Времяпрепровождение (pastime)
Основные социальные связи сводятся к добровольно взятым на себя обязательствам. Это особенно справедливо относительно психотерапевтических групп, где деятельность, как и интимность, запрещена или заторможена. Добровольные обязательства (или ангажемент) могут быть двух типов: пастайм и игры. Первое определяется как ангажемент, до наступления каникул, отпуска; до того, как окажут помощь; до того, как придет смерть. С точки зрения экзистенциальной пастайм — средство избавиться от чувства вины и безнадежности, уловка и хитрость, подсказанные природой или культурой, чтобы облегчить скорбь и тоску.
Говоря более оптимистично, это средство получить лучшее из того, что может принести удовольствие, и худшее, чтобы избавиться от одного и предаться другому. То есть каждый участник устраивается наилучшим для себя образом.
В психотерапевтических группах времяпрепровождение обычно Родительское или Взрослое, так как их цель исключить проблему, которая вращается вокруг Ребенка. Чаще всего в группах организуются варианты «Ассоциации родителей учащихся» и «Психиатрии». Первая, внешняя, форма «Ассоциации» носит, естественно. Родительский характер, и ее темой являются правонарушения в" самом общем смысле этого слова: детская преступность, мужья-правонарушители, жены-правонарушительницы, торговцы-правонарушители, власти-правонарушители, знаменитости-правонарушители. Но есть вариант внутренней формы «Ассоциации», она имеет взрослый характер; каждый участник излагает собственные ошибки: «Почему бы мне не стать хорошей матерью, хорошим отцом, хорошим начальником, хорошим работником, хорошим товарищем?» В первом случае девизом служит: «Это ужасно!», а во втором: «Я тоже!»
«Психиатрия» — это времяпрепровождение Взрослое или псевдо-Взрослое. Во внешней форме девиз формулируется так: «Посмотрите, что вы делаете!», а во внутреннем варианте: «Почему я это делаю?» В группах трансакционного анализа интеллектуалы играют иногда в вариант «Какая часть моего Я это сказала?», но в подготовленных группах этим не увлекаются, так как фаза усвоения структурного анализа уже пройдена.
Некоторые группы ведут себя осмотрительно и придерживаются таких тем, как «Автосалон», «Кто выиграл?» (мужские группы), «Бакалея», «Кухня», «Тряпки» (женские группы); существуют еще такие темы, как: «Каким образом?» (сделать что-то), «Сколько?», «Посещали ли вы?» (о путешествиях), «Знаете ли вы?», «Что с ним стало?» (бедняга такой-то), «На другое утро» (ну и рожа), «Коктейль» (я знаю прекрасный рецепт). Эти темы характерны для терапевтической группы на первом этапе функционирования, и если врач не будет должным образом направлять ход дискуссии, то группа не сдвинется с первого этапа. Опытные участники группы четко понимают значение пастайма и то, что бесконечный повтор тем возможен в трех случаях: когда появляются новые участники, когда группа от чего-то уклоняется и когда отсутствует лидер или руководитель группы.
В этом случае, если группа продолжает собираться под руководством ассистента, по возвращении руководителя слышны фразы: «Без вас мы только и делали, что играли в «Ассоциацию родителей» да в «Психиатрию», а это уже даром потерянное время».
Однако настоящая цель пастайма на первом этапе работы группы — под самым безобидным предлогом получить информацию о Ребенке. Предварительные ни к чему не обязывающие разговоры раскрепощают человека, а врач получает необходимые исходные данные. Очень многие одобряют этот период запуска пробного шара, потому что Ребенок, вовлеченный в игру по правилам, должен принимать и последствия. Некоторые же группы минуют фазу пастайма и погружаются прямо в игры. Это происходит особенно быстро в группах, где имеется хотя бы один очень нетерпеливый участник, который устремляется в игру, не понаблюдав предварительно за другими. Такая стремительность обуславливается не агрессивностью, она может быть вызвана импульсивным Ребенком, ослабленным Взрослым, дефектным Родителем. Это прежде всего признак отсутствия адаптации; другие члены группы могут быть более агрессивными, но и более флегматичными, рассудительными или дисциплинированными.
