Верхняя мантия
Верхняя мантия под континентами и океанами образована преимущественно перидотитами — лерцолитами и гарцбургитами (табл. 1.4). На глубине до 25 км от поверхности Земли лерцолиты, состоящие из оливина, орто- и клинопироксена, могут содержать плагиоклаз в качестве второстепенного минерала, в интервале от 25 до 60—80 км они содержат шпинель, а на большей глубине — фанат. В соответствии с этим выделяют три фации глубинности верхней мантии: плагиоклазовых, шпинелевых и гранатовых перидотитов. Плагиоклазовые перидотиты развиты только в верхней мантии под океанами, где мощность коры составляет не более 15 км. Под континентами мощность коры возрастает до 35—40 км, и непосредственно под поверхностью М здесь залегают шпинелевые перидотиты.
Кроме перидотитов в строении верхней мантии принимают участие эклогиты — гранат-пироксеновые породы высокого давления, отвечающие по валовому химическому составу габбро. Эклогиты
/. Глубинное строение Земли
Таблица 1.4. Средний химический состав перидотитов верхней мантии,
мас.%
Оксид | ||||
Si02 | 45.1 | 45.3 | 45.0 | 45.2 |
Аl2O3 | 4.1 | 3.6 | 0.6 | 3.5 |
FeO | 7.8 | 8.3 | 8.2 | 8.5 |
MgO | 38,0 | 38.4 | 44.7 | 37.5 |
CaO | 3.5 | 3.1 | 0.3 | 3.1 |
Na20 | 0.4 | 0.3 | 0.2 | 0.6 |
1 — примитивные шпинелевые лерцолиты (глубинные включения в континентальных щелочных базальтах), по Х.Венке и др., 1987 г., 2 — лерцолиты океанской верхней мантии, 3 — альпинотипные гарцбургиты офиолитовой ассоциации, по Е.ЕЛазько, 1987 г., 4 — пиролит, модельный состав, по А.Е. Рингвуду, 1975 г.
представляют собой продукты частичного плавления перидотито-вой верхней мантии, затвердевшие на большой глубине. Тела экло-гитов имеются, вероятно, и в низах континентальной земной коры. Источниками информации о составе и строении верхней мантии служат геофизические данные, глубинные кристаллические включения, вынесенные вулканами и трубками взрыва, и тектонические блоки мантийного вещества, обнаруженные на дневной поверхности и дне океанов.
1.2.1. Тектонические блоки пород верхней мантии
Внутри современных континентов и на их окраинах, в том числе на островных дугах, прослежены протяженные зоны глубинных разломов, вдоль которых на поверхность выведены линзовидные и пластинообразные тела, сложенные метаморфизованными, интенсивно дислоцированными перидотитами, которые первоначально залегали ниже поверхности Мохоровичича. Вместе с габбро, диабазами, базальтами и некоторыми другими породами они образуют офиолитовую ассоциацию. Тектонические зоны, к которым приурочена эта ассоциация, называют офиолитовыми поясами. Перидотиты, принимающие участие в строении офиолитовых поясов, представляют собой ограниченные разрывами блоки мантийного вещества, перемещенные в твердом состоянии. Как правило, они почти нацело превращены в серпентиниты.
Часть III. Магматические горные породы (петрология)
Первичный состав перидотитов чаще всего соответствует гарц-бургитам, с которыми ассоциируют дуниты, имеющие второстепенное значение. Лерцолиты встречаются значительно реже, чем гарцбургиты. Гарцбургиты состоят из оливина, ортопироксена и хромовой шпинели; состав их весьма однороден. Оливин содержит 90-92% форстеритового компонента, а ортопироксен — примерно такое же количество энстатита; для гарцбургитов характерны высокие содержания MgO при низких концентрациях А1203, CaO, Na20 и К20 (см. табл. 1.4). Петрографические и геохимические особенности перидотитов, входящих в офиолитовую ассоциацию, приводят к выводу, что большая часть этих пород представляет собой твердый материал верхней мантии, оставшийся после удаления из него относительно легкоплавкой магматической жидкости, образованной в процессе частичного плавления. Такие остаточные образования называют реститами.
Тектонические блоки мантийного вещества обнаружены и на дне океанов, где они приурочены к поперечным разломам, пересекающим срединно-океанические хребты. Среди мантийных пород здесь преобладают не гарцбургиты, а лерцолиты с более низкими содержаниями MgO и более высокими содержаниями CaO, Na20 А1203 (см. табл. 1.4). Таким образом, вещество самых верхних час-тей мантии под океанами, в целом, испытало меньшую степень экстракции легкоплавких компонентов по сравнению с материалом верхней мантии континентальных областей.
