Антирелигиозная кампания
В 1956 году началась активизация религиозной борьбы. Секретно
В 1956 году началась активизация антирелигиозной борьбы. Секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам „О недостатках научно-атеистической пропаганды“» от 4 октября 1958 года обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки»;
Государственным учреждениям необходимо было провести ряд мероприятий, направленных на ограничение существования религиозных общин.
Концом оттепели принято считать приход к власти Брежнева (1964 г.). Правда, следует отметить, что «похолодание» началось уже и во время правления Хрущева, сразу после окончания Карибского кризиса. Тогда был остановлен процесс дестанилизации.
Дестанилизация – процесс преодоления культа личности и упразднения идеологической системы, которая была создана при Сталине. Процесс этот сопровождался частичной демократизацией общественной жизни.
В 1956 году состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Первый секретарь ЦК КПСС осудил процесс массовых репрессий.
Хрущев не затронул сущности советской командно-административной системы, сводя все недостатки системы к культу вождя.
Хрущевская кампания по очищению от наследия Сталина в общественной сфере проводилась в конце 1950-х.
Апогеем процесса дестанилизации стал ХХII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Съезд ознаменовался двумя значимыми актами: 31 октября 1961 года тело Сталина было вынесено из Мавзолея и захоронено на Красной площади, а 11 ноября 1961 г. Сталинград был переименован в Волгоград.
Стоит отметить, что сведения о сталинских репрессиях, которые предоставил Хрущев на ХХ съезде, были неполными. Хрущев опасался, что «сведение счетов вызовет новую волну насилия и ненависти». Поэтому он предложил отложить публикацию архивных документов, разоблачающих Сталина, на 15 лет.
Литература
В 1954 году в журнале «Знамя» была напечатана повесть Ильи Эренбурга. Автор в произведении формально соблюдал принципы социалистического реализма, героев можно было четко разделить на положительных и отрицательных, но повесть, безусловно, отличалась от всех остальных произведений того времени.
Константин Симонов в «Литературной газете» опубликовал статью, в которой назвал «Оттепель»: «огорчительной для нашей литературы неудачей автора».
На этой почве между Симоновым и Эренбургом завязался спор. Можно сказать, что спор был «идеологический», такой спор никак не мог возникнуть в другое время.
В 1956 году в журнале «Новый мир» опубликовали роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым». Несмотря на то, что официальная критика отметила в произведении явное сгущение красок, роман был положительно воспринят обществом и принес автору огромную популярность.
В этом же году были изданы повести еще двух авторов Павла Нилина («Жестокость») и Сергея Антонова («Дело было в Пенькове»). Герои произведений этих двух авторов отличались живостью и неординарностью характеров.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1184;