Пастаймы могут развлечь группу в момент стресса, но не играют важной роли с аналитической точки зрения. Они могут помочь врачу объяснить пациентам свойства Родителя и Взрослого, но основной задачей врача является прекратить их как можно скорее, чтобы больные могли приступить к играм. На рисунках 9,а и 9,б приведены две парадигмы, которые демонстрируют банальность времяпрепровождении.
I. «Ассоциация родителей учащихся».
Форма внешняя Холли. Не было бы такого количества преступлений, если бы не было этих разбитых очагов (неблагополучных семей).
Магнолия. Но и не только из-за этого. В наши дни даже в хороших семьях больше не учат детей хорошим манерам, как прежде.
II. «Психиатрия».
Форма внутренняя Дэзи. Для меня живопись должна символизировать мазню.
Ирис. Что касается меня, то живопись была попыткой понравиться моему отцу.
Игры
Самая распространенная игра между супругами называется «Без тебя», она и послужит нам для основных характеристик игр вообще.
Госпожа Додакис жаловалась, что муж запрещает ей заниматься общественной работой и даже спортом. Видя улучшение в ее состоянии после лечения, муж снял свои запреты, и это позволило пациентке расширить свой круг деятельности. Она всегда мечтала заниматься плаванием и танцами и записалась и туда, и сюда. Каково же было ее удивление, когда обнаружилось, что она до ужаса боится бассейна и танцевальной площадки! Ей просто пришлось отказаться от своих планов.
Такое открытие частично обнаружило структуру ее брака. Муж обеспечивал ей максимум преимуществ, первичных и вторичных. Известно, что Фрейд описывает три типа преимуществ, которые больной может извлечь из своей болезни: паранозик экстерн ; (первичный), паранозик интерн (первичный) и эпинозик (вторичный). Эту концепцию можно распространить на преимущества, извлекаемые из человеческих взаимоотношений. Госпожа Додакис выбрала в мужья тирана, и первичное внешнее преимущество состояло в том, что он помогал ей избегать всякий фобий; первичное внутреннее преимущество состояло в том, что она всегда могла сказать ему: «Без тебя я могла бы…» Вторичные преимущества заключались в материальной выгоде, которую она извлекала из своего положения; кроме того, она контролировала сексуальную сторону супружества, а также получала подарки от мужа, который таким образом смягчал ее суровость.
Но что особенно интересно здесь, так это социальная психиатрия, и в этом разделе имеется отличное от других видов преимуществ преимущество социальное. Оно описывается с помощью ответа на вопрос: «Как ситуация позволяет индивиду структурировать свое время?»
Госпожа Додакис строила свою игру, приводя мужа к необходимости делать запреты которые давали ей описанные выше преимущества, а также наполняли резервуар ее злобы. Каждый раз, когда ей не хватало активности, она могла сказать мужу: «А вот без тебя я бы…» Вот почему госпожа Додакис любила игру «Без него», которая давала ей большое удовлетворение. Таким образом, она получала покровительство, контроль и подарки, а также возможность играть в игры «Без него» и «Без тебя». Даже в воспитании детей она часто практиковала эту игру.
Пятым типом преимущества является преимущество биологическое, вытекающееиз того факта, что стороны стимулируют друг друга в любом виде.
Можно только предполагать, какие преимущества извлекал из своего положения господин Додакис, мужчины обычно не ищут решения своих проблем в психиатрии. По примеру других пар, остается предположить, что первичное внутреннее преимущество было садистского характера; первичное внешнее было сходно с таким же преимуществом его жены: избежать сексуальной интимности и не терять самоуважения, провоцируя отказ; его вторичным преимуществом была свобода идти на охоту или в кафе; и социальным преимуществом был пастайм на тему: «Женщины — это тайна».
