Неосновные» законы диалектики

Так называемые «неосновные» законы диалектики отражают связи парных категорий; они дополняют и детализируют содержание основных законов. Категории диалектики – общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. К «парным» категориям диалектики относятся: единичное и общее, необходимость и случайность, содержание, и форма, причина и следствие, возможность и действительность, сущность и явление и др.

Закон сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления всегда проявляется его сущность: «сущность является, явление существенно». Сущность – нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление – непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление – это проявление сущности.

Закон единичного и общего: всякие общие свойства, связи, законы реализуются лишь через характеристики единичного сущего. Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, дискретность объектов, присущие им специфические особенности, составляющие их неповторимую определённость. Общее – категория, выражающая единство, сходство классов или групп объектов. Общее не существует вне единичного; единичное существует только как общее.

Закон необходимости и случайности: любая необходимость (например, закон) проявляется в развитии сущего через случайности и дополняется ими; вместе с тем и случайности могут играть конструктивную роль и заключать в себе необходимость. Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Случайность – тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами.

Закон причины и следствия: все свойства и связи развивающегося сущего есть следствия определенных причин (Принцип детерминизма).Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин или оснований, порождающих его: «Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто».

Закон возможности и действительности: развитие сущего есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность (с новыми возможностями).

Закон содержания и формы: содержание сущего (набор его элементов, свойств, связей и т.д.) определяет форму его развития, которая, в свою очередь, может влиять на содержание.

Вопросы и упражнения

1.Какой смысл вкладываете Вы в понятия «движение», «развитие», «прогресс»?

2. В чем состоит противоречивость движения?

3. Движение абсолютно: почему? Движение относительно: почему?

4. Раскрыть самостоятельно сущность основных форм движения.

5. Приведите примеры одноплоскостного развития.

6. Покой относителен: почему? Может ли покой быть абсолютным?

7. Какое положение представляется Вам более точным и почему?

А. Движение и покой не связаны между собой.

Б. Всякое движение стремится к покою и заканчивается им.

В. Движение всегда абсолютно, покой только относителен.

Г. Всякое движение относительно.

Д. Покой есть момент всякого движения.

8. Согласны ли Вы с утверждением, что «нельзя войти в одну и ту же реку дважды»? Почему? А однажды?

9. Является ли диалектика свойством объективного мира или это особенность нашего восприятия этого мира? Что общего и в чем различие между диалектикой объективной и субъективной?

10. Переведите текст английского поэта В. Блейка на язык философских категорий:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

11. Можно ли безоговорочно согласиться с утверждением: «Наука враг случайностей»? Какую роль играет случайность в науке?

12. Прокомментируйте поэтичные строки Дж. Донна (XVII в.): «Если то, что мы называем Вселенной, зародилось случайно из атомов, которые неутомимы в своем вихревом движении, то как случилось, что ты столь прекрасна, а я влюблен?».

13. Как вы считаете, в чем особенность восприятия поэтом А. Бл оком реальных процессов развития, выраженного в знаменитых строках:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Умрешь – начнешь опять сначала.

Бессмысленный и тусклый свет. И повторится все, как встарь:

Живи еще хоть четверть века, Ночь. Ледяная рябь канала.

Все будет так, исхода нет. Аптека. Улица. Фонарь.

14.«Всякое явление, развиваясь до конца, превращается в свою противоположность; но так как новое, противоположное первому, явление также, в свою очередь, превращается в свою противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой». О какой особенности развития говорит Г.В. Плеханов? Каким законом диалектики она фиксируется?

15. Попытайтесь нарисовать картину мира как «чистой необходимости» и как «чистой случайности».

16.Прокомментируйте слова М. Пришвина: «Не каждый случай начинает судьбу, но каждая судьба начинается случаем».

17.Можете ли Вы ответить на вопрос, сколько возможностей содержится в действительности? Сколько из них становится действительностью в данный момент времени? Что происходит с остальными? Какую роль играет субъективный выбор в превращении возможности в действительность в человеческом обществе и в личной жизни человека?

18.Ответственен ли каждый из нас за «линию своей жизни»? Как Вы понимаете английское выражение «to make myself'» – «сделать самого себя»?

