Как отличить здоровое чувство вины от нездорового?
Самое важное – это способность к рефлексии. Испытав чувство вины, вы оборачива- етесь назад, анализируете то, что произошло, и пытаетесь понять, действительно ли вы в чем-то виноваты. Если оказывается, что да, то вы – нет, не совершаете харакири на главной площади города – вы приносите извинения, пытаетесь исправить собственные ошибки, но главное – вы понимаете, как не стоит делать в следующий раз. После того, как вы сделали все, что возможно, чтобы исправить ошибку, и выучили этот урок, – настает пора простить
– себя и отпустить – вину. Вот и все.
Нездоровое чувство вины появляется в любой момент, вне зависимости от того, сде- лали ли вы что-нибудь неправильно или нет. Например, оно может появиться тогда, когда вы позволили себе проявить заботу о себе, а не о других, сказать «Нет» в ответ на просьбу или требования другого, разрешить себе не ходить больным на работу. Однако заботиться о собственных потребностях – совершенно нормально и правильно. Обратите внимание, здо- ровая вина является поводом для рефлексии: «Что я сделал не так? Как это исправить?». Нездоровая вина заставляет вас мучаться – это все, что она делает. Цель нездоровой вины
– не оставлять вас в покое, в результате – вы ничему не учитесь, вы просто страдаете. Еда замечательно способна защитить от бессмысленного страдания, а что еще можно сделать с нездоровой виной?
Упражнение «Счетчик виноватых мыслей»
Самое лучшее средство против нездоровой вины – все та же, хорошо известная нам, осознанность. Фактически осознанность – яркий прожектор, позволяющий рассмотреть и выяснить, насколько адекватно то или иное переживание и насколько оно порождено про- шлыми травмами, ранним болезненным опытом утрат и обид. На этом беспощадном свету нездоровая вина начинает извиваться, бледнеть и показывать свою истинную сущность, – которая у нее не очень приглядная, нечто вроде кишечного глиста. Высасывает силы, не давая ничего взамен. Конечно, кому приятно лицезреть собственных глистов, но повод ли это мириться с ними?
Итак, за дело.
Представьте себе, что вы постоянно носите на себе счетчик вины, скрупулезно реги- стрирующий каждый раз, когда вы переживаете это чувство.
Сколько раз вы испытали чувство вины за сегодняшний день?
А за вчерашний день?
А за прошедшую неделю?
Попробуйте вспомнить и проанализировать каждый случай. Оцените, насколько адек- ватно и заслуженно каждый раз было пережитое вами чувство вины (да-да, каждый раз!). Коротко опишите каждый случай.
Случай 1
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заслуженно?Незаслуженно?
Случай 2
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заслуженно?Незаслуженно?
Случай 3
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заслуженно?
Незаслуженно?
Что вы заметили в результате этого упражнения? Было ли что-нибудь новое, что вы открыли в результате его выполнения? Вина может сформировать привычку, как и любая другая эмоция. Не поддавайтесь привычной вине и рефлексируйте каждый раз, когда она появляется в вашей душе.
Стыд
Стыд и вину часто путают, между тем эти эмоции – даже не близкие родственники. Если чувство вины ориентировано на собственные поступки, действия, на то, что у меня не получается соответствовать заданным стандартам «Идеального Я», то есть вина ориентиро- вана на поведение, то стыд ориентирован на самого человека. Испытывая стыд, мучитель- нейшее из переживаний, мы ощущаем не свое поведение – неправильным, а самого себя глу- боко неправильным, испорченным человеком, которому лучше было вовсе не рождаться на свет, лучше исчезнуть с лица Земли. Есть удачное определение, что вина – это чувство, что я сделал ошибку, а стыд – ощущение, что я сам – ошибка. Почему стыд мучительнее и болез- неннее переживается? Потому что если я совершаю ошибку, если мое поведение неправиль- ное – это можно исправить, если ошибкой является мое существование, то исправить это можно только очень деструктивными методами. Что бы вы ни сделали, исправить то, за что вам стыдно, уже невозможно.
В этом и заключается разница между виной и стыдом: вина – чувство, ориентирован- ное на Другого, который может простить, понять, не обратить внимания, наконец – и это обнуляет вину. Вина, при всем болезненном ощущении собственного несоответствия, содер- жит пресловутые «три гроша надежды». Стыд не подразумевает прощения, стыд ориенти- рован на себя самого, это глубоко интимное, внутриличностное переживание.
Согласно греческой легенде, давшей Фрейду названия самого значительного кон- фликта в детском развитии, Эдип, обнаружив, что, несмотря на все старания, все-таки убил отца и женился на матери, в горе выцарапывает себе глаза и удаляется из Фив в пустыню. С точки зрения одного из прекрасных психоаналитиков современности, Бена Киллборна, Эдип делает это не от горя, а со стыда – у него нет больше сил видеть себя в зеркале. Эдип сим- волически уничтожает себя, одновременно и наказывая, потому что не может примириться с ощущением собственной неправильности, порочности. Интересующихся темой стыда я отсылаю к блестящей книге Бена Киллборна «Исчезающие люди: стыд и внешний облик», она выходила на русском языке.