Трансакционный анализ игр очень поучителен для всех участников. Существует три типа трансакций: дополнительные, перекрещивающиеся и вторичные. Выше уже говорилось о дополнительных трансакциях хорошо построенных взаимоотношений и перекрещивающихся трансакциях плохо построенных отношений. В случае времяпрепровождения трансакции суть дополнительные при хорошо построенном взаимоотношении, сравнительно простом. В случае игр взаимоотношения также хорошо структурированы, без перекрещиваний, но трансакции являются вторичными и проходят на двух уровнях одновременно: на социальном и на психологическом.
Анализ «Без тебя» схематично представлен на рис. 9,в. На социальном уровне парадигма следующая.
М. Оставайся дома и займись хозяйством.
Ж. Без тебя я могла бы развлекаться.
Здесь Трансакционный стимул идет от Родителя к Ребенку и ответ от Ребенка к Родителю.
На психологическом уровне (повторное супружество) ситуация совсем другая.
М. Ты всегда должна быть дома, когда я возвращаюсь. Мне страшно быть брошенным.
Ж. Я всегда буду дома, если ты мне поможешь избежать ситуаций, вызывающих страх.
Здесь стимул, как и ответ, идет от Ребенка к Ребенку. Ни на каком уровне не наблюдается перекрещивания, поэтому игра может продолжаться бесконечно долго. Значит, игра может быть определена с трансакционной точки зрения как совокупность вторичных трансакций. С описательной точки зрения это совокупность периодических трансакций, даже повторяющихся, правдоподобных, со скрытой мотивацией,или серия приемов с «трюками».
а) «Ассоциация родителей учеников». Тип внешний; б) «Психиатрия». Тип внутренний
ПАСТАЙМ
Во всех видах групп, в том числе в группах психотерапевтических, наиболее распространена игра «Почему вы не?.. Да, но…».
Гиацинта. Все, что мой муж строит, качается.
Камелия. Почему бы ему не брать уроки столярного дела?
Гиацинта. Да, но у него нет времени.
Розита. Почему вы не купите ему хорошие инструменты?
Гиацинта. Да, но он не умеетими пользоваться.
Холли. Почему вы не поручите работу столяру?
Гиацинта. Да, но это обойдется дорого.
Ирис. Почему бы вам не оставить все как есть?
Гиацинта. Да, но все может рухнуть.
Игра «Почему вы не?.. Да, но…» может охватывать любое количество игроков. Один из них, называемый «кошкой», предлагает задачу, все ищут решение, начиная свое предложение словами: «Почему вы не?..» Хороший игрок способен противостоять бесконечно долго всей группе, пока от него не отстанут, тогда он выходит победителем. Гиацинта, например, отклоняла по двенадцать решений, пока Розита или врач не прекращали игру.
Так как все решения поставленной задачи, как правило, отвергались, очевидно, что у игры имелась какая-то другая цель, скрытая, и эта цель заключалась в том, чтобы дезавуировать Ребенка. На бумаге обмен репликами может показаться Взрослым, но в живой игре можно наблюдать, что «кошка» сама похожа на Ребенка, неспособного противостоять ситуации, что превращает всех других в Родителей. Анализ этой игры представлен на рис. 9, г. Игра продолжается потому, что на социальном уровне стимул и ответ идут от Взрослого к Взрослому и на психологическом уровне они суть дополнительные, так как стимул от Родителя к Ребенку «Почему вы не?..» вызывает ответ от Ребенка к Родителю: «Да, но…» Психологический аспект может быть у двух собеседников неосознанным. С учетом такой интерпретации полезно проследить игру Гиацинты до конца.
Гиацинта. Да, но все может рухнуть…
Врач (обращаясь к группе). Что вы думаете об этом?
Розита. Ну вот, игра начинается сначала, как будто теперь мы будем умнее.
Врач. Может кто-нибудь сказать то, что раньше не приходило ему в голову?
