Подбуры
Эти почвы образуются в кустарниково-тундровых, лесотундровых и таежных областях Евразии и Северной Америки. Наиболее типичные представители этих почв описаны на севере европейской территории России, в Средней и Восточной Сибири, в Скандинавии, на Аляске, в центральной Канаде.
Почвы формируются в условиях холодного или умеренно холодного влажного климата с относительно коротким для лесных областей летом и суровой зимой.
Непременным фактором образования типичных подбуров является богатство материнских пород основаниями и первичными железосодержащими минералами, а также их легкий гранулометрический состав. Обычно это песчаные, со значительным количеством хряща, элювиальные образования или наносы гляциального либо флювиогляциального происхождения. По петрографическому составу они могут быть представлены биотитовыми гранитами и гнейсами, базальтами, диабазами и другими породами основного состава.
Хороший дренаж этих почв обеспечивается не только особенностями их гранулометрического состава, но и характером рельефа. Подбуры обычно занимают выпуклые поверхности моренных или камовых холмов, а также достаточно крутые склоны в горных местностях бореальных и суббореальных поясов. Подбуры развиваются и в субтропическом и даже в тропическом поясах, но на значительных высотах над уровнем моря — у верхнего предела распространения лесной растительности.
Древесные породы, под которыми образуются подбуры, преимущественно хвойные (сосна, ель). Это северо - и среднетаежные высокоствольные леса, а также стланики, криволесья и редколесья более высоких широт и горных областей. В напочвенном покрове широкое участие принимают мхи, лишайники и кустарнички при очень незначительном количестве трав. Такой характер растительности обусловливает поступление опада преимущественно на поверхность почвы.
Типичный профиль подбуров состоит из следующих генетических горизонтов:
С поверхности идет мощный (до 10—20 см) органогенный горизонт АО — коричневато-серый или темно-коричневый, состоящий из слаборазложившихся остатков мха, лишайников, хвои; в нижней части горизонта степень разложенности растительных остатков повышается и горизонт приобретает сухоторфянистый облик; встречающиеся в органической массе единичные зерна первичных минералов сильно корродированы с поверхности, а светлоцветные минералы отбелены, т. е. лишены красящих железосодержащих пленок;
A1fBh — аккумулятивно-иллювиальный горизонт коричневато-бурого или темно-бурого цвета с признаками комковатости, небольшим количеством корней, слабоуплотненный, по гранулометрическому составу — песчаный или супесчаный с каменистыми включениями, на которых имеются серовато-бурые натечные пленки; мощность горизонта 20—30 см; переход в нижележащий горизонт — постепенный, граница ровная;
Вh — иллювиальный железо-алюмо-гумусовый горизонт, бурый или охристо- бурый, почти бесструктурный, легкий; как правило, насыщен дресвой, хрящом и щебнем; каменистые компоненты нередко корродированы сверху, а снизу покрыты более темными пленками толщиной до 1 мм и более; мощность горизонта не более 30—40 см;
С— выделяется более светлой окраской; материнская порода — сильнокаменистая, бескарбонатная.
Своеобразие генетического профиля рассматриваемых почв заключается в том, что непосредственно под мощным грубогумусовым горизонтом залегает бурый горизонт с морфологическими признаками вмывания вещества.
По аналитическим данным, в профиле подбуров содержится большое количество органического вещества: в горизонте АО — до 60 % и даже более, в горизонте A1f Bh — до 10 %, в верхней части в горизонте Bh — до 5 % и только на переходе к почвообразующей породе оно падает до 1—2 % (рис. 16.2). Причем если в самом верхнем горизонте органическое вещество представлено большей частью полуразложившимися растительными остатками, то ниже оно в основном состоит из гумусовых кислот, преимущественно фульвокислот. Относительное количество последних увеличивается с глубиной, отношение Сг /Сф сверху вниз меняется от 0,5—0,7 до 0,1—0,2. Среди различных фракций гумуса преобладают фульвокислоты, связанные с полуторными оксидами, причем с глубиной возрастает их относительное содержание.
Для подбуров характерна кислая реакция среды во всем профиле, в горизонте A1f Bh — близкая к сильнокислой. Максимальная степень ненасыщенности основаниями отмечается в средней части профиля — до 50—60 %. Она обеспечивается присутствием в почвенном поглощающем комплексе ионов водорода, а также алюминия. Емкость поглощения в большинстве горизонтов малая — До 15 мг • экв на 100 г почвы, только в горизонте А0 она может заметно превышать 20—25 мг • экв на 100 г почвы.
