Криминалистическая видеозапись
Применение криминалистической видеозаписи при расследо- вании преступлений необходимо в тех случаях, когда важно запе- чатлеть какое-либо действие, существенное для установления истины по делу, динамику развития события или явления вместе с сопровождающими их звуками.
Средства и приемы криминалистической видеозаписи. В по- следние годы особенно интенсивно совершенствуются электрон- ные методы фиксации. Их сущность состоит в том, что изображе- ние запечатлеваемого объекта трансформируется в электриче- ский сигнал, который записывается на магнитном носителе. Сиг- нал не нуждается в какой-либо обработке, а чтобы изображение возникло на мониторе, необходимо лишь электронно-оптическое преобразование.
Подчеркнем одну важную особенность современных элек- тронных методов, которая и позволяет причислить их к фотогра- фическим. Все они обеспечивают не только вывод изображения на телеэкран либо монитор, но и его фиксацию на чувствитель- ном фотоматериале. Этот собственно фотографический вариант отображения может быть получен на специальном устройстве либо путем прямой фотосъемки с экрана. В то же время в элек- тронных методах не существует принципиальных ограничений на
такого же качества передачу мелких деталей, как у цветных фо- томатериалов с высокой разрешающей способностью. На этой основе сформировалась судебная видеозапись, отличающаяся оперативностью, технологической гибкостью и высокой информа- ционной емкостью.
Прежде чем перейти непосредственно к видеосредствам фик- сации криминалистической информации, отметим все более ши- рокое распространение цифровых аппаратов, реализующих по- кадровую видеозапись изображений на магнитный носитель. Сконструированы они на базе популярных узкопленочных зер- кальных камер, поэтому предоставляют пользователю широкий спектр возможностей электронного интеллекта вкупе с оптическим совершенством сменной оптики. Они обеспечивают получение высококачественных снимков и цветопередачу с различением до
17 миллионов оттенков. Изображения, преобразуемые в последо- вательность цифр, фиксируются на дискету, жесткий диск или CD- ROM. Кадры могут быть многократно экспонированы, стерты и за- писаны снова без понижения качества. Отснятое можно просмот- реть на экране монитора, оценить, стереть неудачные кадры и на их место записать другие.
Цифровые снимки очень легко загружаются в персональный компьютер, который распечатывает их посредством черно-белого или цветного принтера. Средства удаленного доступа, такие как Интернет, позволяют передавать изображения куда угодно, что весьма полезно при подключении к расследованию, например, Интерпола. Посредством специальной компьютерной программы можно редактировать снимки, изменяя тона, убирая ненужные детали или, наоборот, вставляя фрагменты из других кадров. Легко осуществимы корректировка и смешивание цветов, усиле- ние и ослабление резкости, ретуширование, рисование, закраши- вание, цветоделение, создание эффекта рельефности и др. В этой связи нельзя не отметить, что появление таких аппаратов ставит перед криминалистами новые сложные задачи по оценке достоверности цифровых фотоснимков, служащих источниками наглядной доказательственной информации, в особенности если они получены вне сферы уголовного процесса.
В настоящее время в следственной практике используется обычная и цифровая видеоаппаратура формата VHS в основном зарубежного производства, которая дает возможность получить качественное цветное изображение даже в условиях очень сла- бой освещенности, гарантируя его яркость, контрастность, интен- сивность и разрешающую способность (передачу мелких дета-
лей). Улучшенная видеоаппаратура маркируется знаком HQ, а кассеты с лентами, обеспечивающими повышенное качество за- писи, — знаком S (супер).
Видеокамера может работать как от сети переменного тока (через специальный адаптер), так и от аккумулятора, обеспечи- вающего до двух часов съемки при температуре окружающей
среды до 25°С. При отрицательных значениях температуры вре- мя работы без подзарядки аккумулятора заметно сокращается вследствие загустения смазки в лентопротяжном механизме. Ви- деокамеры просты в работе, но представляют собой сложные электронно-механические устройства, требующие соблюдения инструкций по эксплуатации и уходу.
Отдельные модели видеокамер оснащены лампами подсвет- ки, автоматически включающимися при недостаточной освещен- ности снимаемых объектов, причем изменение последней задает яркость светового потока. Наличие электронного стабилизатора устраняет дрожание кадра, вызываемое колебаниями камеры при съемке «с рук». Немаловажным для криминалистической практи- ки является и то обстоятельство, что видоискатель камеры может перемещаться по вертикали, что позволяет производить съемку в неблагоприятных условиях, когда доступ к фиксируемому объекту затруднен.
Практически все современные видеокамеры имеют объективы с переменным фокусным расстоянием, варьирующим в широком интервале от 4 до 400 крат. Это позволяет получать с одной точ- ки съемки изображения разного масштаба, но всегда резкие вследствие автоматической фокусировки объектива. Важно и то, что в электронном видоискателе (лучше, если он цветной, а не черно-белый) воспроизводятся показатели времени записи: день, месяц, год, часы и минуты. Эти данные фиксируются на ленте и могут иметь важное криминалистическое и доказательственное значение.
