Аргентафинома
Особое положение среди опухолей пищеварительной трубки занимают опухоли, исходящие из аргентафинных клеток Либеркюновых крипт слизистой кишечника. В 1907 г. Оберндорфер (Oberndorler) назвал их карцинои-д а м и, так как они характеризуются смешением доброкачественных и злокачественных свойств. Они встречаются чаще всего в червеобразном отростке (50 случаев), далее в тонком кишечнике и значительно реже в толстой кишке, в прямой кишке, в желудке и очень редко в тератомах.12-15
Аргентафиномы червеобразного отростка, за некоторыми исключениями, ведут себя как доброкачественные опухоли. При других локализациях имеют тенденцию метастазировать в регионарные узлы (20% случаев), реже в печень, в легкие, в надпочечники, в почки. Но эти метастазы часто ведут себя необычно. Они характеризуются слабой тенденцией к генерализации, после радикального удаления первичных опухолей или после лучевой терапии больше не расширяются и даже уменьшаются. Заболевание может прекратиться и без какого-либо лечебного воздействия.
Серотонизм. Особое значение аргентафинных опухолей заключается в том, что некоторые из них продуцируют 5-гидрокситриптамин (с е р о т о н и н); это вещество, открытое в хромафинных клетках пищеварительного аппарата Эрспамером (Erspamer12) и Лембеком (Lembeck) в 1954 г., оказывает весьма значительное физиологическое действие, так как уже в незначительных количествах вызывает синдром так наз. серотонизма. Он обнаруживается, главным образом, при опухолях с метастазами в печень и имеет следующие признаки:
1. Flush: характерная окраска кожи верхней половины тела, характеризующаяся красными пятнами на синем фоне. При более длительном течении заболевания появляется постоянный цианоз, который не сопровождается поли-глобулией, а иногда и пеллагроидные кожные изменения;
2. правосторонняя сердечная недостаточность при стенозе a. pulmonalis и недостаточном смыкании трехстворчатого клапана',
3. астмоидное удушье,
4. поносы и переливание кишечного содержимого;
5. уменьшение диуреза и даже образование отеков.
Эти симптомы появляются приступообразно и объясняются фармакодинамическим действием серотонина и других метаболитов триптофана; количество этих веществ бывает увеличено до 4—6 (ir/мл по сравнению с нормальным уровнем их в сыворотке человека, составляющим 0,1 [ir/мл. Роль других веществ, особенно гистамина и норадреналина при возникновении этого синдрома точно не установлена до настоящего времени.
Фактором, вызывающим приступ, бнвает пища, нагрузка, употребление алкоголя, бананов, резерпина, применение гистамина или размозжение опухоли при эндоскопии, биопсии и операции.
Диагноз. Подозрение возникает на основании клинической картины вместе с рентгенологическими и эндоскопическими данными; подтверждает диагноз выявление серотонизма.
Производят это следующим образом: 1. путем внутрикожного введения серотонина, который вызывает общую реакцию; 2. путем количественного определения серотонинемии биологическим методом; 3. определением количества 5-гидроксииндолуксусной (HIA) кислоты в моче (в норме 1,5—12 мг за сутки). Эта кислота образуется из серотонина под действием моно-аминооксидазы, главным образом, в печени и в легких.
Лечение. В связи с относительно благоприятным прогнозом важно своевременное выявление и радикальное хирургическое лечение. Применение антагонистов серотонина (хлорпромазин, десерил) имеет только симптоматическое значение, эффективное, главным образом, при профилактике серотонизма при операции по поводу опухоли.
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 669;