19.Как Вы считаете, полезны ли революции обществу? Возможно ли развитие общества без революций, эволюционным путем?

Тема 1.3. Философия глобального эволюционизма

Вопросы

10. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в построении современной научной картины мира.

11. Синергетика и системно-эволюционная парадигма развития

 

Вопрос 10. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в построении современной научной картины мира.

К концу XX в. философия и естествознание получили теоретические и методологические основания для выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Это единство нашло воплощение в концепции глобального эволюционизма, которая сформировалась в 80-е гг. ХХ в. и представляет собой результат научных исследований в области: космологии(теория нестационарной Вселенной); биологии (теория эволюции, биосферы и ноосферы); синергетики (теория самоорганизации). Выйдя из недр естественных наук, базируясь на закономерностях Вселенной, концепция отличается универсальностью и огромным интегративным потенциалом.

В современной философии глобальному эволюционизму отведено одно из центральных мест. Глобальный эволюционизм – это интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционизирующей системой.

В современной диалектической картине мира концепция глобального (универсального) эволюционизмакак общая схема единого мирового развития занимает центральное место. Согласно этой концепции, настоящее и будущее Вселенной зависят от прошлого, но им не определяются;на развитие Вселенной влияют случайные факторы самоорганизации.

Глобальный эволюционизм характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Но этот подход не исчерпывает содержания данного принципа. Возникновение в 40–50-х гг. ХХ ст. общей теории систем (ОТС) и становление системного подхода внесли принципиально новое содержание в концепцию эволюционизма. Идея системного рассмотрения объектов оказалась весьма эвристичной прежде всего в рамках биологической науки, где она привела к разработке проблемы структурных уровней организации живой материи, анализу различного рода связей как в рамках определенной системы, так и между системами разной степени сложности. Поэтому глобальный эволюционизм следует рассматривать как соединение идеи развития с идеями системного подхода. Благодаря системному подходу идеи глобального эволюционизма получили обоснование в современной науке и стали рассматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира.

В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественные дисциплины, особенно теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы, а также теория нестационарной Вселенной и синергетика. Концептуальный аппарат биологии сыграл особую роль в разработке эволюционных идей.

Уже в классический период осуществлялось тесное взаимодействие теории биологической эволюции с геологией и зарождающимися социальными науками. Применение в биологии ХХ в. идей кибернетики и теории систем стимулировало процессы синтеза эволюционных представлений и системного подхода, что явилось существенным вкладом в разработку методологии глобального эволюционизма.

В 20-х гг. ХХ ст. в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения – учение В.И. Вернадского об эволюции биосферы и ноосферы, ставшее одним из существенных факторов естественнонаучного обоснования принципа глобального эволюционизма. В концепции В.И. Вернадского жизнь представала как целостный эволюционный процесс, включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию. Своим учением о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский фактически продемонстрировал неразрывную связь планетарных и космических процессов. Сила разума, писал он, позволяет ему выйти за пределы своей планеты, тем более что биосфера в настоящее время получает новое понимание: она рассматривается как планетное явление космического характера. Эволюционная теория и созданная на ее основе концепция биосферы и ноосферы вносят существенный вклад в обоснование идеи универсальной взаимосвязанности всех процессов и демонстрируют необратимый характер эволюционного развития, обозначая в них фактор времени.

Наряду с эволюционной теорией существенную роль в обоснование глобального эволюционизма внесла концепция расширяющейся и раздувающейся Вселенной, которая вводила новые представления о космической эволюции.

Согласно ей, примерно 15–20 млрд лет назад из точки сингулярности в результате Большого взрыва началось расширение Вселенной, которая вначале была горячей и очень плотной. По мере расширения она охлаждалась, а вещество во Вселенной по мере остывания конденсировалось в галактики. Последние в свою очередь разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления. В процессе рождения и умирания первых поколений звезд происходило синтезирование тяжелых элементов. После превращения звезд в красные гиганты они выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых структурах. Из газово-пылевых облаков образовались новые звезды и возникло многообразие космических тел.

