Вербальные контракты

Определение: Вербальным (то есть словесным, устным) контрактом называется договор, устанавливающий обязательство словами (verbis), то есть договор, приобретающий обязывающую силу посредством и с момента произнесения известных формул и фраз.

1). Стипуляция (Sponsio-stipulatio).

Стипуляцией называется устный договор, заключенный посредством устного вопроса кредитора и совпадающего с ним ответа должника.

Определение стипуляции дают римские юристы Гай и Павел: "Стипуляция есть словесная формула, по которой кто-либо, должным образом спрошенный, отвечает, как например: "Обязуешься? Обязуюсь. Дашь? Дам. Обещаешь? Обещаю. Ручаешься своей честью? Ручаюсь." Стипуляция может быть заключена как просто, так и под условием." (Paul.Sent.2.3.1). В словесном обязательстве возможно, хотя и не обязательно, участие третьих лиц - поручителей. Гай выделяет три их вида: "За обещающего должника обыкновенно обязываются другие, из которых одни называются sponsores, другие - fideipromissores, третьи - fideiussores. Спонсора спрашивали так: "Обещаешь ли то же самое дать?", фидеипромиссора: "Даешь ли честное слово, что обещаешь то же самое?", фидеиюссора: "Даешь ли честное слово, что приказываешь то же самое?" (Gai.Inst.3.115-116). Они несли ответственность своим имуществом в случае неплатежеспособности должника. Основная ответственность ложилась, согласно Гаю, на фидеиюссора: (Gai. Inst. 3.121): “Далее ответственность спонсора и фидеипромиссора ограничивалась по закону Фурия двумя годами, и обязательство разделяется на столько частей, сколько их окажется в то время, когда можно потребовать деньги, и каждый обязан дать соответственную часть; ответственность же фидеиюссоров есть постоянная и сколько бы их ни оказалось, все они отвечают по всему долгу..”

Сила словесного обязательства заключалась в нерушимости клятвы и ее нарушение строго каралось священными законами, законами XII таблиц и постановлениями цензоров (Cic.De off.3.31.111). В зависимости от значимости конкретного преступления в эпоху XII таблиц в качестве наказания назначались либо смертная казнь (sacer esto), либо искупительное жертвоприношение (sacramentum) в казну храма Сатурна.

В самой стипуляции никак не оговаривается, что послужило ее причиной, то есть передача вещи или денег в долг ничем не регламентировалась, а следовательно, осуществлялась путем простой передачи. Следовательно, стипуляционная форма обязательств существовала только для res nec mancipi. Исследователи обращают внимание на религиозный характер обряда заключения спонсии-стипуляции. Само слово spondere связано с жертвенным возлиянием. Spondeum дословно означает "чаша для возлияний. Нарушение клятвы, сопровождавшеся жертвенным возлиянием (sponsio), вело к нарушению божеского мира (pax deum) караемого строгими нормами священных законов (leges sacratae) и законами XII таблиц. Введение обязательства, сопровождавшегося сакральной клятвой, традиция приписывает римскому царю Нуме Помпилию (Dionys.2.75), который к тому же в целях обеспечения культа клятвы построил храм в честь богини Fides (Plut.Num.16.1; Flor.1.2.3) и учредил посвященные богине празднества (Liv.1.21.4).

В случае нарушения клятвы кредитор мог подать на должника в суд иск либо в форме legis actio sacramento, либо посредством требования назначит особого судью из числа центумвиров (Gai.Inst.4.12). Если суд признавал право кредитора, то ответчик принуждался к уплате долга. После этого должнику давались 30 льготных дней, а затем кредитор имел право возобновит иск, но уже в форме наложения руки (manus iniectio) и отвести должника к претору, если у того не было поручителей (XII tab.3.1-2). Суд приговаривал (addicere) должника к наложению оков и тюремному заключению, и в третий базарный день осужденный подвергался poena capite или продаже в рабство trans Tiberim (XII tab.3.3-5).

Следует отметить, что sponsio-stipulatio могла заключаться не только при возникновении долга путем простой передачи, но и сопровождать другие виды обязательств. Ведь клятва (fides), жертвенное возлияние (sponsio) и поручительство могли использоваться и в фидуциарной манципации.

Стипуляция имела сугубо односторонний характер, так как у кредитора было только право, а у должника - только обязанность.

Формальность стипуляции была чрезвычайно строга вначале (ответ должен был буквально совпадать с вопросом), но в период классики стипуляция потеряла строгий формализм. Так Ульпиан (D.45.1.1.2) уже говорил что на вопрос dabis? (дашь?) достаточно было ответить quidni? (почему бы и нет?). Первоначально акт стипуляции должен был быть непрерывным. Ульпиан (D.45.1.1.1) уже допускает, что кредитор, задав вопрос, может ненадолго выйти. По стипуляции нельзя возложить исполнение обязательства на третье лицо (т.е. была сугубо личная ответственность). Нельзя было также стипулировать по типу: “Обещаешь, что будет дано после моей (или твоей) смерти?” (I.3.19.21).

Юстиниан конституцией 531 г. снял все ограничения во времени и лице (С.4.11.1): “Действие обязательств и исков может начинаться в лице наследников, как на активной стороне, так и на пассивной, чтобы от чрезмерной щепетильности в отношении употребляемых выражений не встречала помех широта замыслов контрагентов.”

Ответственность из стипуляции в случае гибели вещи наступала только когда должник допускал culpa in faciendo, т.е. намеренные действия на уничтожение вещи (D.45.1.91).

a). Cautio - письменный акт, удостоверяющий стипуляцию, который со временем стал сопровождать, а затем и подменять словесную форму (D.45. 1.134.2).

б). Adstipulatio - добавочная стипуляция, ее характер объясняет Гай (Gai. 110): “Хотя, как мы сказали, другое лицо, нам неподвластное, бесполезно стипулирует в нашу пользу, однако мы можем к стипуляции привлечь и другое лицо, которое стипулирует то же, что и сам стипулятор, и это лицо мы обыкновенно называем адстипулятором (заместителем кредитора).”

в). Adpromissio - поручительство, по которому третье лицо принимает на себя ответственность по обязательству должника в целях обеспечения кредитора. Вот как об этом пишет Гай (Gai.3.117): “...адстипуляторов мы обыкновенно привлекаем тогда, когда совершаем стипуляцию с тем, чтобы дано было что-нибудь после нашей смерти. Так как стипуляция не имеет силу, то привлекается адстипулятор, который бы предъявлял иск после нашей смерти; если он что-нибудь получил, то он обязан возвратить полученное моему наследнику и отвечает по иску из поручения.”

2.Сложные формы стипуляции

Dotis dictio - это обещание приданого при брачных обязательствах - sponsalia; и ius iurandum liberti - клятва отпущенника при отпуске на волю, когда “...вольноотпущенник клятвенно обязался дать патрону или подарок, или оказать почтение, или исполнить известные услуги” (Gai.3.96).

 








Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 853;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.