Гиацинта. Нет, никто. В действительности я пробовала все, что мне сейчас предлагали: купила мужу инструменты, он ходил на курсы.
Врач. Интересно заметить, что Гиацинта раньше говорила, что у него нет времени ходить на курсы.
Гиацинта. В разгаре дискуссии я не очень все учитывала, теперь я вижу, что мы продолжаем играть в «Почему вы не?..», и я старалась доказать, что никакой Родитель не сможет меня ничему научить.
Врач. Однако вы просили меня сделать сеанс гипноза.
Гиацинта. Вы — да. Но никто другой не будет указывать, что мне делать.
Социальная польза (структурирование времени) этой игры была сформулирована госпожой Тредик, страдавшей эротофобией, которая в игре могла исполнять любую роль: и «кошки», и мудреца. Вот ее индивидуальная беседа с врачом.
Доктор К. Почему вы играете, если знаете, что здесь есть подвох?
Госпожа Тредик. Когда я с кем-то разговариваю, у меня всегда должны быть слова для продолжения разговора, иначе я краснею, за исключением разговора в темноте.
Доктор К. Почему вы не краснеете в темноте?
Госпожа Тредик. Но в темноте же этого никто не видит.
Доктор К. Мы должны поговорить об этом отдельно. Если вы прекращаете играть в «Почему вы не?.. Да, но…», то это интересный опыт и мы могли бы чему-то научиться.
Госпожа Тредик. Я не выношу попусту тратить время. Я это знаю, и мой муж это знает, он это всегда говорит.
Доктор К. Вы хотите сказать, что если ваш Взрослый не занят делом, то ваш Ребенок высовывает нос и морочит вас?
Госпожа Тредик. Да, это так. Вот почему все идет хорошо, когда я вношу предложения или мне предлагают, тогда я в безопасности и то, что я краснею, меня мало беспокоит. Пока Взрослый сохраняет контроль, мне удается справиться со стеснением, а когда оно возникает, то не вызывает такой паники и замешательства, как раньше.
Здесь госпожа Тредик очень убедительно показывает, что боится неструктурированного времени. Сексуально озабоченный Ребенок не имеет возможности заявлять о себе до тех пор, пока Взрослый находится в какой-то социальной ситуации, и игра обеспечивает адекватную структуру для функционирования Взрослого. Но чтобы поддерживать живой интерес пациента, игра должна иметь подходящую мотивацию. Выбор игры определялся экономией; принцип экономии обеспечивал максимум внутренних и внешних выгод в связи с конфликтом ее Ребенка по отношению к физической пассивности. Госпожа Тредик могла играть роль хитрого Ребенка, зная, что настоящий Ребенок не может доминировать, или роль Родителя, зная что он никогда не одерживает победы в этой игре, потому что ее девиз: «Не стоит волноваться, Родитель никогда не выигрывает». В конечном итоге это возвращает к амбивалентному бисексуальному поведению по отношению к родителям в период раннего детства.
Среди других игр можно назвать «Хитрость», «Алкоголик», «Деревянная нога», «Сцена», «Это ужасно», «Ты вовлек меня в это», «Я из этого не выпутаюсь», «Сражайтесь». Названия игр придуманы самими пациентами в зависимости от их воображения, способности очень нужной в техническом плане и эффективной в плане терапевтическом. В описательном плане каждая игра похожа на обычные регламентированные соревнования, как шахматы или футбол. По сигналу судьи белая пешка делает первый ход, или по свистку делается первый удар по мячу, игра начинается. Стимул Х получает стандартный ответ Y, на который Х дает стереотипную реплику.
После определенного количества ходов игра заканчивается развязкой, как в шахматах матом или в футболе счетом и победой. Таким образом, игра — это не манера поведения, не пастайм, но совокупность дополнительных трансакций, направленных на полезную цель. Игра «Хитрость» предоставляет прекрасный случай, правда опасный, увидеть, что происходит, когда игру прерывают. В этой игре «кошка» все разбивает, роняет, совершает всякое свинство и при этом каждый раз говорит: «Извините, я просто в отчаянии!» В типичной ситуации могут быть следующие «удары».