1,2.2. Включения мантийного вещества в щелочных базальтах
и кимберлитах
Среди кристаллических включений мантийных пород, выносимых на дневную поверхность вулканами и трубками взрыва, встречаются перидотиты, пироксениты, дуниты, эклогиты. Включения представляют собой обломки мантийного вещества размером от сантиметров до дециметров в поперечнике.
В щелочных базальтах среди включений преобладают шпинеле-вые лерцолиты и гарцбургиты, которые устойчивы до глубины 60-80 км. Обнаружены также верлиты, вебстериты, клинопироксе-ниты. Кимберлиты выносят к поверхности более глубинные включения, представленные гранатовыми перидотитами, а также экло-гитами: гранат-пироксеновыми, дистеновыми, корундовыми, коэситовыми. Эти породы устойчивы на глубинах более 60-80 км.
/. Глубинное строение Земли
В некоторых перидотитовых и эклогитовых включениях обнаружены алмазы, что служит прямым указанием на образование кристаллических пород на глубине более 150 км в области устойчивости алмаза.
По минеральному и химическому составам перидотиты глубинных включений можно разделить на три класса: 1) примитивные; 2) деплетированные, или истощенные; 3) обогащенные. Прими-тивные перидотиты представлены лерцолитами, которые не претерпели эпигенетических преобразований и отражают первичный состав верхней мантии. Примитивные шпинелевые лерцолиты из включений в континентальных базальтах близки по составу к лер-цолитам океанического дна (см. табл. 1.4). Деплетированные перидотиты — лерцолиты и гарцбургиты — обеднены клинопироксеном и соответственно Al, Ca, Na и другими легкоплавкими компонентами вследствие частичного плавления мантийного материала. Обо-гащенные перидотиты, наоборот, содержат больше легкоплавких компонентов, чем примитивные мантийные породы, что обусловлено метасоматическим преобразованием вещества верхней мантии под воздействием глубинных водных и углекислых флюидов или магматических расплавов, богатых летучими компонентами. Этот процесс приводит к появлению в мантийных породах амфибола, флогопита, карбонатов, разнообразных акцессорных минералов.
км |
Рис. 1.2. Схематический разрез верхней мантии под океанами (О) и континентами (К), по А. Рингвуду, 1992 г. / — земная кора, 2 — гарцбургиты, 3 — эклогиты, 4 — примитивные лерцолиты |
Как полагают, преобладающая по объему часть современной верхней мантии под континентами и океанами сложена примитивными лерцолитами, которые сохранили относительно легкоплавкие компоненты с момента формирования внешней оболочки Земли. Такие лерцолиты близки по составу к пиролиту — модельной смеси базальто-идных выплавок (-25%) и тугоплавкого ультрамафитового остатка (-75%), рассчитанной австралийскими петрологами А.Е.Рингвудом и Д.Грином (1966 г.).
Деплетированные (истощенные) лерцолиты и гарцбургиты залегают в самой верхней части мантии. Они представляют собой твердый остаток, сохранившийся после выплавления основных
Часть III. Магматические горные породы (петрология)
и ультраосновных магм, которые, затвердев, образовали земную кору. Поскольку суммарная мощность базитов и ультрабазитов, принимающих участие в строении континентальной коры, значительно больше мощности океанической коры, зона истощенных перидотитов под континентами протягивается на большую глубину, чем под океанами (рис. 1.2).
Обогащенные перидотиты, содержащие амфибол или флогопит, вероятно, образуют локальные участки, которые подверглись воздействию водного флюида. Амфибол устойчив в верхней мантии примерно до глубины 100 км, а поле устойчивости флогопита протягивается до глубины, превышающей 250 км.
Согласно экспериментальным данным Д.Эгглера (1978 г.) и П.Уайлли (1979 г.), при давлении более 2.6 ГПа (на глубине > 80—100 км) взаимодействие магнезиальных силикатов с углекислотой приводит к образованию карбонатов, которые становятся устойчивыми твердыми фазами. Например:
2Mg2Si04 + CaMgSi206+2C02 ->4MgSi03 + CaMg(C03)2
оливин клинопироксен газ ортопироксен доломит
Следовательно, на глубине более 80—100 км мантия Земли может состоять из карбонатизированных перидотитов, содержащих доломит или магнезит.
Вместе с тем среди глубинных кристаллических включений кар-бонатсодержащие перидотиты встречаются очень редко. Как показали опыты Д. Канила (1990 г.), декарбонатизация перидотитов при снятии давления протекает настолько быстро, что доломит и магнезит успевают полностью разложиться при подъеме включений к поверхности.