Следует отметить также, что с помощью специального прин- тера можно получить фотоизображение с того или иного кадра видеоленты в черно-белом или цветном варианте. Для записи в основном применяются 8-миллиметровые ленты, на кассетах с которыми указываются формат и продолжительность записи, качество ленты и фирма-изготовитель.
Видеозапись на предварительном следствии фиксирует в ди- намике образную и звуковую криминалистическую информацию, получаемую в ходе следственных действий. Этой цели подчинено использование рассматриваемых далее приемов видеозаписи,
которые должны обеспечивать документальность и вместе с тем выразительность видеофильма, ориентируя в обстановке произ- водства следственного действия, показывая связи между объек- тами, заостряя внимание на главном, криминалистически сущест- венном.
Документальный видеофильм, в полной мере отражающий произведенное следственное действие, можно снять, лишь пра- вильно применяя операторские приемы видеозаписи. Поскольку на экране синхронно воспроизводится образная и звуковая информа- ция, съемку фильма нужно проводить так, чтобы были доброкаче- ственно зафиксированы не только изображение, но и звук.
Из основных операторских приемов можно выделить панора- мирование, наезд и отъезд. Панорамирование — это съемка ка- мерой, находящейся в движении. Оно бывает статическим и ди- намическим. Статическую панораму снимают плавным поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую видеопанораму, а во втором — верти- кальную.
При динамическом панорамировании съемка осуществляется камерой, перемещающейся в пространстве. Такой прием рацио- нально применять тогда, когда нужно запечатлеть большие пло- щади или объекты значительной протяженности. Разновидности
динамических панорам — линейная панорама, при съемке кото-
рой камеру постепенно перемещают параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы оглядывая его, и панорама следова- ния, когда с камерой движутся вслед за объектом, фиксируя его динамику.
Панорамы должны начинаться и заканчиваться статичными кадрами, иначе они плохо согласуются с соседними эпизодами видеофильма, запечатлевшего следственное действие. Внутри панорам целесообразно делать остановки (стоп-кадр) для выде- ления главных объектов. Здесь следует применять наезд, то есть плавный переход от общего плана к среднему и крупному. Отъ- езд — прием, обратный наезду, обычно позволяет поддерживать ориентацию в обстановке производства следственного действия после серии эпизодов, снятых крупным и детальным планами, либо используется для ввода в кадр других лиц после показа основного персонажа съемки.
По аналогии с криминалистической оперативной фотографи- ей, использующей ориентирующий, обзорный, узловой и деталь- ный виды съемки, в криминалистической видеозаписи применя- ется общий, средний, крупный и детальный планы. Общий план
предпочтителен при ориентирующей и обзорной фиксации места проведения следственного действия. Он показывает перемеще- ние главного объекта на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизоды судебного видеофильма, он вводит в курс предстоящих действий. Средний план, укрупняя часть изображений общего плана, направляет внимание на опре- деленный объект, динамика которого становится уже хорошо различимой. Для выделения характерных частей снимаемого объекта используется крупный план. Детальный план необходим для показа в полный кадр специфических особенностей объектов съемки.
Снимать эпизоды судебного видеофильма необходимо в той последовательности, в какой они будут демонстрироваться, что- бы избежать монтажа. Съемку обычно следует вести с уровня среднего роста, привычного и не искажающего перспективу. Нуж- но обращать внимание на освещение снимаемых объектов, ней- трализовать звуковые помехи, затрудняющие восприятие звуко- вого ряда. Для производства видеозаписи в ходе следственного действия целесообразно пригласить специалиста-телеоператора, объяснив ему, что и как требуется заснять.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 августа
1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» ви- деозапись допустимо осуществлять и при производстве опера- тивно-розыскных мероприятий. В дальнейшем их результаты, зафиксированные посредством видеозаписи, могут быть легали- зованы в материалах уголовного дела в качестве доказательств вины конкретного субъекта.
Видеоматериалы, на которых отражены обстоятельства со- вершения преступления, доказательства причастности к нему определенного гражданина, следы содеянного, обычно прирав- ниваются к вещественным доказательствам. Видеозаписи, в том числе любительские, могут быть полезными для доказывания фактов встреч интересующих следствие субъектов, их знакомст- ва, совместного времяпрепровождения, дружеских взаимоотно- шений, пребывания в определенное время в конкретном месте и др.
К материалам расследуемого дела в качестве документа при- общают видеокадры, запечатлевшие празднование свадьбы, дня рождения, юбилея, пикник, застолье в ресторане, сауне и т.п. с участием лиц, интересующих следствие. Опровергнуть такие до- казательства в силу их наглядности и убедительности весьма трудно.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 847;