1. Белый опрокидывает стакан шампанского на вечернее платье хозяйки.
2. Черный сначала реагирует гневно, но чувствует (смутно), что, если покажет свой гнев, Белый одержит верх, поэтому усаживается на место, думая, что выиграл.
3. Белый говорит: «Извините, я в отчаянии».
4. Черный бормочет: «Ничего, пустяки»,и этоусиливает иллюзию выигрыша, победы.
После того как он прожег сигаретой скатерть, разорвал кружевную занавеску ножкой стула, вылил соус на палас, Ребенок Белого полон радости, что дал свободу анальной агрессивности и к тому же его извинения приняты, он прощен; в то же время Черный получил награду в виде контроля над своим бесконечным самообладанием. Таким образом, каждый извлек пользу из трудной ситуации, и Черный не выражает желания прервать дружбу. Надо отметить, что, как и в большинстве игр. Белый, который атакует, должен и хочет победить; если Черный покажет свой гнев. Белый выигрывает, если же Черный сдерживает себя, Белый может продолжать пользоваться случаем. В игре кто-то должен быть победителем.
В игре «Антихитрость» требуется игрок опытный и стремительный, который действует следующим образом.
1. Белый раздавил погремушку ребенка.
2. Черный, готовый ко всему, ждет, не говоря ни слова.
3. Белый, дезориентированный апломбом Черного, говорит: «Я в отчаянии».
4. Черный говорит: «Вы можете опрокидывать стакан на платье моей жены, жечь скатерть и рвать занавеску, выливать соус, как в прошлый раз, но я очень прошу вас не говорить при этом:„Я в отчаянии“».
Вот теперь анальная враждебность Белого обнажена публично, выгодам первичным внутренним, которые он извлекализ своих социально приемлемых проделок, и преимуществам первичным внешним от факта прощения — всему этому подрезаны ноги. Теперь интересно узнать, не признает ли он себя побежденным сразу же и не оставит ли поле битвы, просто хлопнув дверью? Или он сдержится и отложит реванш до другого раза? В том и в другом случае Черный теперь враг и преимущества Белого в опасности.
Эта ситуация показывает, что если игра и похожа на английский юмористический рассказ, в действительности она довольно серьезна. С динамической точки зрения задача игроков предохранить физическое равновесие, а если один побежден, это вызывает его гнев или такое состояние, которое в трансакционном анализе называют отчаянием (состояние, которое с клинической точки зрения отличается от депрессии и находит точки соприкосновения с экзистенциальным отчаянием).
«Алкоголик» — игра довольно сложная, так как в классической форме требует четырех участников, которые извлекают из нее преимущества и первого, и второго порядка. Большая игра требует преследователя, спасителя, «грушу» и «кошку». Преследователь обычно противоположного пола, обычно супруга, а спаситель того же пола, обычно врач. «Груша» — кто-то нейтральный, поставщик «довольствия», когда от него это требуют, который может быть пассивной мишенью агрессивных и неприличных упреков. Игра может ограничиться и меньшим количеством участников, но тогда они берут на себя по две роли. Многие учреждения публикуют правила этой игры и расписывают в ней роли. Чтобы быть «кошкой», надо принять утром стаканчик… А спаситель должен верить в Высшую Силу, ну и так далее.
Успех спасающих организаций зависит от того, что люди, которые предаются определенной игре, предположительно могут играть какие угодно роли. Такие организации могут успешно лечить людей от пьянства и не запрещать игру «Алкоголик». В данном случае происходит, кажется, замена роли «кошки» на роль спасителя.
