриста, как и специалиста в любой другой профессии, существуют, на первый взгляд, противоречащие общепринятым нормы поведения, приемы, особенности, которые и входят в область изучения профессиональной этики. Чаще всего профессиональная мораль (этика) затрагивает область человеческих отношений, развивается в особенности в тех профессиях, где работа требует непосредственных контактов с людьми. Профессиональная этика отражает реальные несоответствия между моралью и другими фундаментальными формами культуры. Именно осознавший свой долг профессионал стремится сделать политику — «чистой», экономику — человечной, искусство — добрым, поскольку объективно они иногда склонны развиваться не только в этическом направлении.
Профессионализм формируется как принцип, в равной мере относящийся как к уровню специальных знаний (умений, навыков), так и к уровню культурности, моральности работника. В современном обществе отсутствие представлений о долге, гуманности служения людям, ответственности за каждое действие не совместимы ни с какой профессией. Эгоизм, понимаемый как сиюминутная выгода, пренебрежение интересами потребителей, отождествляется с отсталостью и дилетантизмом в худшем, «варварском» варианте. Современный «левша» работает не по наитию, а в соответствии с представлением о последствиях своих действий для людей. Ведь ничем иным, кроме как отсутствием профессионализма их создателей, нельзя объяснить ненадежность и опасность для людей строений, рассыпающихся при малейших колебаниях почвы в случаях землетрясений. Об этом же заставляют задуматься и распространение инфекций от колбасы из зараженного мяса животных, отравления десятков людей некачественными спиртными напитками и многое другое. Подобные факты статистически неумолимо свидетельствуют о разности подходов к работе в странах и регионах с разным уровнем развития экономики, образования и в конечном счете представлений о ценности человеческой жизни, здоровья — гуманности культуры и уровня профессиональной этики в целом. Профессиональная этика устанавливает стандарты поведения специалистов, понимая под качеством их работы наилучший результат для людей, надежность и эффективность товаров и услуг.
Профессиональная этика конкретизирует требования общества к моральным аспектам деятельности специалистов, которым (на основе диплома, лицензии) делегированы (разрешены) определенные (представляющие социальную ценность) виды работ, дающие им заработок. Эти требования обеспечивают поддержание традиции и создание прецедентов максимального удовлетворения профессионалами потребностей общества и каждого гражданина в качестве работы, в товарах и услугах, отвечающих конкретным социально значимым ценностям. Важнейшие из них связаны с обеспечением безопасности жизни и здоровья, гражданских прав и свобод, равенства всех перед законом и людьми.
Профессиональная этика является результатом развития морального самосознания профессиональных сообществ — цехов, гильдий, мастерских и т. п. в их стремлении поддерживать как в своей среде, так и в обществе доверие и уважение к деятельности специалистов и к ним самим. Одной из причин формирования профессиональной этики является коллективное противостояние безответственности и дилетантизму — непрофессиональной деятельности, промыслу неквалифицированных одиночек. В этой связи нельзя согласиться с отождествлением профессиональной этики с чисто внешними нормативами, этикетом: «Правило предполагает наряду с правовыми инструкциями, такие внешние кодексы поведения, как профессиональная этика для различных категорий работников. То есть здесь уже правило этикета адресуется не к человеку (с его изначальной свободой), а к его роли, к его маске, соответствующей его профессиональной функции» (Букреев В., Римская И.Н. Этика права, М., 1998. С. 16). Ведь профессиональная этика предполагает не только и не столько внешние формы, соблюдение этикета, хотя и они, безусловно, очень важны. И все же в медицинской, педагогической, правовой (и т.д.) деятельности от профессионала требуется не просто преодоление эгоизма и стремления к собственной выгоде, но внимательнейшее, скрупулезнейшее соблюдение интересов другого, такт, забота об улучшении его состояния, непричинении вреда, сохранение достоинства другого не в формальном, а в гуманистическом смысле. И не в силу симпатии, а иногда и вопреки антипатии, неприязни, брезгливости...
Конкуренция в профессиональной деятельности, противоречия ценностных ориентации в системе образования, узкая специализация и замкнутость профессиональных цехов делают особенно актуальной проблему выполнения специалистом своего долга. Наряду с этим индивидуализация как неизбежный спутник демократизации общественной жизни — не менее важная причина актуальности профессиональной этики.
В условиях духовной разобщенности общества, рационализации социальных отношений подчас трудно преодолеваются соблазны личного и группового эгоизма, игра на дефиците высококлассных специалистов и технологий, правовой и социальной незащищенности населения. В современной ситуации в России наряду с возрастанием потребности в высококвалифицированных специалистах возрастает опасность корпоративной разобщенности общества. Несмотря на наличие законов, признающих ответственность профессионалов за негативные последствия их деятельности, халатность, упущения и неумелые действия, актуальной остается моральная позиция специалиста. В историческом прошлом становлению профессиональной морали способствовали сакрализация деятельности специалистов, понимание работы как своего предназначения, боязнь Страшного суда, регулярность церковной исповеди, контроль ремесленных цехов качества производимой продукции и поведения специалистов, вмешательство мировых судей в регулирование внутрицеховых отношений в виде ограничений роста заработной платы и т.п. Нормативный характер контроля деятельности специалистов и подготовил соответствующие формы законодательства. В конкурентной борьбе этика профессионала становится таким же товаром, как и сам труд работника, придавая ему наряду с компетентностью и мастерством новую грань — моральность.
