Фиксировать
Если вы подвигались и поняли, что есть возможность отложить «заедалово» еще нена- долго (то есть минут на 15–30) – отлично. Следующая задача – зафиксировать ваш теку- щий приступ тревоги любым доступным для вас образом. Опишите его словами в дневнике, нарисуйте его, слепите из пластилина. На группе мы обязательно делаем инсталляцию из этих изображений. Часто встречаются шары из различных материалов, утыканные зубочист- ками или булавками, а одно из самых оригинальных изображений представляло собой про- зрачную миску, наполненную мутной водой с поверхностью, по которой плавало какое-то неприятного вида масло. Это изображение вызвало массу эмоциональных откликов у участ- ников – многие узнали свою тревогу в нем.
Зафиксировали – снова спросите себя, как поживает тревога и хочется ли все еще заесть ее. И если есть возможность уделить этому еще 15 минут, переходите к заключительному этапу.
Полезный момент. Приступ тревоги, который происходит с вами прямо сейчас, – он про что? Что он пытается вам сказать? Зачем он нужен? Это бывает трудно понять, иногда помогает вот такой прием: представьте, что вы косуля или другое дикое животное в лесу. И все, кто окружает вас, и все, что вас окружает, тоже живет в этом лесу. Для чего вам нужен этот приступ тревоги, как он служит функции вашего выживания, от чего он вас защищает, спасает, охраняет?
Строить планы
Последние 15 минут этого упражнения я прошу вас посвятить созданию планов на будущее. Любых. Например, я очень люблю планы типа «Что бы я мог делать, если бы в моей жизни не было тревоги».
«Если бы я не тратил время на беспокойство, я бы…» – пишем 10 раз подряд и потом заканчиваем каждое предложение. Начал ездить верхом, пошла бы на курсы сомелье, читала бы больше книг, чаще бы виделся с друзьями… Написали – а теперь подумайте и отметьте пару пунктов, которые вы можете делать уже сейчас. Как говорила моя научная руководи- тельница в университете, профессор Соколова, не благодаря, а вопреки.
Совсем не обязательно каждый раз повторять этот пятишаговый сценарий в деталях. Обязательными являются только первые четыре пункта, остальные можно варьировать и комбинировать. Важно предпринимать попытку самоисследования при каждом приступе
«тревожного голода». Поначалу вы сможете откладывать заедание только самых слабых при- ступов – это совершенно нормально. Зато, опираясь на опыт, полученный в результате, в скором времени вы сможете лучше понимать и управлять и более значительными присту- пами. В «программу» собственной работы с тревогой можно включать массу вспомогатель- ных форм самопознания – практики осознанности, медитацию или контрастный душ (меня обязательно спрашивают, а можно ли делать вот это…). Важно, чтобы любые используе- мые вами инструменты служили не для «отвлечения» вас от еды, а для более глубинного исследования вашего состояния. Это – единственное условие, на котором тревожное заеда- ние удается прекратить.
Вина
Еще один чемпион в мире, где шоколад – лекарство от чувств. Вина может не так ярко проявляться на телесном уровне, как тревога или гнев, – вы не ломаете руки, не краснеете лицом, но вас все время как будто что-то грызет изнутри. Вина – безусловно, тяжелое пере-
живание, тем не менее обладающее большим психологическим смыслом. Нам часто кажется, что вину в нас провоцируют окружающие (и да, они делают это), но источник вины – все- гда внутри нас. Чувство вины отмечает наше поведение, не соответствующее нашим внут- ренним стандартам, дает нам знать о ситуациях, когда мы не смогли соответствовать своим идеалам. Вина растет из того тайного места нашей души, в котором мы совершенны или хотя бы близки к совершенству, – из нашего Идеального Я.
Вина нужна нам, чтобы устанавливать границы в общении друг с другом. Жизнь совер- шенно без чувства вины не была бы безопасной – примерно как ездить на автомобиле по дорогам без светофора. Вина помогает нам отслеживать наше поведение и учиться отно- ситься к другим так, как мы бы хотели, чтобы относились к нам.