Давно известно, что когда спасители делают ошибки, то «кошки» возвращаются в исходное состояние. Те люди, которые были алкоголиками, выполняют роль спасителей лучше, чем те, которые никогда не пили, потому что первые лучше знают правила игры и лучше умеют их применять. Игра называется «Алкоголик», а не «Алкоголизм» потому, что играется без бутылки.
Считается, что именно спасающие организации (в частности «Анонимные алкоголики») имеют наилучшие шансы на успех в лечении от токсикации, лучшие, чем другие методы, включая групповую психотерапию. Ясно, что алкоголики не собираются в родовые группы для психотерапии, и причину несложно обнаружить. Если основное назначение группы — помочь индивиду структурировать свое время с целью получения максимальной выгоды и интереса, то легко понять, что каждый человек ищет группу, которая в этой перспективе подходит ему наилучшим образом, которая с самого начала дает возможность развиться его воображению и шансам на успех. Если эти надежды не сбываются, человек уходит из группы. Случается, что люди остаются в психотерапевтической группе, если могут в ней играть любимую роль или видят возможность научиться лучшей роли.
Алкоголику нелегко вести свою специфическую игру в группе обычных невропатов или психопатов, и так как он не терпит, чтобы его надежды не сбывались, он быстро ретируется. Алкоголик может остаться в группе при соблюдении двух условий: если врач не осознает, что алкоголик успешно манипулирует группой (в этом случае он не достигает успехов в лечении), или если врач достаточно опытен и помогает алкоголику стерпеть обманутые надежды, пока не будут погашены сопутствующие конфликты. Ну а третье условие заключается в том, что алкоголик попадает в группу, где все играют в «Алкоголика».
Освоив метод социального контроля и перестав играть в игры, пациенты часто задают себе вопрос: «Что я стал бы делать на месте?», то есть «Как я стал бы структурировать свое время теперь?» Со временем vis medicatrix naturae берет на себя решение этой проблемы, позволяя Ребенку изобретать более естественную и конструктивную форму выражения, чем оригинальная игра, к удивлению и большому удовольствию пациента. Это не значит, что социальный контроль уже есть выздоровление, но в благоприятных обстоятельствах он приносит явное улучшение. Не может быть и речи, конечно, о том, чтобы врач придумывал все новые игры для пациентов «со стажем»; здесь он придерживается максимы Амбруаза Паре: «Я врачую. Бог исцеляет». Нетрудно объяснить, почему некоторые исцелившиеся алкоголики стараются ничем не выделяться в обществе,им очень сложно понять, что бы они «делали на месте…», потому что они не совсем освободились от прежней роли. Искать новые роли, сливаться с людьми, отличающимися от них, бывшим алкоголикам слишком трудно.
Игра «Деревянная нога» интересна и важна для психотерапии, потому что очень велико ее соответствие культурной среде наших дней. Подобно психоанализу фобий, здесь трансакционный анализ пропагандирует активную терапию; рано или поздно наступает момент, когда пациент самостоятельно должен спуститься в метро, пройти через мост, воспользоваться лифтом, и трансакционный анализ предпочитает, чтобы это делалось раньше, а не позже. Иногда он одобряет принцип: «Начинайте делать необходимое, проанализируем проблему потом». Пациент может ответить психиатрическим вариантом: «Я не могу, я невропат», как ответил бы человек с деревянной ногой: «Чего же вы ждете от человека с деревянной ногой?».
