МАЙОЛИКА
приспособить для производства посуды. Благодаря таким изыскательским усилиям древних египтян, появилась много столетий назад первая керамика, и стало развиваться гончарное ремесло.
Майоликой изделия из глины назовут позже по имени художника и скульптора Майоля, создававшего из обычной коричневой глины лепные шедевры.
Среди изделий из майолики шедевров, конечно, немного именно потому, что дешевое, распространенное повсеместно сырье и низкотемпературные режимы обработки сделали этот вид керамики самым доступным и часто используемым в быту.
На изломе майолика, в отличие от фаянса, а тем более фарфора, – это обычный черепок природного «глиняного» цвета от светло-кремового до терракотового оттенков. Для изготовления майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с добавками из мела, известняка и кварцевого песка, которые упрочняют соединение черепка с покрывающей его поверхность глазурью. Технология «выпекания» майоликовых изделий все время совершенствуется, так в последнее время для увеличения механической прочности изделий в глину стали вводить специальные синтетические добавки.
Но проблема использования глины не только в ее повышенной хрупкости, пористости и, соответственно, влагоемкости, а также и в нестабильности состава «подножного сырья» – местных глинистых месторождений. Если для художников-керамистов, работающих в одиночку, это проблема не острая, то в производственных условиях, когда требуются большие объемы сырья с однотипным качеством, приходится использовать смеси глин, иногда до пяти-шести разновидностей.
Майолика широко применяется для декорирования стен, изготовления крупных скульптурных форм и посуды. Кстати, посуда из майолики, не обремененная сложным декором, очень практична. Она с честью выдерживает мытье в посудомоечной машине и микроволновой печи.
Терракот – неглазурованные керамические изделия с пористым черепком. Для изготовления терракоты используют качественные малоусадочные глины, имеющие равномерную окраску и высокую температуру плавления.Это один из самых давних видов керамики, известный со времен неолита. Терракотой называют желтую или красную обожженную глину и изделия из нее. Раньше терракота широко применялась в зодчестве для изготовления разнообразной посуды и в художественных целях.
Сегодня ее чаще используют для пластики малых форм. Не утратила она своей актуальности в строительстве и гончарном деле. Терракота – керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Терракота изготавливается из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от черного и красно-коричневого до светлого кремового).
Мелкая терракотовая пластика, была распространена почти во всех неолитических культурах. Из терракоты изготавливались скульптурные фигурки, саркофаги, статуи и группы Древней Греции, этрусков, Древнего Китая, Древней Индии и Древней Америки, архитектурные детали архаичных древнегреческих, этрусских и древнеримских храмов.
Ярким примером древней терракотовой скульптуры является известная терракотовая армия китайской династии Цинь, а также вавилонский терракотовый рельеф с изображением Лилит или Царицы ночи, с остатками полихромной росписи. В средние века резная терракота применялась в зодчестве Средней Азии, в итальянских орнаментально-рельефных архитектурных деталях и портретных бюстах эпохи Возрождения. Производство архитектурной терракоты было знакомо еще со времен Киевской Руси. С XV века в русском зодчестве терракота применялась в декоративной отделке фасадов кирпичных зданий, с XVIII века – в скульптурных эскизах, бюстах и так далее. Декоративная облицовочная терракота нашла широкое применение в советском зодчестве 50-х годов.
В современной скульптуре терракота особенно часто используется как материал для пластики малых форм, позволяющий сохранить в законченном произведении выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда.
Шамот - используется для создания декоративных ваз, рельефов, декоративной скульптуры. Эти изделия отличаются красивой зернистой фактурой, а декорирование глазурями придает им своеобразный колорит. Это относительно новый вид керамики, широко используемый мастерами декоративно-прикладного искусства. По сути, это «глиняное тесто» с добавлением шамотной крошки, полученной в результате обжига огнеупорной глины.
Изделия из этого материала имеют крупную зернистую текстуру, приятную на ощупь. Внешне шамот похож на натуральный камень, подверженный испытанию временем – с трещинами и сколами на выветренной поверхности. Этот вид керамики нашел широкое применение в декорировании помещений и в садово-парковой культуре.
Текстура шамота шероховатая, достаточно приятная на ощупь. В готовом виде естественный цвет изделия из шамота может быть и светло-бежевым, и даже темно-бежевым. Именно потому шамот будет хорошо смотреться по соседству с мебелью или натуральным деревом. Необязательно, чтобы у него было свое место в доме или комнате – его можно переставлять в разные места, комбинировать с прочими изделиями из шамота или с другими предметами декора; можно раскидать по всему жилищу: поставить на пол, на полку с прочей керамикой, поставить на стол.
Фарфор - минеральная масса из тонкой смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата. Изделия из фарфора отличаются белизной, тонкостенностью (тонким черепком), прозрачностью. Они не пропускают жидкость даже в неглазированном виде. Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, у него черепок толще, не глазированный, он пропускает влагу. Изделия из фарфора и фаянса - это прежде всего посуда, а также декоративные изделия - вазы, блюда, различные композиции и т. д.
Фаянс - керамический черепок благодаря своей пористости подвержен разрушительному влиянию влажной атмосферы, особенно при резком колебании температуры. Для устранения этого керамику покрывают глазурью (поливой) - стекловидным составом, заливающим все наружные поры керамического изделия и
придающим ему некоторый блеск. Глазурь приготовляется различно, смотря по составу массы, для которой она предназначается. Различают глазурь твердую (содержащую полевой шпат и пр.) и мягкую
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1885;