Профессиональная этика отражает потребность общества в гуманистических ориентирах деятельности специалистов, в ориентирах, которые исключают противопоставление цехов и отдельных работников обществу и являются условием поступательного развития культуры.
Профессионал сегодня — это человек, имеющий специальное образование и диплом специалиста (сертификат, лицензию, права, разрядное свидетельство и др.), выданный соответствующим образовательным учреждением, работающий по специальности, являющейся основным источником его доходов. Свидетельство об образовании, как правило, дает право на легальную деятельность в данной или смежных областях и предполагает ответственность за эту деятельность. Вместе с тем в обыденном сознании понятие «профессионал» ассоциируется с мастерством и высоким качеством Деятельности, носит положительную моральную оценку и, как правило, предполагает опыт работы.
В настоящее время развитие прикладной этики происходит бурными темпами. Профессиональные сообщества, консолидируясь создают собственные кодексы, хартии, декларации, организуют проведение соответствующих конференций, освещают вопросы этики специалиста в своих периодических изданиях, учебных пособиях, нормативных документах. В России подобная практика осуществляется в Тюмени, где под руководством профессора В.И. Бакштановского организованы Центр прикладной этики, НИИ прикладной этики, выпускающие журналы «Этика успеха», «Ведомости».
«Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу... к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом* (курсив мой. — Е. П.) (Основы этических знаний. СПб., 1998. С. 217).
В тех профессиях, где пренебрежение долгом, халатность, безразличие к человеку могут немедленно обернуться катастрофическими последствиями для конкретных людей и общества в целом, значение профессиональной деонтологии трудно переоценить. В этой связи профессиональная этика понимается как деонтология в первую очередь в медицине, в судопроизводстве, в службах жизнеобеспечения, на транспорте, иногда — в педагогике. Но и в любой работе за пределами названных областей пренебрежение долгом, ошибки, халатность создают трудности, проблемы, ведущие к потерям, авариям, сбоям, дистрессам.
Как отмечает один из исследователей; «профессиональная мораль не существует сама по себе, вне общей нравственности, не претендует на роль универсального регулятора поведения специалиста. Сфера ее влияния ограничена трудовыми отношениями, а требования локальны» (Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991. С. 5).
Подобно тому, как среди профессионалов существует особый язык, обеспечивающий взаимопонимание в присутствии посторонних, кого по тем или иным причинам нежелательно посвящать в происходящее, профессиональная этика является системой особых правил взаимоотношений между людьми в условиях профессиональной деятельности, зафиксированных в специальных кодексах цехов или подчас неписаных.
Эти правила возникают из-за трудности обозначения в законе или служебной инструкции всех сложных случаев, встречающихся в деятельности специалистов. Их устанавливает само профессиональное сообщество, которому необходимо доверие общественного мнения к моральному облику своего цеха. Эти правила профессионального поведения, общие для корпорации или конкретные для сотрудников отдельной фирмы, традиционно фокусируют внимание на том, как следует понимать служебный долг, ответственность в любой ситуации. Принципы профессиональной этики высвечивают нравственные ценности лучшей, наиболее образованной и компетентной части общества, берущей на себя ответственность за положение в отраслях или на предприятиях.
Профессионализм является этическим принципом, объединяющим специалистов различных цехов во всем мире. Представители профессиональных «цехов» объединены общей информационной сетью (Интернет, М-связь), позволяющей владеть информацией в своей отрасли, участвовать в совместном поиске решения служебных проблем. Они устанавливают соответствующие договоры и правила взаимной помощи — Интерпол, МЧС и др.
Они консолидируются в международные профессиональные организации, которые стимулируют законотворчество и инспирируют создание кодексов, хартий, касающихся профессионалов в своих странах. Вот некоторые из них
♦ International Confederation of FreeTrade Unions (ICFTU) — Международная конфедерация свободных профсоюзов.
♦ Communications International (РТП) — Интернационал работников связи.
♦ International Union of Food, Agricultural, Hotel, Restaurant, Catering, Tobacco and Allied Workers' Associations (IUF) — Международный союз работников пищевой и табачной промышленности, сельского хозяйства, ресторанного и гостиничного обслуживания, общественного питания и смежных отраслей.
♦ International Federation of Commercial, Clerical, Professional and Technical Employees (FIET) — Международная федерация коммерческих, банковских, профессиональных и технических работников.
♦ International Federation of Building and Wood Workers (IFBWW) — Международная федерация работников строительной и деревообрабатывающей отраслей.
♦ International Federation of Chemical, Energy, Mine and General Workers' Unions (ICEM) — Международная федерация работников химической, энергетической, добывающей и смежных отраслей.
♦ International Federation of Journalists (IFJ) — Международная федерация журналистов.
♦ International Metalworkers' Federation (IMF) — Международная федерация металлистов:
♦ International Transport Workers' Federation (11F) — Международная федерация транспортников.
♦ Media and Entertainment International (MEI) — Интернационал работников масс-медиа и шоу-бизнеса.
♦ Public Services International (PSI) — Интернационал работников общественного обслуживания.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 816;