Здесь нужно остановиться на феномене, часто встречающемся у тех, кто обнаруживает у себя лишний вес. Имя ему – телесный стыд, специфический стыд не за то, каким плохим, недостойным человеком я являюсь, а за то, как выглядит мое тело. Работая с желающими снизить вес людьми, я часто обнаруживаю, что единственная мотивация к их похудению – телесный стыд, ощущение невыносимости пребывания в теле, вызывающем у других людей насмешки или неприязнь. Еда в этом случае оказывается всего лишь посредником между собой-реальным, отвратительным, нелепым, уродливым, и собой-идеальным – с великолеп- ным, рельефным, мускулистым телом.
В этом еще одна ловушка стыда: он задает огромный разрыв между мной-настоящим, таким, который даже на существование права не имеет, и мной идеальным – суперменом и бэтменом одновременно. Поскольку стыд – очень-очень раннее детское переживание, он не знает полутонов, не признает никакого «я – достаточно хороший, я – приемлемый». Пока не достигнут идеал, я не имею права быть. Нужно ли говорить, как разрушительна такая
установка и как быстро она приводит к появлению еды, призванной залечить невыносимую нарциссическую рану от недостижимости идеала?
Стыл очень часто «передается по наследству». Родители, испытывающие интенсивный стыд, неизбежно проецируют его на собственного ребенка. Родители, испытывающие чув- ство вины, могут ощущать себя плохими родителями, пытаться исправить это, но родители, инфицированные токсическим чувством стыда и не способные признавать и рефлексиро- вать это (особенно это касается людей, являющихся уважаемыми и авторитетными в опре- деленной группе – директора школ и главные врачи больниц например), «помещают» свой стыд в ребенка. Ребенок улавливает это ощущение и понимает: с ним что-то не так. Дли- тельный опыт подобного рода травмирует человека и нередко заставляет его действительно
«стать плохим» – отсюда, например, феномен распространенности наркотической зависимо- сти среди детей высокопоставленных чиновников и бизнесменов. Успешные люди не могут себе позволить переживать собственный стыд, и тогда «носителем» семейного стыда стано- вится ребенок. И поскольку стыд – очень некомфортное переживание, употребление нарко- тиков приносит и желанное расслабление, ощущение свободы, и ощущение, что есть раци- ональные причины ощущать себя «плохим».
Избавление от излишнего, навязанного, токсического стыда, в том числе телесного, может занять продолжительное время и потребовать длительной психотерапии. Но начало этому пути мы можем положить уже сейчас, с помощью простого упражнения.
Упражнение «Прожектор»
Представим себе, что все те события, поступки или слова, за которые вам было стыдно раньше или стыдно сейчас, можно вынести под луч мощного прожектора и как следует рас- смотреть. Когда ребенок маленький, ему сложно разобраться в том, что плохо и что хорошо, и мерилом хорошего и плохого для него являются родители.
Давайте вспомним и запишем, за что вас упрекали, в чем обвиняли, после каких при- вычных слов вы испытывали жгучий прилив стыда? Возможно, вас обзывали неряхой, про- рочили вам судьбу дворника, подозревали во вранье?
Выпишите все эти эпизоды, один за другим, на листок бумаги.
А теперь попробуйте понять, чей стыд вы переживаете в каждом из этих эпизодов – свой собственный или родительский?
Насколько действительно стыдно упасть и порвать колготы в 5-летнем возрасте, бегая во дворе? Или проблема была в родительском стыде и страхе, что скажут соседи – ребенок ходит в рваном, куда смотрит мать?
Насколько справедливо было называть вас толстым, если, рассматривая собственные детские фотографии, вы видите совершенно обычного ребенка – возможно, лишенного ари- стократической хрупкости, но обычно сложенного? Или проблема в том, что родители боя- лись обвинений участкового педиатра – куда же вы раскормили ребенка, и заранее стыди- лись этого?
Неужели родители всерьез ожидали от вас, что вы в 8-летнем возрасте будете делать уроки самостоятельно – и без единой ошибки? Или дело в том, что ваши школьные неуспехи опять-таки бросали тень на их методы воспитания – не сумели, недосмотрели, не справи- лись?
Иными словами, вам было стыдно за эти моменты – или вашим близким? Должно ли было вам за это быть стыдно?
Подчеркните одним цветом те эпизоды, в которых стыд был ваш собственный, заслу- женный, и те, где он был вам навязан со стороны.
В результате этого упражнения вы можете обнаружить, что жили в одной семье с очень уязвимыми людьми, которые панически боялись собственного стыда и передавали его вам,
на вытянутых руках, как горячую кастрюлю. «Это не мы неопытные и замотанные родители
– это наш ребенок грязнуля, тупица, обжора!» Возможно, вы тоже привыкли в это верить. Сейчас настал момент отделить то, за что вы могли испытывать реальный стыд – детская ложь или воровство, например, совершенные с пониманием того, что это – плохо, и тот стыд, которым вас инъецировали, как медленнодействующим ядом.
Не рискну утверждать, что стыд от этого сразу пройдет. Но, как я говорила, путь этот долгий и непростой.
Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 1338;