По валовому химическому составу подбуры обеднены по сравнению с почвообразующей породой кремнеземом и оксидами щелочноземельных и щелочных металлов. Лишь содержание СаО в горизонте >40 иногда выше, чем в породе. На этом фоне в рассматриваемых почвах происходит остаточное накопление полуторных оксидов железа и алюминия, причем максимальное количество последних обнаруживается в средней части профиля в горизонте Bh. Аналогичный характер профильного распределения имеют несиликатные формы оксидов железа и алюминия, которые определяются с помощью различных вытяжек (Тамма и Мера—Джексона).
Гранулометрический анализ почв обнаруживает увеличение с глубиной доли крупных фракций в составе мелкозема.
Таким образом, подбуры — это кислые, умеренно ненасыщенные почвы, существенно обогащенные органическим веществом, в составе которого преобладают полуразложившиеся растительные остатки и фульвокислоты, связанные с железом и алюминием; в этих почвах максимум содержания полуторных оксидов приурочен к средней части профиля — горизонтам A1fBh и Вh.
Генетическая связь между перечисленными свойствами подбуров и факторами почвообразования состоит в следующем. В условиях холодного (или прохладного) влажного климата и поступления на поверхность почвы относительно трудно разлагаемых растительных остатков (хвоя, мхи, лишайники) минерализация и гумификация органического вещества идут в замедленном темпе. В образующейся мощной подстилке продуцируются в основном фульвокислоты. Из-за низкой микробиологической активности почв доля гуминовых кислот мала, причем среди них преобладают наиболее простые по строению, слабо конденсированные бурые гуминовые кислоты, которые по свойствам приближаются к фульвокислотам. Вследствие малой зольности хвойного, мохового и лишайникового опада и быстрого вымывания зольных элементов фульвокислоты в этом горизонте практически не усредняются. Лишь частично они взаимодействуют с редкими зернами первичных минералов, которые рассеяны в слое полуразложившихся растительных остатков. При этом в результате интенсивной кислотной агрессии минеральные зерна теряют пленки полуторных гидроксидов, корродируются и отбеливаются. Основная же масса реакционно способных кислых органических веществ поступает в нижележащую минеральную толщу, где обстановка существенно иная: здесь создается значительно более узкое отношение гумусовых кислот к минеральным компонентам, бурые гуминовые и фульвокислоты, реагируя с железом и алюминием почвенных минералов, образуют алюмо-железо-гумусовые (альфегумусовые) комплексы разной степени растворимости. При этом часть из них становится неподвижной уже в самой верхней части минерального профиля почвы (главным образом металлоорганические соединения бурых гуминовых кислот), где последние, выпадая в осадок, покрывают темно-бурыми пленками минеральные зерна и способствуют некоторой агрегации почвы.
Фульваты железа и алюминия как более подвижные соединения смещаются несколько глубже, но уже в средней части профиля оказываются в такой степени насыщенными металлами, что выпадают из растворов, формируя иллювиальный алюмо-железо-гумусовый горизонт. В нем они концентрируются в виде пленок на каменистых компонентах и рассеиваются в массе мелкозема. Поскольку со временем иллювиированное органическое вещество минерализуется, ранее связанные с ним железо и алюминий переходят в иллювиальном горизонте в форму полуторных оксидов, придавая ему ярко- бурый оттенок.
Альфегумусовый процесс, т. е. процесс образования и перемещения по профилю алюмо-железо-гумусовых соединений, является основным, определяющим генетическое своеобразие подбуров. В малой степени из-за низкой биохимической активности почв в них может быть развит процесс глинообразования (образование глин преимущественно гидрослюдисто-иллит-монтмориллонитового состава). В подбурах активно идет процесс выщелачивания щелочных и щелочноземельных оснований, поскольку сильному промачиванию почвы противостоит слабый процесс биологического захвата элементов.
Первичный профиль подбуров может образоваться за сравнительно короткий промежуток времени — несколько сотен лет. В дальнейшем, по мере все большего разрушения первичных минералов и обеднения железом и алюминием верхней части профиля, эти почвы, которые иногда называют скрытоподзолистыми, могут приобрести признаки явной оподзоленности и даже эволюционировать в подзолы.
Подбуры — малоплодородные почвы. Они практически не используются в земледелии. Но изучение и охрана этих почв важны для рационального ведения лесного хозяйства.
Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 5473;