Модель расширяющейся Вселенной существенно трансформировала представления о мире, ибо включала в научную картину мира идею космической эволюции. Тем самым возникла реальная возможность описать в терминах эволюции неорганический мир, обнаруживая общие эволюционные характеристики различных уровней его организации и, в конечном счете, построить на этих основаниях целостную картину мира.

В середине ХХ ст. идеям эволюции Вселенной был придан новый импульс. Это связано с возникновением концепции раздувающейся Вселенной, в рамках которой предпринимались попытки охарактеризовать наиболее загадочный этап развития Вселенной, охватывающий промежуток времени от нуля условного момента «Большого взрыва» до сотых долей секунды. В результате развития этой концепции претерпел изменение взгляд на Вселенную как на нечто однородное и изотропное, и возникло представление о ней как состоящей из многих локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Новая теория позволяла рассматривать наблюдаемую Вселенную лишь в качестве малой части Универсума как целого, а это значит, что вполне правомерно предположить существование достаточно большого количества эволюционирующих Вселенных.

Все эти научные результаты, полученные современной космологией, дают основание рассматривать их как один из факторов утверждения идеи глобального эволюционизма в современной картине мира.

Принцип глобального эволюционизма объединяет в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. В этой концепции Вселенная предстает как развивающееся во времени природное целое, а законы эволюции едины для любой формы движения материи. Вся история Вселенной от Большого Взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой. Космохимия, геохимия, биохимия отражают здесь фундаментальные переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежности их превращения в органическую материю.

В концепции глобального эволюционизма подчеркивается важнейшая закономерность — направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной — от момента сингулярности до возникновения человека — предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.

Важную роль в концепции универсального эволюционизма играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим процессом. Качественно новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он оказывается способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность характерна не только для биологической формы движения, но и для всей эволюции материи.

На этом пути очень важную роль играет так называемый антропный принцип, утверждающий, что возникновение человечества – познающего субъекта (а значит, и предваряющего социальную форму движения материи органического мира) было возможным лишь в силу того, что крупномасштабные свойства нашей Вселенной (ее глубинная структура) именно таковы, какими они являются. Если бы они были иными, Вселенную просто некому было бы познавать. Данный принцип указывает на глубокое внутреннее единство закономерностей исторической эволюции Вселенной, Универсума и предпосылок возникновения и эволюции органического мира вплоть до антропосоциогенеза.

Согласно этому принципу, существует некоторый тип универсальных системных связей, определяющих целостный характер существования и развития нашей Вселенной, нашего мира как определенного системно организованного фрагмента бесконечно многообразной материальной природы. Понимание содержания таких универсальных связей, глубинного внутреннего единства структуры нашего мира (Вселенной) дает ключ к теоретическому и мировоззренческому обоснованию программ и проектов будущей космической деятельности человеческой цивилизации.

На основе методологии глобального эволюционизма выведены и обоснованы законы, обладающие огромным эвристическим потенциалом, ибо они справедливы для понимания и объяснения всех этапов эволюции материи.

1. Эволюция направлена в сторону усложнения структур, в них растет количество элементов и связей, увеличиваются размеры информационных пакетов.

2. Новые организованности возникают как комбинации предшествующих. Эволюция систем есть результат совокупной микроэволюции подсистем.

3.Структурное разнообразие в ходе эволюции непрерывно возрастает.

4. При “конструировании” новых организованностей живой природы используются достаточно крупные блоки. Клетка – это еще не самый большой “кирпич” в строительстве организма. Биологическая эволюция предпочитает манипулировать и более крупными системами: кровеносной, нервной, лимфатической, системами клеток и т.п.

5. Сформулированные Дарвиным условия протекания эволюции живых систем: изменчивость, наследственность, естественный отбор справедливы на всех этапах эволюции Вселенной.

6. Любой эволюционный процесс в природе является цепью актов взаимодействий. Только цепные процессы способны создавать маловероятные организованности очень сложной структуры (клетки, организмы).

7. На образование новых организованностей требуются меньшие затраты энергии, чем на образование их предшественников.

8. В неживой природе затрачивается энергия только на создание очередной организованности; в живых системах большая доля энергии расходуется на поддержание их неравновесного состояния.

9. По мере усложнения организованностей снижается их структурная (атрибутивная) устойчивость, но возрастает устойчивость потоковых процессов.