Проблема в том, что люди, склонные к перееданию, обычно склонны «залипать» на переживании вины, испытывать чувство вины по любому поводу и слишком часто. Будучи людьми не уверенными в себе, с неустойчивой самооценкой, компульсивные едоки зача- стую любую нейтральную информацию воспринимают как повод испытать чувство вины. Коллега рассеянно поздоровался сегодня утром? Вероятно, он сердится на меня… Далее мы начинаем судорожно додумывать, почему бы коллега мог сердиться, и конечно, причина находится. Возможно, у коллеги всю ночь температурил ребенок, поцарапали машину по дороге на работу или умерла любимая золотая рыбка – компульсивным едокам просто не приходит в голову возможность того, что рассеянность 1) может не быть связана с ними лично, 2) не означает ничего плохого. Начальник до сих пор ничего не сказал по поводу отчета? Значит, ему не понравилось, и правда, я написал его недостаточно хорошо… И снова бедняге даже не приходит в голову, что начальник, возможно, даже не успел прочитать отчет. Подруга не позвонила? Знакомый не пригласил на день рождения? Учительница сына как- то сухо разговаривала? Причин чувства вины может быть множество, коктейль из вины и тревоги создает основу для постоянной вибрации, постоянных размышлений – сделал не так, не то, не успел, не такой…
Со временем эти «виноватые мысли» становятся автоматическим процессом – вам даже не приходится хоть сколько-то напрягаться, чтобы поверить или представить себе, что во всем происходящем вокруг виноваты именно вы. И здесь снова очень много скрытой, не видной миру, внутренней потребности в контроле. Да-да, с помощью вины можно контро- лировать мир. Потому что, если и коллега рассеян из-за вас, и начальник на вас сердится, и подруга нашла, за что обидеться, и знакомый не просто так позабыл пригласить на день рождения – значит, как пел известный питерский музыкант Леонид Федоров, «я заведующий всем и все из-за меня». Фактически вы неявно управляете миром этих людей – вернее, ваша вина помогает вам создавать иллюзию, что вы делаете это.
Как же избавляться от излишнего чувства вины? Чудесных рецептов нет. Когни- тивно-поведенческая терапия учит нас, что, если «неправильные», приводящие к патологи- ческому результату – душевному разладу – мысли стали автоматическими, то можно после- довательно разучиться их думать.
Значит, будем разучиваться.
Упражнение «Мои «виноватые» мысли»
Вспомните ситуацию – текущую, из прошлого, из детства, – которая вызвала у вас ощутимое и длительное чувство вины. Коротко опишите, что тогда произошло.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вспомните свои чувства по поводу этой истории, потратьте немного времени и поз- вольте себе погрузиться в переживание вины. Когда оно поглотит вас полностью, приду- майте одну-единственную – любую! – причину не чувствовать себя настолько виноватым. Может быть, вас давно уже простили за то, что вы тогда сделали? Или вы предприняли какие- то шаги, чтобы исправить ситуацию? Годится любая причина!
Причина 1
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Теперь, когда вы смогли придумать одну причину, придумайте еще две. Вы долгое время запрещали себе прощать себя, называя возможные причины не испытывать столько вины – отговорками, оправданиями – словом, на всю мощь используя своего собственного Внутреннего Прокурора, безжалостного обвинителя. Настало время дать слово и Внутрен- нему Защитнику.
Причина 2
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Причина 3
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Получилось? Теперь, когда у вас есть три причины чувствовать себя не таким винова- тым, придумайте последнюю, четвертую, причину не испытывать чувства вины за эту исто- рию вовсе.
Причина 4
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вопросы после выполнения упражнения
Удалось ли вам ограничить переживание чувства вины? Как вы это ощущаете? Отметьте, каким образом рациональное мышление позволяет вам преодолеть вину. Разре- шите себе себя простить.
Помните – никто не в состоянии заставить вас почувствовать себя виноватым. Согласие испытывать чувство вины по поводу того или иного события – ваш личный выбор, хотя люди и будут стремиться навязать вам это чувство – это один из самых старинных, самых верных способов управления поведением человека. Чем ближе вы к статусу перфекциониста, чем выше и недостижимей ваш идеал, тем сильнее будет ваше чувство вины, тем чаще вы будете его испытывать. В то же время, поверьте, вы совершенно не хотите быть человеком, который вовсе не испытывает чувства вины. К таковым относятся люди с нарциссическими и психо- патическими чертами личности – люди, способные цинично использовать других и лишен- ные способности к эмпатии – сопереживанию. Такие люди могут быть успешны, популярны, даже любимы – вспомним Гитлера, Сталина, Фиделя Кастро, – но вот быть счастливыми и строить стабильные отношения с близкими и детьми у них обычно не получается. Чувство вины необходимо нам, чтобы научиться отличать хорошее от дурного. Дискомфорт, который мы испытываем в детстве, поняв, что натворили чего-то совсем неправильного, позволяет нам на опыте собственных ошибок научиться отличать добро от зла. Вряд ли вы захотите избавиться от чувства вины и стать человеком, который перестал различать эти два понятия.
Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 1063;