ВЫПОЛНЕННЫХ ИЗМЕНЕННЫМ ПОЧЕРКОМ
Проблема исследования измененного почерка давно интересовала ученых-криминалистов. Ряд зарубежных авторов вплотную занимался ею еще в начале ХХ в.
Так, в 1916 г. Г. Шнейкерт, считая, что первоочередной задачей почерковедческих исследований является установление факта измененности почерка, проводил собственные экспериментальные исследования с целью изучения способов маскировки почерка, факторов, влияющих на возможность изменения почерка, а также признаков, характеризующих намеренно измененный почерк. К последним он относил "искусственные письменные формы, броское и необычное их украшательство, искажение письменных форм вследствие нарушения движений, последовательное применение различных форм одних и тех же букв, броское различие в высоте, разгоне и силе нажима, а также в наклоне в пределах одной рукописи" [33, 34].
В 1925 г. Г. Мюллер проделал аналогичные эксперименты и предпринял попытку дать частотные характеристики различным способам изменения [32].
Г. Мейер в результате экспериментальных исследований по установлению возможности намеренного изменения почерка пришел к следующим выводам:
— изменения достигаются легче в том случае, если искажению подвергаются общие признаки, труднее — если частные признаки и их соотношение;
— легче изменяются начальные и отдельно стоящие буквы, так как они выполняются с бόльшим вниманием и менее автоматизированно;
— могут облегчить изменения вспомогательные приемы, например изменение положения листа [31].
Касаясь проблемы исследования измененного почерка, отметим исторические работы Р. Майера и Э. Локара [29, 30].
В Советском Союзе первые экспериментальные исследования намеренно измененного почерка были проведены в середине 40-х гг. в Киевском НИИСЭ. В результате трехлетнего изучения почерков 100 испытуемых были получены данные об устойчивости и изменяемости общих и частных признаков при произвольном скорописном изменении почерка с целью маскировки [22].
В дальнейшем были изучены и другие способы изменения почерка [6, 7, 26]. Во ВНИИСЭ в конце 60-х гг. предпринималась попытка оценить с использованием электромиографической методики субъективные возможности лица изменять свой почерк [19].
В середине 70-х гг. во ВНИИ МВД СССР выходит ряд пособий по исследованию измененных почерков [9, 17,18].
В это же время во ВНИИСЭ МЮ СССР разрабатываются количественные методики диагностического и идентификационного характера по исследованию намеренно измененного почерка путем скорописной маскировки [8, 16].
В начале 80-х гг. публикуются комплексные методики исследования рукописей большого и среднего объема, выполненных как в необычных условиях без намеренного изменения почерка, так и намеренно измененным почерком скорописным способом [11, 12].
В последние два десятилетия большое внимание уделяется исследованию изменений почерка, обусловленных непривычной внешней обстановкой письма или необычным внутренним состоянием пишущего.
Так, на кафедре исследования документов ВЮИ МВД России проведены эксперименты по выявлению диагностических признаков почерка, указывающих на факт выполнения рукописи в темноте или в условиях движущегося транспорта, а также защищена диссертация по установлению психопатологического состояния исполнителя рукописи по его почерку [1, 2, 3, 28].
В настоящее время ведутся экспериментальные исследования по разработке вероятностно-статистических методов оценки признаков почерка в рукописях, выполненных непривычной пишущей рукой и буквами по типу печатных знаков.
Таким образом, на современном этапе развития в судебном почерковедении выделяется два главных направления исследований измененного почерка:
1) установление факта необычного выполнения рукописи;
2) идентификация исполнителя по измененному почерку.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 591;