10. Всякая организованность вначале появляется как самоорганизующаяся система. По мере «взросления» такой системы она дифференцируется и в ней проявляется управляющая (доминантная) подсистема, которая «ведет» за собой развитие отстающих подсистем.

11. Локомотивами эволюции являются различного вида взаимодействия, существующие в природе. Регуляторами, придающими определенную направленность процессу развития, являются законы природы и процесс расширения Вселенной, который через вакуумный субстрат влияет на все мировые структуры и процессы управления. Более сложные иерархические уровни, выступая в роли локомотивов, втягивают в коридор эволюции более простые и косные. Разумные системы начинают сами определять ход своего будущего развития, увлекая за собой всю косную материю.

12. Эволюционные переходы, как правило, плавные и нелинейные. Любой процесс начинается медленно, незаметно, затем наступает период резкого ускорения темпов изменения, завершающийся замедлением и остановкой. В окружающем мире нет четких границ, разделяющих уже существующие и вновь возникающие системы.

13. После очередной бифуркации эволюция вначале протекает ускоренно, затем темп постепенно замедляется. Ускорение эволюции является сигналом о приближении замедления и новой бифуркации, ведущей к возникновению нового иерархического уровня сложности.

Эвристический потенциал глобального эволюционизма заключается в том, что он позволяет выстроить новую картину мира. Он задает универсальность эволюционного видения мира, создает возможность не только для рассмотрения во взаимосвязи живой и социальной материи, но и для включения неорганической материи в целостный контекст развивающегося мира. Глобальный эволюционизм позволяет установить движение единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума. Он позволяет рассматривать человека как объект космической эволюции, закономерно возникшей на определенном этапе функционирования Вселенной. Поэтому глобальный эволюционизм может быть представлен как базисный принцип современной научной картины мира. Все чаще он рассматривается как некоторое умонастроение эпохи, поскольку на основе этого принципа весь мир, его бытие осмысливаются в терминах процесса, динамики, постоянного становления.

Вопрос 11. Синергетика и системно-эволюционная парадигма развития

Синергетика (от др.-греч. – содействие, сотрудничество) как современная теория самоорганизации разработана бельгийским философом И. Пригожиным. Она основана на общем свойстве всех самоструктурирующихся систем – согласованности действий их элементов. Синергетика – это наука, исследующая на основе междисциплинарного подхода общие принципы самоорганизации и кооперативных действий многих элементов сложных систем. Ее предметомвыступают процессы самоорганизации, устойчивости, распада и возрождения разнообразных структур живой и неживой материи. Она является не только инструментарием построения единой общенаучной картины мира, но и теорией самоорганизации, методологией исследования нелинейных процессов, открытых саморазвивающихся систем, состоящих из большого количества частей, взаимодействующих между собой. Ее специфическая особенность состоит в том, что основное внимание она уделяет когерентному, согласованному состоянию процессов самоорганизации в системах различной природы. Сам термин «синергетика» подчеркивает согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого.

До сих пор не утихают споры о статусе этого знания. Что это: научная теория? Какая именно: физическая, химическая, биологическая? Высказывается мнение, что синергетика – мировоззрение или «особым образом мировоззренчески нагруженное знание». В то же время синергетику с самого начала справедливо отнесли в разряд междисциплинарного знания, подобно ранее возникшим междисциплинарным отраслям: информатике, кибернетике, общей теории систем (ОТС). Но в синергетике речь идет уже не о системах как таковых, а о процессе структурирования, т.е., синергетика изучает системы не в статике, а в динамике. Принимая эстафету у кибернетики, объектом которой выступали лишь искусственные и живые системы, синергетика выявляет процессы самоорганизации и в неживой природе. Для обоснования принципа глобального эволюционизма это имеет чрезвычайно важное значение. С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда и позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций.

Синергетика формируется на основе исследований в области термодинамики неравновесных процессов, вводящей в структуру научного знания “стрелу времени” (И. Пригожин). Синергетиканаука, в которой исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы (в том числе и человек), процессы их самоорганизации, в результате которых возникают новые структуры с соответствующими функциями. Основные понятия синергетики – "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределенность", "бифуркация", "нестабильность" и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с философскими категориями "бытие", "развитие", "становление", "время", "целое", "случайность", "возможность" и др.