Карбонаты устойчивы в верхней мантии лишь при определен ном парциальном давлении кислорода (р02), от которого зависят окислительно-восстановительные условия минералообразования. При снижении р02 устойчивой формой углерода становится графит или алмаз. Современные данные приводят к выводу, что в верхней мантии существуют области как карбонатсодержащих, так и графит-(алмаз)содержащих перидотитов.
Кристаллические включения, выносимые вулканами и трубками взрыва, используются для создания моделей глубинного строения тех или иных районов и построения геотерм — кривых, характеризующих соотношения между давлением (глубиной) и температурой в недрах Земли. Для этого применяют термо- и барометрические методы, учитывающие зависимость химического состава минералов от
/. Глубинное строение Земли
температуры и давления. Например, пироксеновые геобарометры основаны на изменении содержаний А1 в орто- и клинопироксене в присутствии той или иной глиноземистой фазы: плагиоклаза, шпинели, граната, а пироксеновые геотермометры — на распределении Са и Mg между орто- и клинопироксеном как функции температуры. Мантийные перидотиты, слагающие глубинные включения, несут следы перекристаллизации в твердом состоянии, катаклаза, пластических деформаций и по сути дела являются метаморфическими горными породами. Оценки температур и давлений, получаемые методами термо- и барометрии, отражают субсолидусные минеральные равновесия, возникшие в уже затвердевшей породе. Однако первоначально примитивные лерцолиты верхней мантии, скорее всего, имели магматическое происхождение. Это были либо ультраосновные-ультрамафические выплавки из более глубоких частей мантии, либо продукты кристаллизации расплава, который заполнял магматический океан, существовавший в приповерхностной зоне ранней Земли (см. раздел 2).
1.3. Астеносфера и литосфера
Кора и мантия Земли образованы материалом, в котором распространяются поперечные упругие волны. Следовательно, эти оболочки находятся в твердом состоянии. На фоне увеличения скоростей упругих волн с глубиной в верхней мантии были обнаружены зоны с пониженными скоростями, которые стали называть волноводами. Уменьшение скорости распространения упругих волн обычно связывают с появлением малого объема (< 1%) межзернового силикатного расплава. Если это так, то температура в зонах пониженных скоростей должна достигать солидуса мантийного перидотита и составлять не менее 1200-1300 °С. Эти данные как будто бы подтвердили реальность глобальной ослабленной зоны — астеносферы, существование которой предполагалось еще в начале века. Вязкость вещества астеносферы оценивается в Ю18—1019 Па с. Над астеносферой залегает более жесткий слой земной коры и верхов мантии с вязкостью 1022-1023 Па*с, который называют литосферой. Современные тектонические модели придают большое значение перемещению литосферных плит по астеносферному слою. Движущей силой этого процесса считаются конвективные перемещения мантийного вещества.
Однако дальнейшие геофизические исследования внесли существенные коррективы в понятие об астеносфере. Оказалось, что мощность и глубина залегания зон пониженных скоростей меняются в различных тектонических обстановках. Под континентами такие зоны залегают в интервале глубин от 50 до 300 км, а под океанами от 15 до 100 км. Под древними щитами непрерывный астеносферный слой геофизическими методами вообще не фиксируется.
Сейсмическая томография Земли позволила установить объемное распределение скоростей упругих волн до глубины 500—700 км. Выяснилось, что относительно нагретое и менее плотное вещество с пониженными скоростями упругих волн не образует сплошного глобального слоя, а слагает линзовилные тела сложной морфологии. Анализ, проведенный Г.Ф.Макаренко (1995 г.), выявил пространственную связь таких астенолинз с базальтовыми полями, развитыми на континентах и на дне океанов. При этом, чем древнее возраст базальтовых покровов, тем глубже залегают под ними низкоскоростные линзы в мантии Земли. Под полями кайнозойских базальтов такие линзы фиксируются на глубине около 50 км, тогда как покровы мезозойских и позднепалеозойских базальтов обнаруживают сопряженность с астенолинзами на глубине 350—450 км. Древние щиты со слабо проявленным молодым магматизмом выделяются наиболее холодной литосферой, которая прослеживается до глубины не менее 600—700 км. Результаты сейсмической томографии скорее свидетельствуют об унаследованном развитии крупных современных структур в течение длительного геологического времени, нежели о дрейфе литосферных плит, вызванном крупномасштабной конвекцией мантийного вещества.
Глубинные области пониженных скоростей несомненно являются важными элементами верхней мантии. Хотя современные геофизические данные указывают на условность понятий «астеносфера» и «литосфера» как глобальных сферических слоев, эти термины продолжают использоваться в геологической литературе.
Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 2830;