Психологические потребности и типы ожиданий человека
Межвидовые отношения изучались в зоопсихологии применительно к дикой природе и описывались как контакты и взаимодействия видов в процессе реализации видосохраняющих форм поведения. Понятно, что при проживании в одном ареале наиболее важное значение для представителей разных видов приобретает пищедобывательное и территориальное поведение, которое и стало основой для исследователей межвидовых отношений. Следовательно, преобладающими формами межвидовых отношений в дикой природе следует считать избегание, преследование жертвы и (что встречается реже) возможность извлечения односторонней или обоюдной пользы (симбиоз). Так, например, Н.Тинберген рассматривал отношения между разными биологическими видами как поведенческие реакции, основанные на понимании и использовании сигналов другого вида для одной из двух основных целей: (1) запуск реакции другого вида на собственное поведение; (2) избегание реакции другого вида (например, стремление не вызывать пищевой реакции хищника).
У одомашненных животных в процессе доместикации вырабатываются особые формы межвидовых отношений с главенствующим видом, в роли которого выступает человек. У каждого из одомашненных видов животных прослеживается зависимость от человека, выражающаяся по-разному, в соответствии с тем, как тот или иной вид используется человеком (начиная с пищевой зависимости, элиминирующей естественное пищедобывательное поведение, с чего начинается любая степень доместикации). У собак, к которым в процессе одомашнивания предъявлялись главным образом функциональные и поведенческие требования, зависимость от человека проявляется, естественно, в приспособлении поведения к требованиям вида-лидера.
Общевидовая врожденная «потребность в человеке», присущая всем домашним собакам, выражается в том, что животное само стремится установить как можно более тесные отношения с хозяином и его семьей. Контакт с хозяином в жизни домашних собак играет роль видосохраняющей функции, не менее важной, чем оборонительный или пищедобывательный инстинкт. Человек стал важным фактором, к которому собака приспосабливается как филогенетически, так и онтогенетически.
Зависимость собаки от человека проявляется во всех важнейших аспектах жизнедеятельности этого вида, а именно:
* пищевая зависимость от человека;
* территориальная зависимость от хозяина и его семьи;
* защищенность со стороны человека;
* сексуальное поведение (искусственный отбор и подбор в ходе селекции);
* обучение нормам безопасного и эффективного поведения в антропогенной среде.
Главным критерием эффективности поведения домашней собаки становится не индивидуальное и/или групповое выживание, а соответствие поведения требованиям со стороны человека как вида-лидера, определяющего выживание во всех важнейших аспектах, – в этом состоит суть приспособляемости для домашнего животного. Удовлетворение требований, предъявляемых хозяином, представляет собой основу нормального контакта собаки и человека, а поэтому и типы контакта имеет смысл определять по тому набору функциональных и поведенческих требований, который формируется человеком.
С другой стороны, характер отношений между собакой и хозяином определяется и тем, насколько эффективно человек удовлетворяет ведущие потребности животного, и при этом необходимо учитывать не только физиологические, но и психологические потребности животного (с преобладанием последних). В конечном счете, структуру социальных отношений стайных животных можно рассматривать не только с точки зрения выживания и сохранения вида, но и в аспекте удовлетворения психологических потребностей.
Принято думать, будто в семье хозяином собаки становится тот, кто выгуливает и кормит собаку. Это было бы верно, если бы потребности всех собак сводились бы к физическому выживанию и жизнеобеспечению. Однако, как показывает мотивационный анализ, структура потребностей и мотиваций собаки намного сложнее. Поэтому и характер контакта с человеком может быть основан на разных потребностях (в зависимости от породы, возраста и индивидуального баланса, складывающегося в процессе воспитания). Следовательно, и отношения с разными членами хозяйской семьи могут базироваться на удовлетворении разных потребностей животного, образуя сложную и гибкую структуру.
Психологическое благополучие собаки зависит от соотношения индивидуальных значимостей разных потребностей и от степени удовлетворения их человеком. Так, например, для собаки с чрезмерно развитыми мотивациями самосохранения в форме страха «главным человеком», а значит – и лидером, определяющим основные требования к поведению, становится даже не тот, кто ее кормит, а тот, кто способен защитить от опасности (это усугубляется тем, что у пугливых и трусливых собак пищевая потребность нередко бывает подавлена). При большой значимости функциональных стереотипов поведения (распространенный психотип «рабочей собаки») основным хозяином становится не кормилец и не самый ласковый член семьи, а тот, с кем собака работает. В то же время для собаки с недостаточно развитыми функциональными стереотипами (даже если она относится к той же породе, несет те же наследственные задатки, а возможно – и происходит из того же помета) это оказывается неверным. Следовательно, при определении типа и развития контакта собаки с хозяином и членами семьи необходимо учитывать результаты анализа индивидуальной психики собаки и истории развития отношений.
Привязанность человека к своей собаке также может и должна рассматриваться с точки зрения удовлетворения ведущих потребностей человека, среди которых чаще преобладают психологические. Животное способно удовлетворять психологические потребности хозяина не менее (а порой и более) эффективно, чем люди, с которыми он общается, и корни такого восприятия собаки кроются в психологии человека. В межличностных отношениях с человеком собака играет ведомую роль, поэтому в норме хозяин всегда получает (или искренне думает, что получает) от своей собаки то, что ему необходимо «для души».
Человек, приобретающий собаку, прогнозирует перспективы будущего межличностного партнерства, а правильность прогноза зависит от осознания человеком видовых особенностей собак в целом, породных характеристик и от индивидуального выбора. Если возможности породы и индивидуума совпадают с ожиданиями и прогнозом хозяина, то такое партнерство в полной мере удовлетворяет психологические потребности человека и оказывается благополучным.
Зоопсихологическая поддержка этапа выбора породы состоит в выявлении явных и скрытых ожиданий человека и в определении соответствия им возможностей той или иной породы. При этом учитываются основные потребности всех уровней психики человека, перечисленные в главе 4. Нетрудно видеть, что эти потребности соотносятся с каждым из уровней психики, описываемых информационной моделью, или с некоторой комбинацией этих уровней. Межвидовые отношения с собакой способны удовлетворить большую часть психологических потребностей человека, а иногда – и часть физиологических потребностей (охотничья собака снабжает человека пищей, многие породы удовлетворяют потребность в движении, в комфорте и т.д.). Принимая решение завести собаку, человек формулирует свои потребности и ожидания более или менее осознанно, а подсознательная их часть выявляется методами психологического тестирования.
В зависимости от требований человека к собаке основные типы ожиданий могут быть классифицированы следующим образом:
Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 867;