Важнейшие характеристики самоорганизующихся систем: нелинейность, необратимость, неповторимость, наличие большого числа подсистем, открытость. Фундаментальность проявлений этих характеристик в различных областях, а также необратимость в области элементарных частиц приводят к революционным концептуальным изменениям в представлениях о мире и человеке в этом мире. Открытый характер большинства систем, наличие большого числа подсистем в их структуре приводит к флуктуациям, т.е. случайным отклонениям величин, характеризующих системы, от их среднего значения. Иногда отдельные флуктуации или их комбинации могут быть настолько сильными, что существующая прежде структура не выдерживает и разрушается. В такие переломные моменты (бифуркации) принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие, в какое состояние перейдет система, какой из вариантов она “выберет”.

Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа. Напротив, они развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные. Этот феномен трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному.

Синергетика объясняет процесс самоорганизации в сложных системах следующим образом. Система должна быть открытой. Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией и прекратить любые эволюции. Открытая система должна быть достаточно далека от точки термодинамического равновесия. В точке равновесия сколь угодно сложная система обладает максимальной энтропией и не способна к какой-либо самоорганизации. В положении, близком к равновесию и без достаточного притока энергии извне, любая система со временем ещё более приблизится к равновесию и перестанет изменять своё состояние.

Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются в динамически стабильных и адаптивных системах за счёт отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Но в более сложных открытых системах, благодаря притоку энергии извне и усилению неравновесности, флуктуации со временем возрастают, накапливаются, вызывают эффект коллективного поведения элементов и подсистем и, в конце концов, приводят к «расшатыванию» прежнего порядка. В результате через относительно кратковременное хаотическое состояние системы они приводят либо к разрушению прежней структуры, либо к возникновению нового порядка.

Самоорганизация, имеющая своим исходом образование через этап хаоса нового порядка или новых структур, может произойти лишь в системах достаточного уровня сложности, обладающих определённым количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические параметры связи и относительно высокие значения вероятностей своих флуктуаций. Недостаточно сложные системы не способны ни к спонтанной адаптации ни, тем более, к развитию и при получении извне чрезмерного количества энергии теряют свою структуру и необратимо разрушаются.

Этап самоорганизации наступает только в случае преобладания положительных обратных связей, действующих в открытой системе, над отрицательными обратными связями. Функционирование динамически стабильных, неэволюционирующих, но адаптивных систем — а это и гомеостаз в живых организмах и автоматические устройства — основывается на получении обратных сигналов от рецепторов или датчиков относительно положения системы и последующей корректировки этого положения к исходному состоянию исполнительными механизмами. В самоорганизующейся, эволюционирующей системе возникшие изменения не устраняются, а накапливаются и усиливаются вследствие общей положительной реактивности системы, что может привести к возникновению нового порядка и новых структур, образованных из элементов прежней, разрушенной системы (таковы, к примеру, механизмы фазовых переходов вещества или образования новых социальных формаций). Анализ функционирования самоорганизующихся систем позволяет сделать в рамках синергетики следующие выводы:

• движение от прошлого к будущему (“стрела времени”) совершается через проявление случайностей и переход от неустойчивости к устойчивости – “порядку”;

• детерминизм в неравновесных системах имеет место лишь в отдельных случаях;

• в состояниях, когда прежний порядок и основанная на них структура достаточно “расшатаны” и система далека от равновесия, даже очень слабые флуктуации, т.е. случайные отклонения или возмущения, могут усиливаться от слабой до сильной и мощной волны, способной разрушить старую сложившуюся структуру;

• осмысление последствий даже слабого вмешательства человека в характер развития многих природных (например, экологических) и социальных процессов в соответствии с принципами функционирования самоорганизующихся систем приводит к необходимости всестороннего “проигрывания” возможных вариантов развития сложных систем и причин их неустойчивости;

• необходим анализ возникающих вопросов и возможных вариантов ответов на них при исследовании неравновесных систем: что произойдет, если..? какой ценой будет установлен порядок из хаоса? какие последствия вызовет такое слабое “воздействие” на систему, как..? какова значимость того, что погибнет и что возникнет, если..? – такого рода вопросы свидетельствуют о необходимости отказа от позиции беспрекословной “манипуляции” и жесткого контроля над изучаемыми системами – и природными, и социальными;

• случайность и “свобода выбора” являются неотъемлемыми спутниками сложных объектов, как бы «скрепляющими» их структуру.