В действительности врач просит пациента только использовать то, чему он научился, и тогда, когда он готов к этому. Очень многие невропаты питают иллюзию, что они должны ждать окончания лечения и получить справку, прежде чем жить в обществе, и одна из задач врача — победить эту инерцию, если это вопрос инерции. Люди, имеющие привычку читать статьи о психиатрии, играют вариант «Деревянной ноги», говоря о проблеме acting-out: «Хотя я и делаю это, я не могу это проанализировать». Часто требуется хорошее клиническое исследование, чтобы решить, действительно пациент не готов или играет в «Деревянную ногу». Так или иначе, но врач не должен выступать против «Деревянной ноги», разве что при некоторых условиях. Раз в три месяца он должен индивидуально беседовать с пациентом, используя Взрослого, а не Родителя. И даже если пациент видит что-то Родительское в предложениях врача, важно, чтобы сам врач и другие члены группы видели Взрослый характер предложений. Некоторые формы «Деревянной ноги» действительно вызывают Родительский перенос у внушаемых врачей: больной, ссылающийся на слабость интеллекта, взывает к их снобизму, ссылающийся на хрупкое здоровье — к их симпатии, а ссылающийся на принадлежность к этническому меньшинству — к их предрассудкам. Следующая маленькая история раскрывает нелогичность этой игры и ее социологическую противоречивость в наши дни.
Господин Секундо претендовал на то, что помог оправдать одного пациента, процитировав заключение психиатра. Пациента обвиняли в злоупотреблениях по службе, но адвокат и господин Секундо добились оправдания, вызвав жалость присяжных.
Господин Секундо далее рассказал, что возбудил дело против обманувшего его компаньона, у которого тоже были тяжелые семейные обстоятельства, больная жена, однако это не побудило господина Секундо прекратить дело.
В трансакционном анализе четким отличительным свойством Взрослого является способность держать свое слово, и нести ответственность за взятое на себя обязательство; поэтому пациента можно считать наделенным этим свойством в той мере, в какой его Взрослый соответственно функционирует в данной ситуации. Врач выступает против «Деревянной ноги», когда это необходимо, и пациенты это понимают, а автор неимел прецедента ухода из группы из-за противодействия «Деревянной ноге». Говоря терминами структурного анализа. Ребенок может извлекать уроки из приобретенного опыта, и, следовательно, следует поддерживать, ободрять человека, когда он устремляется в мир, и чем раньше, тем лучше. Еще один силлогизм заключается в том, что каждый человек определенного возраста, как бы он ни был затронут с функциональной точки зрения, содержит в себе хорошо развитого Взрослого, которому при соответствующих условиях могут быть возвращены его полномочия. Данный силлогизм более оптимистичен и плодотворен, чем большинство общепринятых концепций.
Среди других названных игр «Сцена», с криками, с хлопанием дверьми, является классической защитой от сексуальных угроз между мужем и женой или отцом и дочерью, например. Иногда это финальная стадия «Фригидной женщины» («Ты только об этом и думаешь»).
Игра «Это ужасно» очень печальна, в нее играют в основном одинокие люди, коллекционеры хирургических вмешательств.
В игру «Ты вовлек меня» играют вдвоем, и темой ее могут быть деньги, секс или преступление; в игре участвуют «наивный» (ты) и «кошка» (я). Тот, кто попался, победитель. Противоположна этой игре игра «Мне из этого не выпутаться».
Ясно, что игры можно классифицировать по нескольким критериям. С нозологической точки зрения игра «Ты вовлек меня» носит параноидальный характер, а «Я из этого не выпутаюсь» — депрессивный. С точки зрения зон «Алкоголик» — оральная, «Хитрость» — анальная, а «Сражайтесь!» — фаллическая. Можно классифицировать игры по основным механизмам защиты, числу игроков, используемой технике, употребляемой терминологии и т. д. Есть игры-операции, они принадлежат к области интимности. Игра, по определению, должна включать «Трюк», заставляя вмешиваться трансакцию второго порядка. Операция есть прямая трансакция, которую выполняют во взаимодействии с другими, как, например, поиски утешения и получение его. Игра получается в случае, если человек, желая реально получить помощь и утешение, делает вид, что хочет совсем другого, или требует утешения, потом отказывается, чтобы собеседник почувствовал неловкость.
Анализ игр не только выполняет рациональную функцию, он придает интерес и дает жизнь серьезному развитию психотерапии, как индивидуальной, так и коллективной. Игру не следует ни принижать, ни возвышать, просто опытный врач должен воспользоваться теми преимуществами, которые она дает.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 863;