В результате происходящих спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи как системы изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:1) диссипативная структура укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропиипритока энергии из внешней среды — и затем развивается по динамическому типу; 2) диссипативная структура распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии.

Таким образом, основная область явлений, находящаяся в поле внимания синергетики, – диссипативные структуры – открытые нелинейные системы, находящиеся в состоянии динамического равновесия, которое в биологии называют состоянием гомеостазиса, за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией, информацией. Важнейшая характеристика диссипативных систем – открытость. Это свойство является необходимым признаком всех развивающихся систем. Обмен веществом и энергией осуществляют не только биологические, но и геологические и астрономические системы.

Для живых организмов обмен веществ – это способ существования. Благодаря открытости биологических систем в них происходит увеличение упорядоченности: живые организмы «концентрируют на себе поток порядка», «пьют упорядоченность» (Э. Шредингер). Какую же роль играет открытость как общее, универсальное свойство неживых систем, насколько оно необходимо? Ответа на этот вопрос не было до 70-х гг. ХХ ст., сам подход к поиску общего начала между живым и неживым казался странным. В современной науке благодаря синергетике стало возможно решение этой проблемы.

Брюссельской школой И. Пригожина было показано, что в равновесных состояниях или в состояниях, близких к равновесию, развитие системы невозможно. Удаляясь от равновесия, термодинамические системы приобретают принципиально новые свойства и начинают подчиняться особым законам. Такие системы несут в себе «стрелу времени» и являются источником порядка, порождая высокие уровни организации. Эвристическую ценность имеют идеи о том, что «стрела времени» проявляется в сочетании со случайностью, когда случайные процессы могут породить переход от одного уровня самоорганизации к другому, радикальным образом изменяя систему.

Таким образом, можно сформулировать основные положения синергетики.

Природа иерархически структурирована в нескольких видах открытых нелинейных систем разных уровней организации: динамически стабильные, адаптивные и наиболее сложные — эволюционирующие системы.

Связь между ними осуществляется через хаотическое, неравновесное состояние систем соседствующих уровней.

Неравновесность является необходимым условием развития – появления новой организации, нового порядка, новых систем.

При объединении нелинейных динамических систем новое образование не равно сумме частей, а образует систему другой организации или систему иного уровня.

Общим для всех эволюционирующих систем являются: неравновесность, спонтанное образование новых микроскопических (локальных) образований, изменения на макроскопическом (системном) уровне, возникновение новых свойств системы, этапы самоорганизации и фиксации новых качеств системы.

При переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все развивающиеся системы ведут себя одинаково: для описания всего многообразия их эволюций пригоден обобщённый математический аппарат.

Развивающиеся системы всегда открыты и обмениваются энергией и веществом с внешней средой, за счёт чего и происходят процессы локальной упорядоченности и самоорганизации.

В сильно неравновесных состояниях системы начинают воспринимать те факторы воздействия извне, которые они бы не восприняли в более равновесном состоянии.

В неравновесных условиях относительная независимость элементов системы уступает место корпоративному поведению элементов: вблизи равновесия элемент взаимодействует только с соседними, вдали от равновесия — «видит» всю систему целиком, и согласованность поведения элементов возрастает.

В состояниях, далеких от равновесия, начинают действовать бифуркационные механизмы — кратковременные точки раздвоения (бифуркации) провоцируют переход к тому или иному относительно долговременному режиму системы — аттрактору. Заранее невозможно предсказать, какой из возможных аттракторов займёт система.

В упрощенном варианте можно сформулировать 7 основных принципов синергетики.

1. Принцип гомеостатичности, который характеризует стабильное существование всех сложных саморегулирующихся систем. Принцип заключается в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах через абсорбирование возмущений среды, а также в противодействии поступающей из нее информации, нарушающей устойчивость основных элементов организма. Цель-программу поведения системы в состоянии гомеостаза в синергетике называют аттрактор (притягиватель). Аттракторы существуют только в открытых диссипативных системах, т.е. рассеивающих энергию, вещество, информацию и описывают финальное поведение системы, которое обычно намного проще переходного процесса.

2. Принцип самодегерминации системы связан с взаимодействием ее различных сторон, воспроизводящим условия становления, «самонастройки» и саморазвертывания системы, причем для элементов целостной системы более существенными являются внутренние связи, чем внешние.

3. Принцип иерархичности системы предполагает определенную уровневую организацию ее внутренней структуры. Каждый из уровней, составляющих органическую целостность, является необходимым условием для существования и, в определенной степени, развития последующего. Основным смыслом структурной иерархии, является составная природа вышестоящих уровней по отношению к нижестоящим. То, что для низшего уровня есть структура-порядок, для высшего есть бесструктурный элемент хаоса, строительный материал. Космос предыдущей структуры служит Хаосом последующей, то есть: нуклоны образованы кварками, ядра – нуклонами, атомы ‑ ядрами и электронами, молекулы – атомами, общество – людьми. Существуют и не материальные иерархии: в языке – слова, фразы, тексты; в мире идей – мнения, взгляды, идеологии, парадигмы и т.д.

Это так называемые принципы стабильности. Однако в процессе самоорганизации система эволюционирует так, что в ней постепенно возникают очаги целенаправленного развития. К принципам становления, характеризующим фазу трансформации, изменчивости, альтернативности сценариев развития систем, относятся:

4. Принцип нелинейности, в основе которого лежит не только подобие, но и отклонение от него, образование неоднородностей в сплошной гомогенной массе. И чем больше отклонение от равновесия, тем быстрее идет процесс системного изменения. Направление развития системы выступает не в форме однозначно и определенно направленного вектора по типу жестких причинно-следственных зависимостей, а как результат пересечения различных событийных потоков, усиливающих друг друга, изменяющих или сохраняющих определенные тенденции в бытии системной организации.

5. Принцип открытости (незамкнутости) системы, который позволяет рассматривать ее как эволюционирующую по законам синергетики. Самоорганизация и целостность системы предполагает ее принципиальную открытость миру, отсутствие между ними непроницаемых границ. Открытые системы готовы воспринять разные модели деятельности и пути развития. На языке иерархических уровней принцип открытости подчеркивает два важных обстоятельства. Во-первых, это возможность явлений самоорганизации бытия в форме существования стабильных неравновесных структур макроуровня. Во-вторых, возможность самоорганизации становления, т.е. возможность смены типа неравновесной структуры, типа аттрактора (открытость макроуровня к мегауровню меняющихся управляющих параметров системы).

6. Принцип неустойчивости системы долгое время считался недостатком системы. В синергетике неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильности и динамичности развития, а созидающий потенциал хаоса становится важнейшим фактором для конструирования новых организационных форм системы. Состояния неустойчивости, выбора принято называть точками бифуркаций, они обязательны в любой ситуации рождения нового качества и характеризуют рубеж между новым и старым.

7. Принцип наблюдаемости, согласно которому научная теория должна иметь эмпирическое обоснование и к ней необходимо применять операциональные величины и понятия, которые допускают опытную проверку. Принцип подчеркивает относительность человеческих представлений о системе. Это связано с непредсказуемостью изменений нелинейных процессов, с неконтролируемостью взаимодействия средств наблюдения с системой, что значительно ограничивает роль наблюдателя этих процессов в его возможности влиять на поведение синергетических систем.

Таким образом, благодаря синергетике был осуществлен переход от неэволюционной парадигмы классической физики, где время имело обратимый характер и рассматривалось как несущественный момент, к обоснованию принципа глобального эволюционизма, признающего единство и изменчивость во времени как живого, так и неживого материального мира. Именно это позволило И. Пригожину рассматривать современное состояние науки как переходное, отмеченное стиранием жесткой грани между живым и неживым, введением в физику и химию элемента истории.

Синергетика предполагает создание общей концепции, основанной на аналогиях между процессами различной природы: например, использование принципов организации экологических сообществдля поддержания устойчивости человеческих сообществ. Это совершенно новая концепция, прокладывающая путь к построению единой теории самоорганизации в сложных системах на основе принципа глобального эволюционизма и разработке системно-эволюционной парадигмы развития.

Системно-эволюционная парадигма развития исходит из принципов, разработанных акад. Н.Н. Моисеевым.

1. Принцип эволюции,согласно которому эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения стабильности.

2. Принцип системности,рассматривающий Вселенную как единую саморазвивающуюся систему.

3. Принцип флуктуации, выступающей всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация; флуктуацияпостоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.

4. Принцип избирательности: из возможных вариантов развития система избирает наиболее реальные.

5. Принцип самоорганизации –способность системы ксозданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Вопросы и упражнения

1. Какие основные проблемы, стоящие перед человечеством, относятся к глобальным и почему?

2. "Человечество стоит перед альтернативой, никогда раньше не возникавшей в истории: или от войны следует отказаться, или мы должны ожидать уничтожения человеческого рода" (Б. Рассел). Остается ли проблема войны и мира глобальной проблемой сегодня? Возможно ли ее разрешение?

3. Одна из глобальных проблем современности, способствующих сохранению и прогрессу человечества, считает А. Печчеи, – утверждение Нового Гуманизма, включающего в себя "чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию". Насколько эти качества характерны для человеческого сообщества? Возможна ли их реализация?

4. Многие философы считают глобальной проблемой современности "жизненную дезориентацию" (Ортега-и-Гассет), выражающуюся в том, что все ценности стали шаткими, размытыми, а жизнь индивида приобрела зыбкую неопределенность. В этих условиях человек "не знает больше, по каким звездам жить". Является ли "жизненная дезориентация" глобальной проблемой для Вас и Вашего поколения? В чем это проявляется?

5. Некоторые авторы относят к глобальным проблемам современности проблему образования. Как Вы считаете, почему? И какие именно аспекты образования Вы назвали бы в качестве глобальных?

Тема 1.4. Философия природы

Вопросы

12. Природа как предмет философского познания и формы бытия. Природа как среда обитания человека и базовый фактор социальной эволюции. Взаимодействие природы и общества на различных этапах исторического процесса. Современные направления философии природы

13. Научные и философские представления о биосфере, ноосфере, этосфере, закономерностях их функционирования и развития. Коэволюционная стратегия взаимодействия общества и природы. Концепция устойчивого развития системы «общество – природа».

Ключевые понятия: природа, Универсум биосфера, ноосфера, коэволюция, экологические ценности, права природы, эколого-этическая парадигма, глобальный эволюционизм.

 

Вопрос 12. Природа как предмет философского познания и форма бытия.

Природа как среда обитания человека и базовый фактор социальной эволюции.

Взаимодействие природы и общества на различных этапах исторического процесса.

Современные направления философии природы

Понятие «природа» используется в философских текстах в разных смыслах:

а) в широком смысле слова природа – это всё сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. Природа – это объективная реальность, существующая до, вне и независимо от человеческого сознания. В этом смысле природа равнозначна понятию «Универсум», «Вселенная»;

б) в узком смысле природа объект исследования естествознания;

в) в функциональном смысле понятие «природа» используется как совокупность естественных условий существования человеческого обществана планете Земля;

Природа существует в двух основных видах: наряду с естественной (первозданной) выделяют искусственную природувторую природу»), созданную человеком в процессе трудовой деятельности.

Естественная природа охватывает: гео- и биосферу, т.е. те материальные системы, которые возникли до и существуют вне и независимо от человека, хотя и могут стать объектами его деятельности. Искусственная среда обитания является результатом деятельности человека и используется для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизнедеятельности. Эта «вторая природа» включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы, созданные при помощи искусственного отбора или генной инженерии.

Природа выступает также объектом духовного творчества, духовного «освоения» мира: Природа здесь универсальна и беспредельна: это и аспект философского осмысления бытия человека, и объект научного познания, направленного на изучение окружающей среды и её законов, и предмет эстетического освоения.

Человеческое общество – фрагмент природного бытия, особая форма природы (бытие части природы в определенном времени и пространстве); определённое природное образование, один из высших этапов бесконечной эволюции природного бытия.








Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 7882;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.066 сек.